Поэтесса Тамара Краснова-Гусаченко о времени и о себе

«Я пишу точно как вы...»

Сегодня на виртуальной трибуне в рубрике «СБ» — лауреат первой белорусской Национальной литературной премии в области поэзии литератор из Витебска Тамара Краснова-Гусаченко.

В  последний день сентября мне посчастливилось быть в городе Барань Оршанского района на творческом вечере «Наш славуты зямляк», посвященном 105–летию со дня рождения уроженца Барани, известного баснописца, бывшего в 1967 — 1971 годах главным редактором журнала «Вожык», заслуженного деятеля культуры Владимира Ивановича Корбана.

Не скрою, меня очень порадовало, что в этот холодный осенний вечер актовый зал ДК Барани был полон. Приехали в гости писатели из Минска, Витебска, Орши, читатели из Барани и Орши. Этот вечер стал очередным поводом для встречи активных представителей нашего общества, людей небезразличных, любящих книгу, любящих свое Отечество, чтущих и уважающих свою историю. Это чувствовалось во всех выступлениях, вопросах, которые потом, после вечера, задавали читатели приехавшим на встречу писателям. Тут же, непосредственно в зале, завязалась и активная подписка на журнал «Вожык».

Подошедший ко мне читатель Бараньской библиотеки Борис Благовещенский подарил свою книгу, а активный член литературного кружка при библиотеке Людмила Францева искренне поблагодарила, сказав дословно: «Спасибо за ваши книги. Они помогают жить. Я тоже пишу стихи. И они у нас с вами такие похожие. Я пишу точно как вы, всю правду...» Признаюсь, это для меня было очень трогательной оценкой. Искренней, до слез.

Таких непосредственных, живых и памятных встреч с читателями у меня, да и многих активных писателей Витебщины, регулярно работающих по пропаганде книги в библиотеках и школах, домах культуры и клубах области, немало. До пятисот литературных презентаций и встреч каждый год проводят только члены Витебского областного отделения общественного объединения «Союз писателей Беларуси».

И это не случайно. В Беларуси среди государственных приоритетов на одном из ведущих мест стоит забота о развитии отечественной литературы. Именно поэтому совестливое, искреннее, честное писательское слово всегда будет востребовано народом. Известно ведь, писатель без общения со своим читателем, будучи лишенным его ответной реакции, может элементарно потерять литературный, да и социальный слух творца.

Судя по обилию проходящих у нас литературных мероприятий на самых разных уровнях, государство несомненно ценит воспитательную роль литературы, содействуя популярности ее у читателя. Проводятся книжные ярмарки, осуществляются серьезные литературные проекты, книжные выставки, Дни белорусской письменности, многочисленные встречи авторов с читателями. И это мудрая политика. Ибо без литературы, без ее огромной воспитательной роли жизнь и процветание любой цивилизованной державы просто немыслимо. Бесспорно, что с духовно разбалансированным населением, не имеющим веры, не любящим свое Отечество, не знающим и не умеющим хранить свою культуру и историю, миру, обладающему даже самой могущественной экономикой и «оборонкой», не спастись. В основе жизни, в начале ее все–таки всегда «...было слово!» То есть мысль, энергия мысли, причем высокодуховной, созидательной.

Поздним вечером, возвращаясь из Барани в Витебск, я неотступно думала о словах моей почитательницы: «Я пишу точно как вы...» Разве это не высшая награда для писателя, когда на встрече совсем неожиданно находишь такой вот резонанс. Значит, не зря живу на этом свете, не зря пережитая и переживаемая мною жизнь выжимает из меня строки. Не зря, потому что они конкретно, адресно вполне поддерживают кого–то, помогают жить. И уж совсем не зря ездят по городам и весям наши неутомимые труженики–литераторы, на общественном транспорте добираясь до районных библиотек и домов культуры, дарят свои книги... Важную миссию выполняют сегодня библиотеки. На них, наших соратниках и помощниках, лежит огромный труд по предоставлению площадок для встреч «инженеров человеческих душ» с народом.

Мне думается, может быть, вовсе не обязательно стремиться порой ставить перед собой глобальные мировые задачи и проблемы? Гораздо продуктивнее и живее срабатывает самый простой, взятый из жизни, правдиво художественно оформленный образ. Это прочувствовано на многих литературных встречах. Есть у меня такое стихотворение «Дурачок», его часто просят почитать. Там речь идет о больном подростке, который жил после войны в нашей деревне со своей очень скромной и удивительно кроткой матерью, Марией. Хлопец был не по годам наивным, говорить не умел, а произносил только малопонятные звуки, чем–то напоминающие то ли вздох, то ли сожаление: «Йо–о–х!» Его так и называли все в деревне — Ехом. Жалели. Гостинчик давали. Но любила его безмерно только мать. Стерегла его. А он все равно заблудился и пропал. Да так пропал, что всем миром искали, искали, да все понапрасну. И только весной, когда растаял снег, Еха нашли замерзшим под сосной, что росла на краю деревни. Марья к тому времени умерла от разрыва сердца, от тоски, что недоглядела своего несчастного, и ее давно уже схоронили. А тут надо же крест поставить на могилку Еху. И вдруг становится ясно: никто не знает, как его звали на самом деле. Ну не писать же на кресте прозвище. А ведь было у него имя...

Так и поставили в желтый песок

Крестик с дощечкой: «Любимый сынок»...

Этими словами заканчивается стихотворение. И начинается прозрение у многих, кто его слышит впервые. А почему? Почему так часто происходит, что мы почти ничего не знаем о тех, кто вот сейчас живет рядом с нами, дышит одним воздухом, страдает одной болью, радуется похожей радостью?

Когда сажусь за письменный стол, просто не могу не писать предельно честно, помня светлые, наполненные благодарностью и верой искренние глаза дорогих мне читателей, безмерно любящих свой «родны куточак», родное слово, живущих светом любви и надежды на родной земле. Вообще, реалистическая честность в литературе, я убеждена в этом, главная ее ценность.

Писать только правду. Но писать так, чтобы в итоге, прочитав даже самую горькую истину о жизни, читателю хотелось жить. Жить и восстанавливать добро и любовь на земле, побеждая прежде всего самого себя в самом себе: свою собственную усталость, несостоятельность, лень, слабость. Известно же: возрождаясь и спасая самого себя, спасешь мир.

Тамара КРАСНОВА-ГУСАЧЕНКО, председатель областного отделения Союза писателей Беларуси.

Советская Белоруссия № 193 (24823). Четверг, 8 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter