По поводу трагедии в Березинском районе

Взрыв на краю поля

Прочитаешь, услышишь такую жуткую новость — вздрогнешь и вспомнишь... Хотя понимаешь, что опоздал, что после драки кулаками не машут. И еще со злостью пару пословиц и ругательство с языка сорвутся.



«В Березинском районе два школьника подорвались на снаряде. По предварительной информации, накануне около 17.00 дети гуляли в поле возле деревни Вешевка Березинского района. Они нашли снаряд времен ВОВ. Через некоторое время боеприпас взорвался. Двое погибли. Одному ребенку удалось добраться домой. Его госпитализировали в больницу с травмами различной степени тяжести...»

Одному мальчишке было семь, другому — восемь... Дети на учете не состояли, семьи благополучные. Расследованием занимается Следственный комитет. Заведено уголовное дело.

Не писал бы, но...

Я тогда учился в школе, кажется, уже в восьмом классе, когда знакомые пацаны с соседних улиц нашего городского поселка нашли ржавый снаряд. Никому ничего не сказали, обрадовались, затащили его на поле. Дело было осенью, дождик накрапывал, ветер дул. Разожгли костер, положили снаряд в огонь, а сами, как и положено, отбежали подальше и залегли. Долго лежали на мокрой траве, переговаривались нетерпеливо. Ржавый снаряд взрываться не хотел, дождь костер потушил... Сначала один, самый смелый, подошел к погасшему костру, следом и друзья подтянулись. Решили костер раздуть. Натаскали новых веток, соломы из стога. Костер не хотел разгораться, а вот снаряд взорвался. Двое погибли на месте, третий, прижимая руки к животу, добрался, дополз до дороги, но и его врачи не спасли...

Через пару дней после похорон детей во всех школах нашего гэпэ читали лекции, рассказывали, убеждали, пугали, чтобы мы ни к каким старым и новым боеприпасам не прикасались, в земле не копались. А если что подозрительное найдем, то сразу же должны сообщить о случайно найденных снарядах, гранатах, минах и бомбах взрослым, милиции, учителям.

Думаю, что и в школах Березинского района сейчас подобные лекции читают, пугают, умные слова говорят, убеждают...

Вы думаете, те лекции сильно нам помогли? Может, неделю или две пацаны патроны и всякое такое не ходили искать, побаивались. Еще похороны перед глазами стояли, но потом, как и водится, все забылось. Снег выпал, уже не до раскопок, земля замерзла...

А весной случилось вот что. Идет через школьный двор ученик четвертого класса, он в соседнем доме жил. Сопит, тяжеленную хозяйственную сумку тащит. Весна, солнце яркое светит, мальчишка торопится. Это после первой смены было. Навстречу ему учитель школьный хромает. Мальчишка поздоровался, и учитель ему ответил. Разошлись. Но учитель вдруг остановился. Обернулся и пацана окликнул. Подошел к нему и спросил: «А что это ты, Игорек, в сумке тащишь такое тяжелое?» Игорек покраснел, побледнел. Сумку свою на землю поставил.

А тут как раз дети из школы на спортивную площадку высыпали, кричат, смеются, галдят, а с ними учительница физкультуры. Что–то неладное учитель математики заподозрил. В сумку хозяйственную заглянул — и окаменел на месте. В сумке лежит круглая мина. Большая, ржавая, противотанковая... Игорек глазами хлопает и невинно так учителю сообщает, что несет мину в школу — сдавать. Хотел уже сумку в руки взять, да учитель не позволил. Детей быстро всех с площадки в школу загнали. Вызвали милицию и саперов. Через два часа ту мину военные взорвали за озером, на поле. Дальше везти не рискнули — очень ржавая. Взрыв был такой, что стекла в домах и в школе дрожали.

Игорек потом признался, что именно за озеро он свой страшный груз тащил, чтобы самостоятельно бабахнуть. А его приятель Витька в это время побежал домой за спичками для костра. Самая короткая дорога к озеру вела через школьный двор.

Повезло! Что учитель ребенка остановил, в сумку заглянул... Повезло, что учитель математики был фронтовиком, что такое боеприпасы, знал не понаслышке.

Зачем я все эти страхи вспомнил?

Обычно мы начинаем за голову хвататься, волосы на себе рвать, когда уже поздно, когда несчастье произошло и ситуацию исправить невозможно. Вот думаю, а что, неужели нельзя перед весной, когда снег сходит, а земля прогревается и дети начинают в ней копаться, рассказать им, предупредить. Научить не трогать подозрительные ржавые железные предметы...

Напугать, в конце концов. И не только учителя должны это делать, но и родители, чтобы потом за голову не хвататься, волосы на себе не рвать.

ladzimir@tut.by

Фото: sb.by

Советская Белоруссия № 58 (24940). Среда, 30 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter