XX век: скучная история в картинках
26.02.2009
Создатель «Бойцовского клуба», «Семи» и «Зодиака» Дэвид Финчер при помощи сценариста Эрика Рота («Форрест Гамп», «Мюнхен») выпотрошил грустный рассказ Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, нашпиговал его хитроумными спецэффектами и отдал на суд зрителей. Картина номинировалась на 10 (!) «Оскаров», но получила всего три, к тому же далеко не самых главных (оценили работу гримеров, арт–директора и визуальные эффекты).
...В ночь окончания Первой мировой войны жена пуговичного фабриканта Томаса Баттона (button — пуговица по–английски) рожает не младенца, а миниатюрного дедулю и умирает. Напуганный папаша сначала хочет «неведому зверушку» утопить, а потом оставляет на пороге дома престарелых. Новорожденного с радостью принимают в свою компанию старики обитатели и энергичные чернокожие хозяева богадельни. Дряхлый младенец Бенджамин (Брэд Питт, вернее, сначала голова актера Питта, хитроумно приделанная к тщедушному тельцу) растет — молодеет и крепнет — не по дням, а по часам. Здоровье улучшается, мускулы крепчают, морщины постепенно разглаживаются. Из инвалида на костылях он постепенно превращается в мужчину средних лет, потом — в молодого человека, юношу и т.д. На протяжении фильма герой хоронит всех, кого любил, или (неизвестно, что хуже в его ситуации) наблюдает их неуклонное старение.
По форме фильм напоминает классический «роман воспитания» с подробнейшим описанием жизни главного героя от рождения до благополучной смерти. Финчер не влил в старые меха ни капли молодого вина, не добавил ничего нового, кроме сверхъестественного, под стать визуальным эффектам. А ведь были завораживающе страшные «Семь» и «Зодиак», да и «Бойцовский клуб» до сих пор многим нравится, это ведь несравненное удовольствие — продавать днем, скажем, фильтры для воды, а вечером упоенно наблюдать за тем, как Брэд Питт бьет по физиономии Эдварда Нортона. Если стадия юношеского анархоинфантилизма сменилась в вашем сознании жаждой смотреть исторические телепередачи, то «жизнестрадательчество» господина Баттона — как раз то, что надо. Тут вам и Первая мировая война, и американские президенты, и годы «Великой депрессии» (чем не повод для параллелей с днем сегодняшним?), и предвоенный Мурманск с пьяными матросами, и Вторая мировая, и разгульная богемно–артистическая жизнь, и сомнительное повальное паломничество западной молодежи на Восток. Видимо, чтобы добить зрителя исторической насыщенностью, к концу фильма набирает силы ураган «Катрина», милостиво намеревающийся снести к чертовой матери все это безобразие.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» — своеобразная репрезентация главных событий XX века, мастерски превращенная в красивый, но бестолковый лубок. Рамочные повествования, винтажные кадры, прокрученная задом наперед пленка, воплощающая самую кинематографичную метафору — «повернуть время вспять». Экзотические персонажи: свободолюбивые пигмеи, отважные капитаны, жены шпионов, порочные балерины... Наконец, гигантские часы, отсчитывающие время вспять (это уж явный перебор).
Вынесенное в заглавие слово curios, то есть «любопытный», выглядит откровенным издевательством. Фильм длится 166 минут, а кажется, что часа четыре. Если Финчер хотел похвастаться своими техническими возможностями, следовало, пожалуй, умерить эпические амбиции. А если это была попытка дать характеристику свихнувшемуся веку, то получилось так, что не только главный герой впадает в младенческо–старческий маразм, но и сам язык повествования до мозга костей поражен болезнью Альцгеймера.