В 2015 году белорусские абитуриенты сдали экзамены лучше, чем в прошлые годы

Я поступлю тебя в лицей

СОВСЕМ недавно Министерство образования подвело итоги централизованного тестирования. В этом году абитуриенты сдали экзамены лучше, чем в прошлые годы. Такой показатель, как 277 стобалльников, позволяет утверждать, что молодые люди стали более серьезно готовиться к ЦТ. Однако вот какой здесь нюанс — оказалось, что средний балл по предметам у выпускников гимназий и лицеев гораздо выше, чем у школьников.


Например, с русским и белорусским языками выпускники лицеев и гимназий справились в среднем на 60 баллов, школьники — на 40, по математике — на 52 и 28 баллов соответственно. По физике еще хуже – всего 26 баллов у школьников, в то время как у лицеистов в среднем 52, а у гимназистов — 45. И так по каждому предмету. Комментируя итоги ЦТ, министр образования Михаил Журавков констатировал: выпускники гимназий, лицеев, где есть профильное обучение, сдают ЦТ намного лучше в отличие от выпускников обычных средних образовательных учреждений.

Было бы странно, скажут многие, если бы было иначе — профилизация ведь дает свои плоды. Но что получается: родители должны заранее позаботиться, постараться, чтобы их чадо всеми правдами и неправдами попало в гимназию или лицей, и не дай бог — в школу. Иначе — крест на престижной профессии и высокой карьере?

У одной моей знакомой сын после четырех классов сдавал экзамен в гимназию. Паренек смышленый и сообразительный, только вот беда — для зачисления не хватило одного балла. Означает ли это, что нужно огорчаться? Нет, снова скажут многие, ведь и в обычных школах работают кружки и факультативы, которые может посещать ребенок. Однако те, кому не посчастливилось учиться в лицее, а пришлось просиживать штаны за партой обычной школы, вспомнят, как там организована внеклассная работа. Не будем лукавить: не очень хорошо, мягко говоря. Помню, как сама при подготовке к ЦТ посещала такие допзанятия. И получалось часто, то учитель не мог со мной встретиться, то концерт в школе какой, то я не могла… Так и готовилась сама.

Весьма интересным на этом фоне выглядит мнение о работе школ жителей провинции, опрошенных социологами. Согласно этим данным, 19,8 процента горожан и 9,5 процента сельчан имеют определенные претензии к качеству учебно-воспитательного процесса. Так, не устраивает опрошенных как раз внеклассная работа — факультативы, кружки. Удовлетворенность здесь выразили лишь 35,8 процента жителей малого города и 44,1 процента сельчан. Выходит, я была неголословна.

 Что предложить в такой ситуации: возить детей в райцентр в гимназию? Но не у всех есть такая возможность. Нанять репетитора? Ответ тот же.

Однако преждевременные выводы делать рано. В том же исследовании социологов читаем: многие респонденты в той или иной мере удовлетворены заведением, в котором учится их ребенок. Как ни странно, больше таких ответов у сельчан. Удовлетворенность педагогическим составом выразили 53,7 процента жителей деревень и 44,9 процента горожан. Профессионализмом, который, в свою очередь, сказывается на подготовке учащихся, довольны 50,1 и 43 процента соответственно. Поэтому не все так плохо.

Кажется, никто не станет меня переубеждать, что и в обычной школе дети не менее талантливы, чем гимназисты, а учителя — толковые и грамотные. А неудачи наших ребят на ЦТ не стоит списывать только на отсутствие профильных классов и углубленного изучения предметов. Быть может, дело в усидчивости и старании? Ведь можно направо и налево хвалиться, как здорово учиться в лицее, плакаться, как же плохо в школе, а можно собрать волю в кулак, выучить все и поступить в вуз своей мечты. Так, например, было у меня. Я никогда не жаловалась, что хожу в сельскую школу, не считала себя какой-то обделенной. Наоборот, своей школой гордилась — ведь и в деревне есть хорошие педагоги. А если все это сплавить еще с трудолюбием и любознательностью — получится взрывная смесь. И неважно потом, как называлось место твоей учебы — школа, гимназия или лицей.

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter