«Я рожу тебе сына, дочка…»

С просьбой оформить договор о суррогатном материнстве в минскую нотариальную контору обратились жители Гродно, Жодино, Могилева, Минска. Суммы, которые фигурируют в документах, немаленькие: сурмамам обещано от 15 до 20 тысяч долларов за «услуги»

Суррогатная  мама  за  соответствующий  гонорар  готова   выносить  вам  ребенка

Сотни тысяч семейных пар во всем мире страдают бесплодием. Почти 30 лет назад английские ученые предложили свой выход из положения. 25 июля 1978 года в городке Оулдем в Англии родился первый ребенок, зачатый в пробирке. Многие европейские страны такими малышами сейчас не удивишь, но для Беларуси это явление достаточно новое. В Первой минской городской государственной нотариальной конторе заключили первые договоры о суррогатном материнстве.

Суррогатное материнство — вид вспомогательных репродуктивных технологий, основанный на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), то есть зачатии вне тела генетической матери и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины. Не во всех странах оно узаконено. В числе счастливчиков, где бесплодные пары могут стать родителями собственных биологических детей, Россия, Украина и Беларусь. Напомню, что институт суррогатного материнства в Беларуси был законодательно закреплен в 2006 году, когда в ст. 53 Кодекса о браке и семье были внесены соответствующие изменения и дополнения.

С просьбой оформить договор о суррогатном материнстве в минскую нотариальную контору обратились жители Гродно, Жодино, Могилева, Минска. Суммы, которые фигурируют в документах, немаленькие: сурмамам (вот так и возникают в нашем обиходе новые слова. – Авт.) обещано от 15 до 20 тысяч долларов за «услуги». Правда, в соседней России гонорар достигает уже 50 тысяч долларов. Один из договоров был заключен на безвозмездной основе. Как правило, помочь бездетной паре бесплатно соглашаются либо родственники, либо близкие подруги. Кстати, первая суррогатная программа среди родственников осуществилась в ЮАР в 1987 году, когда 48-летняя Патрисия Антони успешно выносила и родила троих собственных внуков для своей 25-летней дочери.

— Основа договора — согласие генетических родителей и суррогатной матери и ее мужа, — рассказывает заведующая Первой городской государственной нотариальной конторы Минска Светлана Гуринович. — Если потенциальная мама не состоит в браке, он также может быть оформлен.

Генетические родители заранее оговаривают место проживания суррогатной мамы во время беременности, стоимость питания и ухода за женщиной, медицинское учреждение, где она будет проходить полный медицинский осмотр, сроки передачи ребенка после родов. В частности, в одном из договоров стороны условились провести 4 попытки ЭКО с последующим помещением полученного эмбриона в полость матки суррогатной матери. В случае если после четвертой попытки беременность не наступит, договор можно расторгнуть. Суррогатная мать обязана передать ребенка генетической матери в течение суток после рождения ребенка.

Если генетическая семья решила завести одного ребенка, а суррогатная мать ждет двойню или даже тройню, то тогда может идти речь об операции по извлечению остальных эмбрионов. В мировой практике известен случай, когда суррогатная мама вместе с 20 тысячами долларов «гонорара» забрала еще и двух «незаказанных» детей.

— В случае искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям, а также рождения мертвого ребенка, суррогатная мать получает единовременную компенсацию в определенном размере в течение трех дней с момента выписка из медучереждения, — продолжает Светлана Федоровна. — Если роды будут противопоказаны или у ребенка будет генетическая аномалия, заболевание, тогда также выплачивается компенсация. В нашу контору обратились с просьбой заключить договор, но условия генетической мамы было — не встречать суррогатную. Нотариус отказал, потому что договор не может быть заключен, пока обе стороны не встретятся и открыто не обсудят все условия.

Желание генетической мамы не видеть суррогатную родительницу объясняется боязнью, что «мама напрокат» может отнять малыша или вовсе не отдать после родов. Белорусское законодательство в отличие от российского не требует согласия суррогатной матери на регистрацию рождения ребенка и для регистрации генетической матери в графе «мать». Сурмама не может забрать ребенка, иначе она понесет наказание.

Правда, бывает, что до родов дело так и не доходит: некоторые  женщины готовы поживиться за чужой счет или просто-напросто… пройти бесплатно полное медицинское обследование в хорошем медицинском центре. На различных Интернет-сайтах, посвященных суррогатному материнству, размещены так называемые черные списки — фотографии и сведения о женщинах, которые, пожелав стать суррогатными мамами, исчезали с задатком. Одной из них, к моему удивлению, оказалась белоруска (предположительно, проживающая в Молодечно). Просмотрев объявления на иностранных «суррогатных» сайтах, в разделе «сурмамы» я нашла и объявление нашей соотечественницы, которая, к слову, оказалась из… Молодечно. Совпадение? Возможно. Кстати иностранные бездетные пары предпочитают найти свое «суррогатное счастье» как раз среди жительниц стран СНГ. Причина проста: это им обойдется дешевле. Требования к потенциальным мамам разные —  возраст до 30—35 лет, отсутствие вредных привычек, заболеваний, желательно высшее образование и наличие ребенка. Зато наличие мужа не приветствуется — чтобы не задавать потом вопросов: а наш ли это ребенок?

Суррогатное материнство способно изменить чью-то жизнь, подарив кому-то счастье стать родителями. Чтобы не омрачить своей радости и избежать проблем в будущем, юристы советуют внимательно отнестись к составлению договора, учесть в нем все необходимые нюансы, тем самым обезопасив себя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter