Выставка Шагала, Матисса и Дали откроется 1 октября в минской галерее "Дом картин"

Я держал в руках Шагала

Зачем в Беларусь приехали Марк Шагал, Анри Матисс и Сальвадор Дали?
Погожим сентябрьским утром к зданию под номером 89 на проспекте Победителей подъехал странный громоздкий автомобиль. Большой, бронированный, с затемненными стеклами и российскими номерами. На нем была надпись «Главдоставка». Вокруг удивительной машины мгновенно собралась толпа зевак. Такой автомобиль увидишь нечасто. Вскоре дверь открылась, из авто вышли крупные молчаливые мужчины в аккуратной униформе и начали бережно переносить в здание тяжеленные черные ящики, густо облепленные всевозможными этикетками, на которых были номера, какие–то непонятные обозначения, всевозможные штампы, печати и штемпели с подписями.



Загадочные черные ящики бережно, как полные чаши, которые нельзя расплескать, перенесли на второй этаж в художественную галерею «Дом картин». Когда бумаги были подписаны, печати поставлены, хранилище замкнули и бронированный автомобиль покинул стоянку, зеваки еще долго и с жаром обсуждали, что же привезли в тяжелых черных ящиках. Версии звучали разные. Кто–то даже сказал, что — золото, бриллианты! Поговорив и поспорив, собравшиеся разошлись.

А в тяжелых черных ящиках прибыли в Минск, преодолев тысячи километров, работы всемирно известных художников: Анри Матисса, Сальвадора Дали и Марка Шагала.

На следующий день мне повезло. Я стал свидетелем почти религиозного ритуала: на моих глазах черные ящики–сейфы один за другим открывали сотрудники галереи...

Кто такие Шагал, Матисс, Дали, знают все или почти все. Поворачивались винтовые замки, поднимались защелки. Шедевры, переложенные черным поролоном, бережно извлекались на свет. Сотрудники галереи охали, ахали, передавая их, как грудных детей, с рук на руки, ставили к стене и снова восхищались.



В ящике под номером один хранилась графика нашего земляка, художника, родившегося в Витебске, Марка Захаровича Шагала. Мне повезло: первой работой, оказавшейся у меня на руках, была «Мой дом в деревне». Нет, я не волновался, руки у меня не дрожали, но под ложечкой засосало. Слишком уж хороша и элегантна была работа. Шедевры появлялись на свет один за другим, переходя, переплывая, преодолевая на руках сотрудников галереи небольшое расстояние от ящика до стены. Вот пять работ, потом десять, потом еще и еще...

В другом ящике лежали рисунки и офорты Сальвадора Дали, а в третьем — графика и синие аппликации Анри Матисса.

О каждом из этих художников написаны сотни книг, тысячи статей, сняты художественные и документальные фильмы, каждый из них имеет свои мемориальные музеи. Все они — звезды первой величины, и подобными выставками наш Минск не избалован.

Когда волнение от встречи с шедеврами улеглось, я начал задавать вопросы. Меня интересовало, кто хозяин, кому принадлежит эта грандиозная (более двухсот двадцати графических листов) коллекция? Каким образом она прибыла к нам, сколько стоит страховка, доставка и прочее?

Сотрудники галереи и организаторы будущей выставки мне рассказали немало:

Анри Матисс.
«Обнаженная синяя III».
Марк Шагал. «Залив ангелов».
1960 год.

— Естественно, что владельцы подобных коллекций не очень любят показывать свои сокровища в частных галереях. Есть большой страх, что работы могут пострадать при перемещении. Подобных этой коллекции на всю Россию существует только три. Эта прибыла в Минск из Иркутска. Приобрели ее два российских бизнесмена в Нью–Йорке перед открытием аукциона. Сложность в том, чтобы разделенное на три части собрание, путешествующее по России, оказалось собранным в одном месте и экспонировалось три месяца. Переговоры тянулись полгода. Пока у нас две части, а третья должна прибыть в ближайшее время. Там будут самые ценные работы как Шагала, так и Дали.

Есть и четвертая часть. Там — Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Хуан Миро, но их мы покажем только в четвертом квартале 2016 года. Уже есть твердая договоренность с владельцами...

Доставку оплачиваем мы как принимающая сторона. Стоимость аренды под 10 тысяч долларов в месяц, а страховка всей коллекции — около 2 миллионов долларов сроком на пять лет. Стоимость работ в этих черных ящиках–сейфах разная (от десяти до ста тысяч долларов один лист). Те, кто разбирается в искусстве, без труда догадаются и поймут, какие из представленных работ — самые дорогие.

Cальвадор Дали.
«Сервантес». 1966 год.
Марк Шагал.
«Мой дом в моей деревне». 1960 год.

Я, естественно, догадываюсь, что самые дорогие в коллекции — аппликации Анри Матисса. Литографии, офорты и ксилографии можно повторить, сделав еще несколько оттисков (правда, это в том случае, если время пощадило литографские камни, листы цинка, дерево). И они могут (хоть и с некоторой натяжкой) считаться авторскими, а вот каждая аппликация — неповторима и существует только в одном– единственном экземпляре. Ведь она собственноручно вырезана мастером, а потом приклеена к листу бумаги или картона. Мне попадались фотографии, на которых старый и уже больной художник с ножницами в руках режет из темной бумаги фигуры обнаженных женщин и птиц, снежинки, цветы...

Все эти работы великого Анри Матисса относятся к его позднему периоду творчества (1948 — 1954 гг.), когда мастеру запретили заниматься живописью, когда он оказался прикованным к инвалидному креслу. Руки нашли яркую цветную бумагу, обычные ножницы и клей. Этого оказалось достаточно, чтобы делать невероятные работы: простые, лаконичные, яркие и выразительные. Знатоки считают, что аппликации — одна из вершин творчества французского художника.

Так вот эти работы с 1 октября будут висеть на стенах галереи «Дом картин» у нас в Минске, и каждый желающий сможет подойти, приблизиться и увидеть.

С Марком Шагалом и Сальвадором Дали минчанам везло больше, их работы у нас экспонировались. Но тем не менее в таком объеме графику этих мастеров еще никогда в Минске не показывали. Так что спешите видеть!

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter