Вы ведь тоже Кротика помните? И я вспоминаю и улыбаюсь. Чешская анимация это вообще отдельная и весьма занимательная тема. Когда приедете в Пльзень (а ведь мы уже договорились, что в этом году сюда нужно ехать за культурой и пивом), обязательно побывайте в мастерской Иржи Трнка, которого раньше часто называли восточноевропейским Уолтом Диснеем. Его сын Ян Трнка, курировавший открытие мастерской отца в рамках акции «Пльзень — столица европейской культуры–2015», соглашается с этим только с оговорками. Техника у аниматоров очень разная (в отличие от рисунков Диснея Трнка предпочитал куклы), но вот если бы Иржи Трнку поместить в те же предпринимательские условия, что были у Диснея... Тогда да, очень возможно, что чешский (хотя все же правильнее говорить чехословацкий) аниматор как минимум сравнялся бы с американским коллегой. Ведь своя студия у него была: «Иржи Трнка и братья в мультипликации». И призы на самых престижных кинофестивалях мира — Каннском и Венецианском. Разве остались в наше время люди, думающие, что мультипликация — это детское развлечение? Или только развлечение? Тогда вам нужно посмотреть мультфильмы Иржи Трнки (благо сегодня в интернете их можно найти без проблем). После «Руки» вы поймете, что анимация — вещь серьезная. Для самых взрослых. Ян Трнка так и говорит: «Фильмы, созданные моим отцом, не предназначаются детям, и было бы ошибочным полагать обратное. Надо сказать, что детям они и не по вкусу. Это киноленты, которые нравятся взрослым, вспоминающим о никогда не прожитом ими детстве».
Конечно, вы сразу начнете мне пенять и говорить, что гениальный «Ежик в тумане» тоже фильм для взрослых. И я, конечно, соглашусь, но замечу, что «Ежик» появился в 1975 году, а «Рука» — на десять лет раньше. То, что фильм прошел цензуру в социалистической Чехословакии и его выпустили на фестивали, удивляет меня сегодня так же, как удивило автора полвека назад. Он счел это «недосмотром», а я только могу предположить, что на его счастье ему достался цензор без полета фантазии. Правда, потом власти опомнились и фильм на 20 лет лег на полку, но в 1984 году вошел в первую десятку лучшей мировой анимации (к сожалению, автора уже давно не было в живых). Что, заинтриговала я вас? Не буду рассказывать сюжет, намекну лишь, что это в лучших традициях Оруэлла. И актуально далеко не только для социалистической Чехословакии.
...Мир Иржи Трнка завораживает с первого шага в его мастерской. В том числе узнаванием. Смотришь на кукол и понимаешь, что с ними уже знаком — как раз из детства, сколько бы ни пытался убедить меня в обратном его сын Ян. Но если вы посмотрите «Веселый цирк» и «Цирк Гурвинека» с такими узнаваемыми Спейблом и Гурвинеком (уникальные плоские вырезные марионетки, кажется, что фильмы рисованные, но на самом деле они кукольные), то поймете, что Иржи Трнка — и для детей тоже. Хотя его «Бравый солдат Швейк», как и «Рука», — взрослое кино.
В мастерской Иржи Трнка, где я оказалась в день открытия, я видела взрослых людей, которым только дай повод поиграть в куклы, и они ни за что не смогут отказаться от этого соблазна. Здесь можно снять свой мультэпизод. Вот кукла в декорациях, вот камера — вперед, твори. Но какой это, оказывается, кропотливый и неспешный труд! Поднял руку (нет, не ту «Руку») на чуть — зафиксируй на камеру, поднимай снова. По миллиметру, по едва заметному движению. Анимация не терпит суеты при создании. А чтобы создать видимость суеты на экране, требуются усилия немалого количества людей.
«А какого размера куклы?» — спрашивает знакомая чешка, узнав, что в мастерской Иржи Трнка я видела кукол из «Старочешских преданий» (этот фильм мне тоже помнится из детства). Не больше локтя в высоту, но какими они были страстными на экране!
Кстати, создатель покорившего Поднебесную Кротика Зденек Милер работал на киностудии Иржи Трнка «Братья в мультипликации». Так что когда пана Трнку называют отцом чехословацкой мультипликации, нисколько не преувеличивают. Приятного просмотра, взрослые дети!
sbchina@mail.ru
Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015
Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015