ГПК: польский военнослужащий попросил политического убежища в Беларуси

«Я не cмог молчать»

Эмиль Чечко. Январь 2020 г.
Вчера на польской границе сильно громыхнуло: это взорвалась настоящая информационная бомба, равная по мощности самой громкой сенсации. В Беларусь сбежал польский солдат, возмущенный бесчеловечным отношением официальной Польши к беженцам на границе. Вот как об этом инциденте сообщил вчера Государственный пограничный комитет:

«16 декабря в 17:50 вблизи белорусско‑польской границы на участке пограничной заставы «Тушемля» Гродненской пограничной группы белорусским пограничным нарядом в пограничной полосе был остановлен военнослужащий Вооруженных сил Польши Чечко Эмиль 1996 года рождения.

Мужчина заявил, что является военнослужащим 11‑го Мазурского артиллерийского полка 16‑й Поморской механизированной дивизии имени короля Казимира, части которой были переброшены для обеспечения охраны участка границы с Беларусью в период действия чрезвычайного положения на приграничных территориях Польши. В связи с несогласием с проводимой политикой Польши относительно миграционного кризиса и практикой негуманного обращения с беженцами военнослужащий попросил политического убежища в Республике Беларусь».
Наблюдать за панической и неуклюжей реакцией Варшавы было откровенно стыдно. Первые часы после того, как новость разлетелась в белорусском информационном пространстве, польские СМИ хранили гробовое молчание. А тем временем командование 16‑й Поморской дивизии распространило сообщение, будто солдат «погиб при исполнении задач»…
При этом зачем‑то объявило, что ведутся поиски геройски почившего жолнера. Затем оно же заявило, будто «не подтверждает сведения, распространенные белорусскими СМИ». Наконец, последним перлом жалких метаний польских генералов стала молния, что боец… исчез! Куда мог исчезнуть ранее похороненный своим командованием военнослужащий, не сообщалось. Завершил этот парад нелепых оправданий сам министр обороны Мариуш Блащак. Больше отпираться было бессмысленно (в интернете уже появились сканы документов Эмиля Чечко и снимки его участия в интервью белорусскому телевидению), поэтому Блащак поспешил заявить, что попросивший политического убежища солдат вообще‑то был проблемным, не в ладах с законом да и вообще уже уволился из армии. Но тогда почему «уволенного» искали всем личным составом дивизии? И что в таком случае «гражданский человек», к тому же не в ладах с законом, делал в зоне чрезвычайного положения, куда закрыт доступ даже Красному Кресту и журналистам? 
В общем, паны военные погрязли в собственной лжи, как в вязкой трясине. Польская публика не замедлила отреагировать на этот некрасивый спектакль требованием отставки опозорившихся генералов.
Впрочем, нас больше интересует, что же рассказал живой и здоровый Эмиль Чечко белорусской тележурналистке Ксении Лебедевой. Подробности сообщил телеканал «Беларусь 1». Публикуем фрагмент интервью: 

— Эмиль, расскажи, как ты оказался на территории Беларуси и почему у тебя появилось желание покинуть армию?

— Я дезертировал из армии через колючую проволоку, порвал штаны и поранил руку. Перебежал нейтральную полосу и увидел, что едет польский патруль. Я снял форму и окольными путями побежал в сторону Беларуси. Я решил покинуть польскую армию именно таким способом потому, что невозможно молчать о том, что творится на территории Польши.

— Сейчас польская сторона говорит, что ты создавал очень много проблем, и вообще заявляют, что ты… погиб. Что тебя сейчас не существует.

— Они просто не хотят признать, что после всего, что они сделали, они очень хотят замять это дело. Чтобы ни один солдат не сбежал. Они даже не смогли признать, что солдат сбежал и рассказал, что случилось. Сейчас единственное, на что они способны, — это сделать из меня самого плохого человека или вообще сказать, что я умер…

Также Чечко рассказал об убийствах на границе, свидетелем которых ему довелось стать

— Видел ли ты, как задерживают волонтеров из общественных организаций, которые проникали на территорию приграничья для помощи мигрантам?

— Я был в такой ситуации, когда подъезжал волонтер и начинал говорить: «Куда вы их (беженцев) ведете?» И пограничник просто выстрелил ему в лоб.

— Я правильно тебя понимаю, что они убивали в том числе и волонтеров? Обычных поляков? Ты это видел?

— Да, я сам видел как минимум две такие ситуации.

* * *

Стоит напомнить, что случай с Чечко далеко не единственный инцидент в войсках, призванных воевать с беженцами. В начале ноября в приграничье будто бы из‑за проблем с сердцем скоропостижно скончался 21‑летний польский солдат. А в середине того же месяца застрелился рядовой 17‑й Великопольской механизированной бригады, также выставленной против курдских женщин и детей. У польских солдат просто не выдерживают нервы. Вот и Эмиль Чечко попросил политического убежища в Беларуси потому, что не хочет участвовать в том беспределе, на который толкают армию польские власти.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Польский министр обороны Блащак, у которого разбегается армия, похвастался в своем «Твиттере» новым (на самом деле старым) приобретением. Польша закупила у США 300 бывших в употреблении колесных бронемашин с усиленной противоминной защитой. Министр заявил, что машины будут использоваться на восточном фланге страны. Соглашение на поставки с американцами подписано, бронемашины поступят в Войско Польское в первом квартале будущего года. Пока неясно, останутся ли к тому времени солдаты, которых можно посадить за руль бэушной техники. 

rud@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter