Перед белорусскими сельзпроизводителями - новые экспортные возможности

Взращение перспектив

К прогнозам на урожай, тем более в глобальном масштабе, всегда стоит относиться немного критически. Однако игнорировать их нельзя, ведь продовольствие — это жизнь и благополучие каждого из нас. А ситуация на мировом рынке съестного — еще и важный индикатор для белорусского АПК, экспортоориентированность которого год от года только растет. Растут и новые перспективы.

Международный совет по зерну (IGC) в мартовском отчете повысил прогноз общемирового производства пшеницы в сезоне 2019/2020 до 758,7 миллиона тонн. Однако месяц спустя немецкий Der Spiegel со ссылкой на данные ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) высчитал, что собранного в 2019 году урожая не хватит для того, чтобы покрыть глобальную потребность в зерне. Цены на хлеб и прочие зерновые продукты в Евросоюзе тут же скакнули на 6,3 процента. В начале лета Минсельхоз США снизил прогнозы по урожаю и экспорту пшеницы в текущем сезоне из России. А буквально на днях аналитики этого ведомства откорректировали в сторону уменьшения прогноз урожая пшеницы и в Украине.



Несмотря на подобные колебания прогнозов, поводов для паники нет. Во-первых, недостаточный урожай зерна отнюдь не означает угрозу голода: во всем мире существуют резервы, созданные за счет профицита прошлых лет. Во-вторых, по данным ФАО, за последние десять лет в мире резко возрос сбор кукурузы (в США ее используют при изготовлении биотоплива, а в Китае возросло потребление мяса, что требует больше кукурузы на корм скоту). А в-третьих, как пояснил «НГ» директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Андрей Пилипук, скачкообразные прогнозы часто имеют целью воздействие на конъюнктуру цен для получения выгоды:

— Обычно ожидается, что после таких прогнозов произойдет всплеск цен на зерно. На самом же деле ситуация не столь пессимистична. В 2017—2018 годах сформировались исторические максимумы запасов зерна — более 800 млн тонн. Это достаточно большая цифра — около 30 процентов ежегодного мирового потребления, при том что 200—300 млн тонн было добавлено к мировым запасам с 2013 года. В такой ситуации даже отмечаемое ФАО снижение производства по некоторым видам зерновых существенного влияния на динамику цен, а тем более на возникновение голода, не окажет.

В Беларуси сельхозпроизводству уделяется повышенное внимание. Как результат, в сельхозорганизациях за восемь месяцев произведено продукции на 10,6 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 4 процента больше, чем годом ранее. Рынков сбыта для нашей продукции в глобальных масштабах более чем достаточно. Вот цитата из недавнего выступления генерального секретаря Ассоциации молочных торговцев ЕС (Eucolait) Юкки Ликитало:

— В Китае сохраняется высокий спрос на импортное детское питание, и государству будет трудно вывести собственное производство на один уровень с непрерывно растущим потреблением. Кроме того, многие страны Западной Африки далеки от того, чтобы обеспечивать себя самостоятельно. Правительства этих стран приняли меры по поддержке импорта и установили очень низкие таможенные сборы. Множество зарубежных компаний не только ввозят ингредиенты из Европы, но и инвестируют в местное производство молока.

Кстати, как сообщил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов, наш сельскохозяйственный экспорт в первом полугодии составил 2,577 млрд долларов, что на 1,6% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В частности, поставки в страны Европейского союза увеличились на 22%, в Китай — на 73,1%. 

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter