Я пьян давно - мне все равно

Веселие на Руси есть пети.
Веселие на Руси есть пети... Экую глупость, однако, написал, ведь всем ведома знаменитая фраза, якобы сказанная Владимиром Мономахом во времена, когда Русь выбирала себе государственную религию. Веселие есть пити... - сказал великий князь, отвергая мусульманство, и тем самым недвусмысленно засвидетельствовал древнюю предрасположенность русского населения к беспробудному пьянству.

Однако все вовсе не так... Во времена Мономаха на Руси понятия не имели о пьянстве - пили в основном меды и рамейское вино. Причем пили редко, очень редко - либо празднуя победу, либо при рождении сына, либо справляя тризну. Питие вина или меда носило скорее ритуальный характер, да и стоимость рамейского привозного вина была высока. А что такое старинный русский мед, интересующийся может почитать в великолепной книге В.Похлебкина "Большая энциклопедия кулинарного искусства". Заглянувший в эту книгу поймет - мед, который созревал до готовности в течение нескольких лет, никак не мог стать причиной массового пьянства древних наших предков. Очевидно, что всемирно известное российское, белорусское, украинское, польское извечное пьянство - не более чем миф, придуманный завистливыми соседями.

Снова вы, почтенный автор, глупость сказанули... Какой миф? Выгляните в оконце, выйдите к продуктовому магазину, загляните в специальные статистические и медицинские справочники - ужас, что с пьянством творится, люди гибнут как мухи, десятками тысяч в год пропадают от "зеленого змия".

Хочу, однако, спросить: припомните, пожалуйста, формулу спирта из курса химии для старших классов... Правильно - С2Н5ОН. И, вспомнив курс органической химии, с удивлением сообразите, что углерод, кислород и водород - элементы, входящие в состав спирта, - необходимы для возникновения и эволюции всего живого. Так что без них, углерода, кислорода и водорода, невозможна сама жизнь. Древние это хорошо знали. Современным ученым удалось расшифровать надпись о терапевтических свойствах вин на усыпальнице фараона Пла-Хотепа, сделанную (страшно подумать!) 6 тысяч лет назад. Еще одну похожую надпись, датируемую третьим тысячелетием до нашей эры, нашли на глиняной дощечке при раскопках шумерского города Ниппур. После того как надпись расшифровали, стало известно, что жители города лечились исключительно вином. В том числе оно помогало пережить боль и моральные страдания от болезни. Праотец современной медицины Гиппократ, который поставил лечение вином на научную основу, говорил: "Вино - вещь удивительно соответствующая человеку, как в здоровье, так и в хворях. Его предписывают по необходимости и в определенных количествах в соответствии с индивидуальным телосложением". В Библии упоминание о вине встречается 450 раз! Святой Павел, например, в одном из посланий советует Тимофею подлечиться этим напитком.

Но это все о вине... Наше бытовое пьянство мы связываем прежде всего с водкой, с крепкими алкогольными напитками. Ну что же, поговорим о водке... Генуэзские купцы впервые привезли виноградный спирт (аквавиту) в Россию в 1387 году. Он становится известным при великокняжеском дворе, но не производит впечатления. Отношение к нему нейтральное, как к чему-то мелкому, частному, экзотическому, России и ее народа не касающемуся. В 1429 году в Россию вновь в большом количестве поступают образцы аквавиты как из Флоренции, завезенные русскими и греческими монахами и церковными иерархами, так и генуэзские, из Кафы, транзитом провозимые через Московское государство. И укореняться аквавита, водка (вода жизни) начала благодаря монастырям, где были и средства, и знания для строительства перегонных кубов, прототипа современных самогонных аппаратов. Но у древних монахов было в запасе и много времени, и желание прославить свой монастырь хорошим продуктом, поэтому они очищали водку, ароматизировали, настаивали, применяли для производства чистейшую, очень мягкую родниковую воду. Да и что это была за водка - до времен Петра ее крепость не превышала 14 градусов, так что знаменитая "Петровская водка" во времена Петра была слабее нынешнего "портвешка".

Я понимаю, что читатель в недоумении - если все так и было, откуда же "есть пошло" пьянство на крещеной Руси, то ужасное пьянство, которое доставляет столько несчастий живущим на нашей земле гражданам и столько хлопот государству, которое из-за пьянства собственного населения терпело и терпит немалые убытки?

Смею предположить, что пьянство как социальное зло появилось на Руси именно тогда, когда государство, словно медведь в посудную лавку, вторглось в эту очень тонкую область - производство и торговлю алкоголем. Впервые государственная монополия на производство и продажу водки была введена Иваном Грозным. Ему не хватало денег на войну с Казанским ханством, да и на все его многие войны тоже. Тогда кто-то из разумных советчиков предложил: "А давай-ка, царь батюшка, издадим рескрипт, что делать и продавать водку можно только по высочайшему повелению и в царевых кабаках. А денежку заберем в казну". Этот рескрипт свел на нет производство медов, сбитней, пива, монастырских наливок и настоек и залил Русь дешевой, не всегда качественной водкой. Известно, что царение Ивана Грозного не знало нехватки денег на ведение войн. Государственная монополия в водочном бизнесе с тех времен никогда не выпускалась из государевых рук. Благодаря ей строилась Российская империя, совершались победоносные походы, велись нескончаемые войны, сооружались флоты, гремели пушки в бухте Чесма, на Кавказе. На водочные деньги экипировались армии Александра Васильевича Суворова, они же скорее всего позволили Михайлу Илларионовичу Кутузову за несколько месяцев после сдачи Москвы, после Бородино, поставить под ружье новую армию, сломавшую хребет Наполеону.

Можно ли, учитывая все это, уповать на то, что государство хотело и могло бороться с пьянством собственного населения? Конечно, нет. Все великие российские цари лелеяли и холили пьянство собственных граждан, оберегали его, как бездонную бочку, наполненную неисчерпаемой золотой казной. Один раз в 1914 году Николай II ввел в России нечто наподобие сухого закона - и получил то, что получил. Большевики тоже попытались строить новое общество на принципах трезвости и ввели жесточайший сухой закон, но вовремя образумились, отменили его и подхватили великодержавное знамя водочной монополии, которое было освящено еще Иваном IV. Им тоже, видимо, не хватало денег... Все остальные попытки государства как-то ограничить пьянство были из серии "хотели как лучше, а получилось как всегда". Леонид Ильич Брежнев издал в 1972 году рескрипт, прошу прощения, постановление ЦК и Совмина "О мерах по усилению борьбы с пьянством". "Как лучше" - в постановлении были правильные слова об ограничении производства водки, улучшении ее качества, увеличении производства сухих вин и слабоалкогольных напитков; "как всегда" - оно привело к дальнейшей, жесточайшей, алкоголизации населения. Не помню, чтобы после этого постановления стало труднее купить водку, не помню, чтобы она стала вкуснее или слаще, не помню, чтобы больше стало сухого вина, его в те времена и так было достаточно, зато хорошо помню, что под прикрытием правительственных "указивок" на прилавки хлынуло море разливанное всяческих "агдамов", "солнцедаров", "плодово-ягодных" и т.д. Помню, думаю, и многие мои современники помнят, как от этого "пойла", которое "изготавливали" все, вплоть до самого зачуханного колхоза, в течение пары лет спивались здоровенные мужики. Ничему не научил опыт 1914, 1919, 1972 годов и Михаила Горбачева - его борьба с пьянством в Советском Союзе нанесла самый огромный вред - были вырублены виноградники и тем самым нанесен непоправимый урон виноделию, катастрофически развилось самогоноварение, в обиход вошли всяческие суррогаты от лосьонов и одеколонов до тормозной жидкости и клея БФ-2.

О том, что есть разные водки - для внешнего потребления и внутреннего, - догадывались многие. Догадывался и я, когда пробовал "Московскую" или "Столичную" за границей и сравнивал с отечественной. От той, сделанной на экспорт, никогда не болела голова, пилась она мягко, не драла горло - короче, принимая ее вовнутрь, верилось в те замечательные слова, посвященные русской водке, которые говорили многие умные и знающие толк в выпивке люди. Приезжая домой, удивлялся: да тот ли это продукт, та ли замечательная водка, которой в подметки не годятся ни виски, ни шнапс, ни джин, ни норвежская, картофельная "аквавита"? У меня нет данных, подозреваю, что они и сегодня входят в число государственных тайн, поэтому думаю, что существуют разные рецептуры, по которым готовилась водка на экспорт и для внутреннего потребления. Думаю так, потому что читал, как до конца 30-х годов в Ленинград прибывали пароходы за специальной водой из источников, которые били в верховьях Невы. Только из этой мягкой, живой воды получалась знаменитая водка "Смирнофф". Ознакомившись по книге В.Похлебкина с рецептурой изготовления "дворянских" водок, водок, сделанных исключительно из ржи, многажды очищенных, пропущенных через фильтры из березовых углей, "удвоенных" и "утроенных", разбавленных чистейшей, ни в коем случае не кипяченой, водой из самых заветных криниц, понимаю, почему Екатерина II не гнушалась такую водку посылать в подарок Вольтеру и почему Вольтер не считал такой подарок зазорным, а почитал водку выше любого европейского напитка. Я рад бы ошибиться, но, пробуя нынешние "Гжелку", "Посольскую", "Всеслава Чародея", понимаю, ординарные, то бишь массовые, водки, которые мы видим на прилавках наших магазинов, рядом с ними не стояли. Что уж тут говорить о вновь появившихся на водочных прилавках "крыжачках", "вермутах" и прочей дряни...

Есть, пожалуй, еще одна побудительная причина пьянства. Эта причина гнездится в глубине психологии и подвержены ей как видные люди, так и те, для кого пьянство стало болезнью. Но ведь любая болезнь бывает чем-то вызвана: то ли микробом, то ли вирусом, то ли всеобщим переохлаждением организма. Об этой причине прекрасно сказал Александр Блок: "Я пригвожден к трактирной стойке, /Я пьян давно. Мне все равно. /Вон счастие мое, на тройке /В сребристый дым унесено". Из этого четверостишия для себя я выделил три слова - "мне все равно". Когда человек теряет не только нравственные, но и социальные ориентиры, когда ему не к чему стремиться, когда угасли в душе честолюбие, гордость, когда все валится из рук и никому не хочется ничего доказывать и ничего не хочется добиваться в жизни, когда опускаются руки и гаснут глаза - это значит, что организм поражен ужасным вирусом, который разрушает социальный иммунитет, распахивает ворота для "зеленого змия".

Сдается мне, что на протяжении столетий, пестуя миф о беспробудном славянском пьянстве, пытаясь безуспешно бороться с ним путем запретов, законов, эдиктов, мы боролись со следствием, упуская из виду причину. У человека, который знает собственную перспективу, который верит в собственное будущее и знает, как его достичь, никогда не будет проблем с алкоголем. Тогда, пожалуй, вернутся домономаховы времена, когда веселие на Руси и в самом деле будет не "пити", а "пети"!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter