Киностудия “Беларусьфильм” выпустила юбилейную DVD-серию фильмов, в которую вошла картина “Часы остановились в полночь”

Взрыв на Театрштрассе

В прошлом году к своему 90-летию киностудия “Беларусьфильм” выпустила юбилейную DVD-серию фильмов, в которую по праву вошла одна из самых знаменитых советских картин “Часы остановились в полночь”


Церковь Святой Марии Магдалины сегодня.

Скептики могут сказать, что автор сильно перегибает палку насчет “самой знаменитой”, и будут не правы. Кинолента “Часы остановились в полночь”, включенная авторитетными экспертами в “Золотую дюжину Беларусьфильма”, фильм культовый, один из лидеров проката СССР конца 50-х годов прошлого века. Только в 1958 году, когда она вышла на экраны некогда огромной единой страны, ее посмотрели более 35 миллионов зрителей.  

Более того, этот фильм, снятый по сценарию Алеся Кучара известным режиссером Николаем Фигуровским, не только знаковое явление в искусстве Беларуси, но и часть нашей истории. Сюжет киноленты раскручивается вокруг операции минских подпольщиков и партизан по ликвидации ставленника Гитлера, генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе (в фильме Вильгельма фон Кауница). В ней сошлись несколько интереснейших исторических линий, о которых большинство зрителей и не догадываются. Но самое примечательное, что кинофильм теснейшим образом связан с географией  Минска и может быть своеобразным путеводителем по мемориальным местам Минского подполья.

От Сторожевки до Красного костела


Начать путешествие (виртуальное или реальное) можно у белоснежных стен церкви Святой Марии Магдалины на Сторожевке. Храм в фильме играл роль резиденции фон Кауница и мало походил на культовое здание. Ведь после войны купола церкви снесли, над стенами возвели двухскатную крышу, соорудили парадный вход с колоннами, которые часто мелькают в фильме. Долгое время в бывшей церкви находился Белорусский государственный архив кинофотодокументов, который в 1987 году переехал в Дзержинск, после чего храму вернули первозданный вид. Интересно, что в ряде других сцен в роли резиденции Кауница выступали помещения Красного костела, где тогда  размещались съемочные павильоны киностудии “Беларусьфильм”.

Недалеко от церкви Святой Марии Магдалины есть еще одно место, связанное с историей покушения на Кубе, но не киношной, а реальной. Если пройти в сторону гостиницы “Беларусь”, ориентируясь на стелу “Минск – город герой”, и спуститься к Свислочи, то можно увидеть мостик из металлоконструкций. Осенью 1943 года на этом месте был другой мост – деревянный. По воспоминаниям Марии  Осиповой (Ганна Черная – по фильму), именно здесь ее встретил подпольщик Николай Дрозд, когда она несла из партизанского отряда Димы в корзинке с брусникой две магнитные мины.  Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе Вильгельма Кубе...


Кадр из фильма:
Домна (Лидия РжецкаЯ), Ридель (Евгений КарнАухов)
 и Марина Казанич (Маргарита Гладунко).


Однако мы пойдем в другую сторону – по улице Киселева до того места, где она пересекается с улицей Чичерина. Обе главные героини реальной истории покушения на Кубе – Мария Осипова и Елена Мазаник (в кинокартине Марина Казанич, которую блистательно сыграла молодая артистка Купаловского театра Маргарита Гладунко) последние годы своей  жизни прожили в соседних кварталах: Мария Борисовна — в доме № 11 на ул. Киселева, а Елена Григорьевна — на ул. Чичерина в доме № 2, о чем свидетельствуют мемориальные доски на стенах зданий.

Пройдя до улицы Красной и повернув направо, можно спуститься на набережную Свислочи и по ней дойти до Центрального детского парка. В парке – у моста со стороны улицы Карла Маркса – в 1943 году состоялась первая встреча Марии Осиповой и Елены Мазаник. Это рандеву  через сестру Елены Валентину Щуцкую организовал директор немецкого кинотеатра, подпольщик Николай Похлебаев. В фильме нет такого героя, но в этой истории его роль весьма значима. Он не только познакомил Осипову и Мазаник, но и обеспечил машину для бегства диверсанток из города. По фильму в парке Ганна Черная (артистка Евгения Козырева)  встретилась с Риделем (Евгений Карнаухов), который представился Марине Казанич как немецкий коммунист, и попытался таким образом проникнуть в подполье.

Поднявшись по улице Маркса до пересечения с улицей Энгельса, мы попадем на место, где на самом деле наступила развязка этой удивительной истории. Напротив кинотеатра “Пионер” в годы войны стоял примечательный трехэтажный особняк, который Вильгельм Кубе выбрал своей резиденцией. Изначально  дом, построенный в конце 19 в. дворянином Янчевским, имел два этажа: третий этаж надстроили по указанию Кубе. Сюда генеральный комиссар Беларуси, живший до этого на улице Герцена, переселился летом 1943 года. В этом доме на Театрштрассе, как называли немцы улицу Энгельса, гитлеровский наместник и погиб от взрыва партизанской мины в ночь на 22 сентября 1943 года.

В середине 70-х годов особняк снесли, и сегодня его можно увидеть только на фотографиях. Кстати, здесь же – на ул. Энгельса недалеко от резиденции Кубе — в несохранившемся доме № 34, в годы войны жила Елена Мазаник.

Застывшая история


В аннотациях пишут, что сюжет фильма “Часы остановились в полночь” основан на реальных событиях, происходивших в Минске осенью 1943 года. Но это верно только отчасти. Художественного вымысла в картине гораздо больше, чем исторических фактов. Впрочем, создатели фильма и не стремились один к одному воссоздать одну из самых известных операций минских подпольщиков. Гораздо важнее, что  фильм стал первой кинолентой о героях подполья, созданного в Минске летом – осенью 1941 года. Полтора десятилетия минский подпольный горком считался подставным центром гестапо, а его секретарь Иван Ковалев – предателем. Правда, про это в фильме нет даже полунамека. Предатель в картине есть, это некто Никонов (артист Здислав Стомма), но в подполье его внедрило гестапо. А руководитель подполья Ганна Черная  показана как пламенная патриотка и героиня без страха и упрека. Хотя на самом деле ее прототип – Мария Борисовна Осипова, которая сподвигла Елену Мазаник на ликвидацию Вильгельма Кубе, Минским подпольем не руководила и даже не входила в  состав подпольного горкома...

Во время войны на Театрштрассе в здании нынешнего театра Янки Купалы находился “Менскi гарадскi тэатр”, с которым связан трагический эпизод неудачного покушения на Кубе 22 июня 1943 года. В этот  день в театре проходили торжественные мероприятия по поводу создания оккупантами белорусского Гитлерюгенда – профашистского Союза белорусской молодежи. Подпольщики, узнав что в театр приедет Кубе, решили организовать диверсию. В фильме об этом теракте говорится, как о провокации гитлеровцев. На самом деле, когда партизаны поняли, что в зале будет много горожан, решили обезвредить установленный заряд. Но неудачно. Заложенная взрывчатка сдетонировала, несколько человек погибли, в том числе и сами диверсанты...

Однако для заядлых театралов и киноманов фильм “Часы остановились в полночь” имеет особую ценность по другим причинам. Впервые в истории кинематографа Беларуси  в нем было задействовано целое созвездие белорусских артистов — Дмитрий Орлов, Лидия Ржецкая, Стефания Станюта, Зинаида Броварская, Здислав Стомма, Леонид Рохленко, Маргарита Гладунко, Павел Пекур. Фильмов полвека назад снимали мало, и талант многих известных артистов театра того времени в буквальном смысле остался за кадром.  Мы же благодаря фильму Николая Фигуровского можем сегодня наслаждаться великолепной игрой тех, кого в силу возраста нам не довелось увидеть на театральной сцене.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter