Взятка шестилетней давности

Какие коррупционные преступления 2009 года были самыми громкими?

Какие коррупционные преступления уходящего года были наиболее громкими?

В течение последних месяцев Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД Беларуси захлестнула волна новшеств. Прежде всего из названия службы исчезло слово «коррупция», появились новые отделы информационного и технического обеспечения, общественных связей, утвержден официальный знак ГУБЭП… В конце декабря начальником Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями назначен Эдуард НИКИТИН (на снимке). В решимости и твердости нового руководителя ГУБЭП бескомпромиссно защищать и отстаивать интересы государства убедилась внештатный корреспондент «Р» во время беседы с ним. Итак, первое итервью в новой должности.

– Эдуард Анатольевич, за борьбу с коррупцией с недавних пор отвечает Управление по борьбе с организованной преступностью. Значит ли это, что руководство подразделений БЭП вычеркнет коррупционную составляющую и противодействие взяточничеству из направлений своей деятельности?

– Однозначно, нет! Несмотря на «передачу» коррупции в ГУБОП, борьба с нею является и нашей приоритетной задачей.

– МВД активно ходатайствует о внесении изменений в ряд статей белорусского законодательства. В каких моментах, на ваш взгляд, закон не очень строг, а быть может, и не всегда справедлив?

– Наказание должно воздействовать не за счет строгости, а по причине его неотвратимости. Возьмем, к примеру, недавно закончившееся судебное разбирательство по хищениям в гостинице «Европа». Суд счел возможным не лишать свободы злоумышленниц, проводивших банкеты «мимо кассы», так как закон они нарушили впервые, погасили причиненный ущерб, вину признали и раскаялись в содеянном. Время, проведенное под стражей в ходе следствия, мера наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отсрочкой приговора на 2 года, конфискация имущества плюс лишение права занимать определенные должности на протяжении 5 лет – все это наверняка уже преподало им хороший урок. Суд не мог не принять во внимание и то, что у одной из осужденных на иждивении двое маленьких детей, а у ее «напарницы» – мать.

Другое дело, когда злоумышленники вовсе не страшатся наказания, так как их действия в кодексах не квалифицируются как преступные. Это, к примеру, касается вывоза металлолома из страны физическими лицами. До внесения изменений в Указ № 179 от 5 мая 1995 года, о которых уже несколько лет ходатайствует МВД, мы практически бессильны препятствовать движущимся в Россию караванам машин с ломом – никаких ограничений по виду перевозимого металла и допускаемому весу в нормативных актах пока нет.

– А требуются ли корректировки законодательства в отношении коррупционных преступлений?

– На мой взгляд, следует пересмотреть список из 14 коррупционных преступлений, к которым, помимо взяток, хищений, превышения власти, относятся и приписки, в том числе в сельскохозяйственном производстве – молока, мяса, зерна. Коррупция разлагает политическую и экономическую систему государства и выражается в продажности должностных лиц и общественных деятелей. Не думаю, что работник фермы, «подкорректировавший» отчет с целью получения премии к зарплате, совершил что-то подобное.

В наших планах совместно с Генеральной прокуратурой разработать проект закона о внесении изменений в КоАП и ПИКоАП в целях установления административной ответственности за коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также порядка привлечения к ответственности за эти правонарушения. Этот же проект закона будет касаться и руководителей государственных органов и иных организаций, не выполняющих требования законодательства о борьбе с коварным злом, в том числе непредставление сведений о выявленных фактах правонарушений, соз­дающих условия для коррупции.

ГУБЭП также выступает за введение статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предполагает уголовную ответственность за незаконное обогащение. Человек должен быть готов подтвердить свои расходы законно полученными доходами. Ведь когда госслужащий при зарплате в миллион рублей покупает особняк под Минском, вариант того, что он смог накопить такие деньги посредством законного заработка, практически исключен. Возможно, мы придем к применению мировой практики, где декларации доходов высших должностных лиц являются общедоступной информацией.

– Статью 88-1, в соответствии с которой граждане, уличенные в совершении преступления, повлекшего материальный ущерб, могут его возместить и быть освобожденными от ответственности, ввели в 1999 году. Насколько этот шаг себя оправдал?

– Одна из основных задач, поставленных перед ГУБЭП, – возмещение злоумышленниками причиненного государству ущерба. Есть несколько так называемых миллиардных дел в отношении руководителей крупных организаций, мерой наказания по которым стало именно возмещение материального ущерба, а не заключение преступника под стражу. Яркий пример тому – громкое уголовное дело, возбужденное в отношении должностных лиц ТД «Ждановичи». Было установлено, что своими действиями они причинили вред окружающей среде на 85 миллиардов рублей. В настоящее время этот ущерб погашается в соответствии с утвержденным графиком. До 2012 года государству будет возмещена вся сумма, а это немалые деньги для бюджета страны. Поэтому введение статьи 88-1 считаю нормой своевременной и полностью оправданной.

– А с другой стороны, потенциальный преступник ничем не рискует: поймали – вернул украденное, но ведь остается и шанс, что «пронесет».

– Шанс, скажу, минимальный. Статья 88-1 – это единичные применения в судебной практике, а количество выявленных экономических преступлений с каждым годом растет. За 11 месяцев текущего года таких фактов установлено 6865, что на 11,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ошибочно думать, что органами внутренних дел задерживаются только те лица, о которых рассказали в СМИ. Ежедневно за решение определенных вопросов берут мелкие суммы денег госслужащие, утаивают дополнительные доходы небольшие компании. И про все эти факты становится известно. Не так давно нами была выявлена и доказана взятка, полученная 6 (!) лет назад. Так что судите сами, работает ли здесь народное «авось».

– А если говорить как раз о крупных хищениях и взятках? Возбуждение каких уголовных дел вызвало наибольший общественный резонанс в уходящем году?

Не так давно была установлена преступная деятельность бывшего заместителя председателя Бобруйского горисполкома Валеватого, направленная на получение незаконных доходов при строи­тельстве и реализации квартир в Минске. На сегодняшний день Валеватому вменяется в вину хищение 765,7 миллиона рублей, получение взяток на сумму 711,8 тыс. долларов США и покушение на получение взяток на сумму $ 230 тыс.

Долгое время у всех на устах было дело, возбужденное в отношении бывшего замначальника УКС Мингорисполкома и руководителя одной из строительных столичных фирм, когда составлялись фиктивные акты выполненных работ по сносу индивидуальных жилых строений в границах улиц Солнечной—Козыревской—Бородинской—Либаво-Роменской Минска. Тогда злоумышленникам удалось похитить почти 1 миллиард рублей, принадлежащих Управлению капитального строительства Мингорисполкома.

Общественное внимание привлекли и дела, возбужденные в отношении бывших генеральных директоров предприятий «Гранит» и «Браславские озера», которые заключали заведомо невыгодные договоры на поставку оборудования и выполнение строительных работ соответственно. К резонансным я бы отнес и уголовные дела в отношении главы администрации одного из районов Минска, замглавы администрации Московского района Бреста, получавших незаконные вознаграждения за решение вопросов, входящих в их компетенцию. Примеров можно приводить много, ведь за 11 месяцев текущего года органами внутренних дел выявлено 3216 коррупционных преступлений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter