«Я бы уговорил Ельцина поменять нас местами»

Друзья и сослуживцы с теплотой вспоминают Виктора Дубынина

Друзья и сослуживцы с теплотой вспоминают Виктора Дубынина

В который раз перечитываю строки, написанные о генерале армии Дубынине его друзьями и сослуживцами. Книга называется «Повесть о настоящем генерале».

Виктор Петрович родился в многодетной семье в Свердловской области. Затем родители переехали в поселок Большая Рига Курганской области. На Дальнем Востоке окончил танковое училище, а офицерскую службу начал в Краснознаменном Белорусском военном округе. Беларусь, образно говоря, дала ему крылья для полета. Здесь он возмужал, пройдя путь от взводного до командира полка. В Борисове нашел свою любовь, создал семью. Сюда он вновь возвратился после Афганистана – командующим 7-й танковой армией. Вскоре был избран народным депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва, провозгласившего независимость и суверенитет Республики Беларусь. Здесь остались многие его друзья и сослуживцы. Они-то, как и другие его побратимы, своими воспоминаниями «дорисовали» образ человека и генерала, отдав дань памяти этой удивительной личности.

Вот что пишет в воспоминаниях бывший председатель Борисовского горисполкома Петр Петух: «С ним было хорошо и надежно. Ему были интересны все люди, он любил общение и умел дружить. Светлый, добрый, очень ответственный за все человек… Его кандидатура рассматривалась на пост министра обороны Республики Беларусь. Кто знает, как все сложилось бы, если бы он был с нами…»

Афганистан стал для него особым испытанием, преподнесенным судьбой.   «Попал генерал Дубынин однажды среди белого дня в засаду. Справа – скалы до небес, слева – пропасть. Заполыхал первый бронетранспортер, ткнулся в скалу второй. Дубынин оказался распластанным на белой каменной дороге. Душманские стрелки бьют по всему живому и подозрительному. Дубынин лежал на спине. Без движения и признаков жизни. Шевельни пальцем – тут же с ближайшей скалы получишь смертельную пулю. Подполковник Белов (начальник связи 40-й армии. – Г.С.), как верный ординарец, лежал рядом с работающей рацией. И полтора часа, буквально на мушке снайперской винтовки, Дубынин по рации в положении навзничь руководил своими подразделениями, находившимися вне зоны огня. Он не орал подчиненным: «Я попал в засаду, спасайте!» Под носом у «духов» он хладнокровно, почти шепотом, отдавал приказы на подавление огневых точек, руководил боем. Ему даже не требовалось вызывать огонь на себя. Он и без того был в центре пекла, но управление подразделениями ни на минуту не потерял, вверенные ему подразделения держал в одном кулаке – на волне своей радиостанции».

Так проникновенно и емко поведал о командарме Дубынине в очерке «Ответственность командира» военный журналист генерал-майор Виктор Филатов. Дубынин, как, наверное, никто другой, вдоль и поперек исколесил весь Афганистан, участвовал в десятках боевых операций. Он управлял не по телефону из своего кабульского кабинета, а непосредственно на поле боя.

Вскоре он улетел к новому месту службы в Беларусь на равнозначную должность. Без обид и уныния. Вот что пишет по этому поводу в книге Герой Советского Союза, последний командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов: «Если речь шла о принципах, о судьбе порученного ему дела, о жизни людей, Виктор Петрович был непреклонен. Тогда для него не существовало авторитетов. Матом он не ругался и тон не повышал, но свою позицию отстаивал твердо. Не всем начальникам это нравилось. Вот удивляются, отчего он, три года провоевавший, бесконечно храбрый боевой генерал, имеет так немного наград? Отчего после Афганистана его направили служить на равнозначную должность командующего армией в Беларуси, хотя других переводили в Союз с повышением? Ответ понятен. Петрович был одним из немногих, кто говорил правду, какой бы горькой она ни была, он никогда не юлил и не стремился угодить начальству. Видимо, поэтому «в верхах» недоброжелателей у него хватало…»

А там, за Гиндукушем, еще долго не могли забыть своего командующего ни солдаты, ни офицеры, ни генералы. «Среди нас, служивших в Афганистане, он был лучшим», – напишет после о Дубынине генерал-полковник Георгий Кондратьев.

Немало добрых, искренних слов в «Повести о настоящем генерале» говорят народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон, генерал-полковник Игорь Родионов, писатель Александр Проханов, Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин, писатель Николай Чергинец и другие.

После службы на белорусской земле он занимал должности начальника штаба Киевского военного округа, командующего Северной группой войск. В июне 1992 года был назначен начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

В ноябре 1992 года ушел из жизни. Ему было 49 лет.

Искренней откровенностью, на мой взгляд, выделяются в книге признания генерала армии Павла Грачева о Викторе Петровиче Дубынине: «…Честно признаюсь: его авторитет в Вооруженных силах был выше, чем у министра. Я не расстраивался, наоборот, даже гордился: вот какой у меня заместитель!.. Такие командиры, как он, рождаются раз в сто лет. Я ведь прекрасно понимал: на моем месте, на посту министра, конечно, должен был быть Дубынин. И если бы не его болезнь, я бы уговорил Ельцина поменять нас местами: я бы стал у Виктора Петровича заместителем. Или с радостью вернулся бы в ВДВ…»

Действительно, интересная получилась книга. В ней туго и светло переплетены и воспоминания, и долг, и память перед боевым побратимом. Мне выпала честь знать его, служить рядом, общаться с ним. А присутствие генерала Дубынина делает любого человека лучше, смелее, честнее. Даже если Виктор Петрович присутствует только в нашей памяти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter