“Я никогда не хотел быть актером...”

С 21 по 30 мая в городе Серпухове Московской области пройдет XV международный кинофестиваль “Золотой витязь”, в котором традиционно принимают участие кинематографисты Беларуси. Сегодня наш гость народный артист России, президент кинофестиваля “Золотой витязь”, председатель международного объединения кинематографистов славянских и православных народов Николай Бурляев.

— Николай Петрович, кто вы сегодня: актер, режиссер или общественный деятель?
— Зрителям я стал известен прежде всего как актер, затем как режиссер. Меня совсем мало знают как поэта, хотя у меня вышел двухтомник стихов. Сегодня же я прежде всего общественный деятель. Я никогда не хотел быть актером. На мой взгляд, актерство — это лицедейство, одно из самых древних увлечений. К сожалению, сейчас экран заполонили низкокачественные фильмы, а актеры по слабости душевной участвуют в этом безобразии. Они чаще избирают путь не к Богу, а к дьяволу. Они торгуют плотью и душой. Но если актер снимается в высокохудожественном фильме, с молитвой, то дело это вполне приемлемое и даже нужное для нравственного воспитания. Цель нашего объединения и кинофестиваля “Золотой витязь” — возрождение традиционных для славянской культуры ценностей, оздоровление современного кинематографа. Утверждение идеалов добра. Девиз нашего кинофорума: “За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека”.
— Вы частый гость в Беларуси. Как вы относитесь к Союзу Беларуси и России?
— Факт интеграции России и Беларуси — судьбоносное явление новой истории. Начало собирания славян — это благо не только для России и Беларуси, но и для всего славянского мира. Любовью и единением спасемся. Что касается культурных связей, то мы с Беларусью никогда не разъединялись и очень тесно сотрудничаем. Именно в Минске в 1996 году на кинофоруме “Золотой витязь” было создано международное объединение кинематографистов славянских и православных народов. В прошлом году в Минске очень успешно прошел театральный форум “Золотой витязь”. С марта этого года “Золотым витязем” начата благотворительная программа “Ветеранам российского театра и кино”. Нуждающиеся в лечении народные и заслуженные артисты Татьяна Самойлова, Владлен Давыдов, Николай Пастухов, Геннадий Корольков, Алексей Ванин, Раиса Куркина, Ирина Печерникова, Маргарита Анастасьева три недели находились в Минске в Доме милосердия, где прошли курс лечения и хорошо отдохнули.
— В этом году вам исполняется 60 лет. Как оцениваете себя на этом временном отрезке?
— Так же, как и в детстве, когда начал понимать, что я — это я, стал чувствовать собственную душу. Те ощущения остались и сейчас. Были они и когда снимался в фильмах “Андрей Рублев”, “Иваново детство”. Душа человека не меняется. Ее могут покалечить, но в наших силах воспротивиться и не предать ее. Для меня идеалом художника, пришедшего в искусство свидетельствовать об истине, был Андрей Тарковский. Он человек моей судьбы. Он повлиял на мое отношение к России. В те годы, когда это было немодно, Андрей Арсеньевич часто говорил: “Как бы трудно ни было, нужно жить и работать в России”.
— Правда, что вскоре после его смерти вы бросили пить и курить?
— Многие мои друзья — Владимир Высоцкий, Гена Шпаликов, Олег Даль, Юра Богатырев — очень рано ушли из жизни из-за пагубной привычки к алкоголю. Я понял, что если не брошу, то окажусь в их списке.
— Почему так рано уходят пророки?
— Дьявол боится России. Поэтому убили Пушкина, Лермонтова, Есенина, Шукшина, Талькова... Их убили, потому что они влияли на умы людей любовью к России. У Лермонтова есть такие строчки: “За дело общее, быть может, я паду!” Мой тесть режиссер Сергей Бондарчук мне лично говорил, что Шукшина убили. На идею развала СССР работали целые институты США, тратились огромные деньги. Но я уверен, что наше Отечество возродится благодаря вере и единению. Этому пример — Союз Беларуси и России. Люди поймут, что народ, разделившийся в себе, может погибнуть.
— Вы вспомнили Высоцкого. Расскажите, как вы познакомились?
— Мы познакомились на кинопробах к фильму “Иваново детство”. Высоцкий пробовался на роль капитана Холина. По сценарию мы должны были говорить друг другу “ты”. Я вначале стеснялся, но после первого дубля мы перешли на “ты” и в роли, и в жизни. Несмотря на то что мне было 14 лет, а Володе 22 года. Помню, после съемок мы вместе вышли из киностудии “Мосфильм”, и Володя предложил отметить знакомство. Он купил бутылку шампанского и налил мне первый в жизни бокал. К сожалению, Высоцкого не утвердили на роль в “Ивановом детстве”. Но мы вместе играли в фильме “Служили два товарища”. Я был счастлив играть вместе с Володей. Последняя наша встреча была в “Маленьких трагедиях”. После съемок Высоцкий всегда отвозил меня домой на своей машине. В последний раз, когда я выходил из машины, Володя сказал: “Сейчас приеду домой и напишу три песни: у меня план, по три песни в день”. Я очень переживал смерть Высоцкого, как будто хоронил очень близкого мне человека.
— А правда, что с детства дружите с Никитой Михалковым?
— Да, мы дружим с детства. Кстати, как актера меня открыл его брат Андрон Кончаловский. Я очень часто бывал у них дома и на даче. Часто шалили. Учась в Щукинском училище, мы с Никитой на даче тренировались, прыгая через три стола, кувыркаясь и падая. А по ночам вместе писали шпаргалки. Никита старше меня на год. Именно я предложил ему перейти из обычной школы в школу рабочей молодежи, где можно было заниматься вместо шести дней три дня в неделю. В этой школе учились будущие великие фигуристы Алексей Уланов и Ирина Роднина. Никита с детства обладал удивительным чувством юмора. Его юмор иногда шокировал педагогов. А поскольку к учебе он относился вольно, то появился предлог отчислить его из Щукинского училища. Меня тоже чуть не выгнали. Я опоздал к началу учебного года из-за съемок в фильме “Андрей Рублев”. Приехали через месяц после начала занятий, как раз в тот день, когда вывесили приказ ректора о моем отчислении. Пришлось походить, покланяться, и меня оставили. А Никита не стал проситься и поступил во ВГИК.
— Чему  в дальнейшем вы хотели бы уделить больше времени?
— По-прежнему “Золотому витязю”. Это, пожалуй, самое главное из того, чем я занят вот уже 14 лет, когда в 1992 году начал работать киноцентр “Русский фильм”. Первой его акцией и стал фестиваль славянских и православных народов “Золотой витязь”. Каждый год фестиваль приходит туда, где он нужнее, и к тем, кто готов принять его.
— Николай Петрович, чем отличается нынешний юбилейный “Золотой витязь” от предыдущих?
— Впервые в программе форума заявлены фильмы мастеров кино, исповедующих все религии мира. Впервые за пятнадцать лет существования “Золотого витязя” в конкурсной программе художественных фильмов не представлено российской картины. Впервые на кинофоруме фильмы о жизни иерархов церкви вынесены во внеконкурсные показы: “Подвижники и вера” и “Религия и XXI век”. В рамках XV “Золотого витязя” пройдет III съезд международного объединения кинематографистов славянских и православных народов. А также международная конференция “Единение славянских культур — альтернатива глобализации”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter