Я борюсь за дочь

Идет второй год, как власти Швеции отняли у моей дочери грудного сына...

Идет второй год, как власти Швеции отняли у моей дочери грудного сына, а саму ее отправили за решетку на семь лет. Сегодня Ольга находится в тюрьме Юстад, что в 700 километрах от Стокгольма — около Дании. Здесь отбывают наказание в основном граждане иностранных государств. Работает на тюремной фабрике, как пишет сама, крутит болты и гайки. Ну, и конечно же, несмотря ни на что, продолжается борьба и за свободу, и за сына...


Изначально Ольгу обвинили в том, что «у нее нет вида на жительство в Швеции и по этой причине она не может сыну обеспечить достойные условия проживания». Грудного ребенка просто варварски отняли и запретили видеться с ним. Ее блогом «Швеция без розовых очков», где дочь писала обо всем произошедшем, занялась криминальная полиция, затем последовало сфабрикованное против нее уголовное дело, и бесправная эмигрантка оказалась в тюрьме. Вот так в демократической стране, столь восхваляемой оппонентами белорусских властей, гусеничным колесом утрамбуют права человека, гарантированные «независимо от национального или социального, имущественного или сословного положения». В противовес именно этой статье устава ООН совершали свои беззаконные действия в отношении Ольги и ее детей «именем королевства» конкретные лица и структуры.


Я до последнего надеялась: апелляционный суд Швеции профессионально разберется в деле дочери и отменит зловещее обвинение — покушение на убийство бывшего мужа. Читаю переведенный на русский язык приговор. Масса противоречий, нет улик, изобилуют домыслы, как «было намерение, умысел». Или такой факт: суд признал, «Ольга жила в условиях сильного психологического давления и как следствие этого страдает стрессовой реакцией» (однако о сыне ни слова, как будто его и вовсе не было!). По мнению суда, этот фактор следует принять во внимание как смягчающий. Учли, как и то, что у нее двое несовершеннолетних детей, нет судимости — аж целый год скостили!


В итоге суд все же остался несправедлив к Ольге и рассматривал дело предвзято. Обращения журналистов и правозащитников не возымели действия, а тем, кто осмелился ей помогать, посыпались вежливые намеки на недопустимость критики Швеции и пригрозили возможными последствиями.


...А сегодня Ольга упорно и пока тщетно пытается добиться пересмотра дела и встречи с сыном. Эти свидания ей положены по законодательству шведского королевства. Однако ей отказываются даже представить информацию о местонахождении ребенка. Под напором соцслужбы вынуждены заняться «расследованием по поводу встреч с сыном». И вновь циничные выводы: «Адем маму не помнит и не скучает по ней, разговаривает только на шведском и турецком, коммуникация не представляется возможной». Еще просят, чтобы Ольга описала своего мальчика. «Боже, может, хоть ты образумишь этих бездушных людей? Ведь чем же еще, как не садизмом, все это назвать?» — с отчаянием напишет мне Ольга.


С просьбой помочь моей дочери в ее столь драматической судьбе там, на чужбине, я обратилась к Ее Величеству королеве Швеции Сильвии. Не только как к гаранту Конституции, но и как мать к матери. А чтобы наверняка мое послание попало к адресату, передала его через шведское представительство в Минске. Не получила даже формальной отписки!


...В тюрьме с Ольгой — много женщин, сидящих по аналогичной статье, но с меньшими сроками. Многие из осужденных просятся отбывать наказание в свои страны (там дети, родители, друзья), словом, своя земля есть своя земля. А особенно, когда попадаешь в беду, ностальгия охватывает наиболее остро. Я так и не выбралась к ней на свидание — подводит здоровье. Ольга скучает по оставшейся в Минске дочке и очень радуется, что та окончила пятый класс с почетной грамотой...


В качестве рекомендательных мер правозащитники вышли с предложением экстрадировать (депортировать) Ольгу в Беларусь, предварительно сняв с нее дикое обвинение и заменив его на более мягкое. Сейчас ее дальнейшая судьба во многом зависит от шведской стороны. Мое ходатайство о переводе Ольги в Беларусь рассмотрено нашей Генеральной прокуратурой. И я в самые сжатые сроки получила ответ: МИД Беларуси обратился в компетентный орган Швеции с просьбой представить необходимые документы для рассмотрения вопроса об экстрадиции моей дочери на родину. Из ответа следует, что после получения этих документов (в течение трех месяцев) вопрос о приеме Ольги будет рассмотрен по существу. Подобное ходатайство дочь отправила в департамент исполнения наказаний Швеции и получила ответ: письмо принято и отправлено в шведский минюст, который и будет принимать окончательное решение об экстрадиции Ольги. Дорога домой остается всегда...


Людмила КЛАСКОВСКАЯ.


P.S.


Из последних записей в дневнике Ольги:


«Все эти дни пребываю в состоянии глубочайшего патриотизма: по шведским каналам крутят кадры из Минска во время чемпионата мира по хоккею. Транслируют интервью со шведскими хоккеистами, в которых они хвалят Минск, наши кафешки показывают, где шведы кофе пьют. Все шведские комментаторы хвалят Минск, прием, арену, уровень сервиса. Мои надзиратели в тюрьме только и говорят о хоккее и поздравляют и с победами, и с тем, что нам выпала такая честь проводить в своей прекрасной стране чемпионат мира. Все сотрудники, посмотрев сюжеты по шведскому ТВ, говорят мне: а мы думали, что это белая Россия и она где–то в Сибири. Вся Швеция сейчас говорит о нашей Беларуси, узнавая ее и заново открывая для себя. Я их уже всех тут отучила, они не говорят больше Vitrussland, а говорят именно Belarus.


И тут как ложка дегтя: в выпуске новостей по одному из шведских каналов представители белорусской оппозиции наводят тень на плетень: мол, в Беларуси все плохо, власти плохие и чемпионат здесь вообще нельзя проводить. Шведы и то у меня спрашивают: а эти люди, которые так критикуют белорусские власти, они что, не рады, что мировой хоккейный чемпионат проходит в вашей стране? Сейчас о Беларуси говорят во всем мире! Это ведь престиж государства!


С недоумением шведов в данном контексте трудно не согласиться. Патриоты, желающие своей стране добра, так себя не ведут».

 

Советская Белоруссия №110 (24493). Пятница, 13 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter