Взрослое детство

В мастерской Иржи Трнка, где я оказалась в день открытия, я видела взрослых людей, которым только дай повод поиграть в куклы, и они ни за что не смогут отказаться от этого соблазна
Знаете, что помогает чешским предпринимателям продвигать свой экспорт в Китае? Продать что–то в Китай, сами понимаете, занятие не из простых, но для Чехии, экономика которой почти на 60% зависит от экспорта, это жизненная необходимость. Так вот, чехи въезжают в Поднебесную на «Кротике» — знаменитом мультфильме, первая серия которого вышла в 1957 году. Но так хорош этот неговорящий крот (озвучен он был только в первой серии, а потом — одни восклицания, не требующие перевода), что его любят по всему миру, включая Китай. Там, знаете ли, до сих пор не отменили политику ограничения рождаемости (хотя послабления делают), так что ради заливистого смеха единственного дитяти мамы–папы, бабушки–дедушки готовы далеко не только Кротика покупать во всех его образах и обличиях. Кротик ассоциируется с Чехией, а это хорошо для бизнеса.


Вы ведь тоже Кротика помните? И я вспоминаю и улыбаюсь. Чешская анимация это вообще отдельная и весьма занимательная тема. Когда приедете в Пльзень (а ведь мы уже договорились, что в этом году сюда нужно ехать за культурой и пивом), обязательно побывайте в мастерской Иржи Трнка, которого раньше часто называли восточноевропейским Уолтом Диснеем. Его сын Ян Трнка, курировавший открытие мастерской отца в рамках акции «Пльзень — столица европейской культуры–2015», соглашается с этим только с оговорками. Техника у аниматоров очень разная (в отличие от рисунков Диснея Трнка предпочитал куклы), но вот если бы Иржи Трнку поместить в те же предпринимательские условия, что были у Диснея... Тогда да, очень возможно, что чешский (хотя все же правильнее говорить чехословацкий) аниматор как минимум сравнялся бы с американским коллегой. Ведь своя студия у него была: «Иржи Трнка и братья в мультипликации». И призы на самых престижных кинофестивалях мира — Каннском и Венецианском. Разве остались в наше время люди, думающие, что мультипликация — это детское развлечение? Или только развлечение? Тогда вам нужно посмотреть мультфильмы Иржи Трнки (благо сегодня в интернете их можно найти без проблем). После «Руки» вы поймете, что анимация — вещь серьезная. Для самых взрослых. Ян Трнка так и говорит: «Фильмы, созданные моим отцом, не предназначаются детям, и было бы ошибочным полагать обратное. Надо сказать, что детям они и не по вкусу. Это киноленты, которые нравятся взрослым, вспоминающим о никогда не прожитом ими детстве».

Конечно, вы сразу начнете мне пенять и говорить, что гениальный «Ежик в тумане» тоже фильм для взрослых. И я, конечно, соглашусь, но замечу, что «Ежик» появился в 1975 году, а «Рука» — на десять лет раньше. То, что фильм прошел цензуру в социалистической Чехословакии и его выпустили на фестивали, удивляет меня сегодня так же, как удивило автора полвека назад. Он счел это «недосмотром», а я только могу предположить, что на его счастье ему достался цензор без полета фантазии. Правда, потом власти опомнились и фильм на 20 лет лег на полку, но в 1984 году вошел в первую десятку лучшей мировой анимации (к сожалению, автора уже давно не было в живых). Что, заинтриговала я вас? Не буду рассказывать сюжет, намекну лишь, что это в лучших традициях Оруэлла. И актуально далеко не только для социалистической Чехословакии. 

  

...Мир Иржи Трнка завораживает с первого шага в его мастерской. В том числе узнаванием. Смотришь на кукол и понимаешь, что с ними уже знаком — как раз из детства, сколько бы ни пытался убедить меня в обратном его сын Ян. Но если вы посмотрите «Веселый цирк» и «Цирк Гурвинека» с такими узнаваемыми Спейблом и Гурвинеком (уникальные плоские вырезные марионетки, кажется, что фильмы рисованные, но на самом деле они кукольные), то поймете, что Иржи Трнка — и для детей тоже. Хотя его «Бравый солдат Швейк», как и «Рука», — взрослое кино.

В мастерской Иржи Трнка, где я оказалась в день открытия, я видела взрослых людей, которым только дай повод поиграть в куклы, и они ни за что не смогут отказаться от этого соблазна. Здесь можно снять свой мультэпизод. Вот кукла в декорациях, вот камера — вперед, твори. Но какой это, оказывается, кропотливый и неспешный труд! Поднял руку (нет, не ту «Руку») на чуть — зафиксируй на камеру, поднимай снова. По миллиметру, по едва заметному движению. Анимация не терпит суеты при создании. А чтобы создать видимость суеты на экране, требуются усилия немалого количества людей.

«А какого размера куклы?» — спрашивает знакомая чешка, узнав, что в мастерской Иржи Трнка я видела кукол из «Старочешских преданий» (этот фильм мне тоже помнится из детства). Не больше локтя в высоту, но какими они были страстными на экране!

Кстати, создатель покорившего Поднебесную Кротика Зденек Милер работал на киностудии Иржи Трнка «Братья в мультипликации». Так что когда пана Трнку называют отцом чехословацкой мультипликации, нисколько не преувеличивают. Приятного просмотра, взрослые дети!

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter