Валерий ДиДюЛя дал сольный концерт на «Славянском базаре в Витебске». Последний раз он стоял на витебской сцене 22 года назад. После выступления журналисты забросали маэстро вопросами.
— ДиДюЛя — это фамилия или псевдоним?
— Фамилия, ставшая псевдонимом. Она — музыкальная, в ней есть нота «ля».
— Вы же родом из Гродно?
— Да, я родился в Гродно. О нем только теплые воспоминания. Беларусь — край добрых людей. Я люблю свою родину.
— С чего все началось?
— С семьи. Мама любила музыку и ставила пластинки со сказками, которые сопровождались качественными мелодиями. Первую гитару купила мама, когда мне было пять лет. Мама следила за мной цепко и увидела, к чему я тянулся. Интерес к инструменту был необычайный — во дворе постоянно кто-то бренчал на гитаре. С первой гитарой пришли первые эксперименты со звуком. Пошел на курсы гитаристов.
— Вы же не оканчивали даже музыкальной школы?
— Не оканчивал, но и Владимир Семенович Высоцкий играл на расстроенной гитаре. В школьные годы занимался с преподавателем на гитарных курсах: изучал аккорды, приемы игры. В Гродно была аура игры на классической гитаре. Тогда же начал выступать в вокально-инструментальном ансамбле «Алые зори».
— Однако ансамбль распался.
— Тогда я пошел в другой — «Белые Росы». Это был очень авторитетный коллектив в Гродно, имевший гастрольный успех. Игралась, пелась и танцевалась разная музыка, собирали по деревням фольклор. Фольклор — фундамент культуры. Из фолка выросла моя музыка. С «Белыми Росами» я побывал в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии... В Испании произошло мое знакомство с фламенко, испанской народной традицией.
— Как на ваше творчество повлияло фламенко?
— Я был поражен господством ритма, импровизационностью, свободой, которые присущи испанской музыке. Это меня впечатлило до такой степени, что я решил: это именно то направление, которое мне нужно. По-своему переосмыслил это музыкальное направление и нашел в нем свои интонации и свой музыкальный язык. Шаг за шагом стали появляться пластинки.
— Как попали на «Славянский базар в Витебске»?
— Путь музыканта — путь воина, а доброе слово дает крылья. На белорусском телевидении проводился конкурс, куда приглашались молодые исполнители разных жанров. Я стал его участником. После отборочного тура открывались большие перспективы. По следам телеконкурса на фестивале «Славянский базар в Витебске» выступали артисты, участвовавшие в нем. Фестиваль дал известность, стимул продолжить занятие инструментальной музыкой под влиянием фольклора.
— Вы же еще и музыку пишете?
— С 20 лет я накапливал идеи, мелодии, аранжировочные ходы, как говорится, созревал. К 30 годам собралось настолько много идей, что они уже не укладывались в моей голове. Захотелось поделиться.
— А кумиры есть?
— Вместо них — люди, книги, природа, ситуации, музыка. Белорусский и русский фольклор сильно подпитывают. Слежу за молодыми исполнителями.
— Могли бы сыграть с незвездой?
— Да, если музыка его «переворачивает» душу, от игры которой останавливается сердце.
— Что для вас значит музыка?
— Я не играю музыку, я ей выражаю эмоции.
— Вы подавали заявку на участие в «Евровидении-2014».
— В дуэте с Максом Лоренсом подали заявку от Беларуси: подготовили яркий номер, который удивил жюри и зрителей. Текст к песне сочинил экс-вокалист Rainbow и Deep Purple Джо Линн Тернер. Помимо музыкантов на сцене были танцоры. В хореографию включили элементы сурдоперевода.
— Это стало необходимостью, ведь только с постоянным составом можно свободно гастролировать и давать концерты. Я начал искать людей, с которыми можно было бы разделить все радости и тяготы жизни «на колесах».
— Сколько у вас гитар?
— Более 35. На открытии «Славянского базара в Витебске — 22» выступал с канадской. Она сформировала мой репертуар. Гитара певучая не музейный экспонат. Инструменту уже более 20 лет, он сопровождает меня на гастролях, концертах, в студии. Гитара сформировала свой тембр и звук. Гитар очень много, и это не музейные экспонаты — они активно используются. Я их дарю другим музыкантам. На своем ютуб-канале рассказываю о гитарах. Люблю приходить в музыкальный магазин, скромненько сесть в уголке, взять какую-нибудь гитару и начать на ней перебирать струны. Если она меня поразит в самое сердце, то я могу ее тут же и приобрести. Прийти в студию и записать на ней только одно произведение, но это будет стоить того. Когда я покупаю гитару, я нежно ее обнимаю.
— Гитары из какого дерева вы предпочитаете?
— Из клена, ели, сосны, черного дерева. Инструменты — моя страсть. Чаще мне гитары делают на заказ. У меня есть и 18‑струнная. Рождение звука от струны — событие.
— Даете имена гитарам?
— Нет. Каждая гитара живет своей жизнью. Гитара не любит морозы, сухой воздух.
— Какой белорусский инструмент вам близок?
— Цимбалы. Этот струнный инструмент напоминает арфу. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек. У цимбал магическое звучание.
— В ваших произведениях заложена глубокая духовность.
— Если не соблюдать духовных законов, можно получить оплеуху.
— Как настраиваетесь на концерт?
— Концерт — это серьезный ритуал, квинтэссенция того, что делал по миллиметру на пути к сцене. Каждое произведение имеет свою драматургию, свое звучание, каждый инструмент влияет на композиторскую работу. Придает удивительные краски и тембровые оттенки, неизведанные звуки. Это состояние удивительное.
— Вы меняетесь с возрастом?
— Становлюсь толстокожим, балансируя между внешним и внутренним мирами.
— Что хотите сказать жестами во время концерта?
— Музыка обладает своей энергией, которая материализуется. Отсутствие слов — это хорошо, можно пофантазировать.
— У вас просто космическая музыка.
— Красивую музыку нужно делать с легким сердцем.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru