Взлетные полосы ждут своего часа
25.07.2013 19:42:55
Продолжаем тему белорусских военных аэродромов. Предыдущие публикации были посвящены объектам Гродненской, Витебской и Минской областей («Был только МиГ», «Небо их помнит», «Надежный щит Мачулищей», «СБ» за 5, 12 и 19 июля соответственно). Сегодня исследуем аэродромы Могилевщины.
Несколько десятилетий назад к Могилевской области было приковано пристальное внимание армий многих государств. Именно отсюда взлетали борта, которые в случае необходимости могли поднять в воздух смертоносное оружие. Здесь несли боевое дежурство самолеты, главной задачей которых было защищать столицу советского государства.
Жизнь по уставу
Дислоцировалась на аэродроме 57–я Смоленская Краснознаменная морская авиационная дивизия, состоящая из двух полков — 170–го Гвардейского морского Краснознаменного Смоленского и 240–го морского ракетоносного Севастопольско–Берлинского. Из Беларуси стратегические бомбардировщики отправлялись барражировать над Балтикой, Северным морем, Ледовитым океаном. На стрельбы летали на полигон на Каспий. По словам тех, кто здесь служил, одной из целей, которые требовалось уничтожить в случае военного конфликта, были нефтедобывающие платформы в море неподалеку от Норвегии.
Хранилось на аэродроме и ядерное оружие. Периодически проводились тренировки: ракеты, снаряженные страшным грузом, из хранилищ перевозили к стоянкам техники, вешали под крылья. Самолет заводил двигатели, а спустя какое–то время глушил. Оружие массового поражения отвозили обратно. Приблизиться к «грузу номер один» постороннему было невозможно. У военных имелся приказ стрелять на поражение.
Не обходилось и без ЧП. Однажды ракетоносец, поднявшись в воздух, перелетел через дорогу и... почти сразу плюхнулся на землю. День, если не больше, простоял тогда самолет у лесопункта местного леспромхоза. В 1990–м двое солдат–«срочников» расстреляли караул и кинулись в бега — их потом военные ловили с помощью местных жителей. Перед побегом бойцы обстреляли емкости, в которых хранился окислитель ракетного топлива. По счастливой случайности цистерны оказались пустыми. В противном случае Быхову угрожала бы серьезная экологическая катастрофа...
На площади перед бывшим Домом офицеров, в котором сейчас Дом культуры, — бюсты 32 Героям Советского Союза, служившим в дивизии. Когда–то на плацу проходили торжественные построения гарнизона и штатским попасть сюда было непросто. Сегодня же на площади играют дети и отдыхают пенсионеры.
Отголоски военного прошлого в Быхове на каждом шагу. Плитами с аэродрома вымощены тротуары. Военные сооружения приобрели мирные «специальности». На месте бывшего КПП — кафе «Адмирал», в штабе дивизии — детская школа искусств, в бывшем госпитале — лицей. В солдатском кафе ныне иностранное предприятие «Белатмит», выпускающее мясные продукты. Бывшее военное жилье стало неплохим подспорьем в решении квартирного вопроса нуждающихся. Как и прежде, за колючей проволокой — помещения, в которых хранились ракеты (не ядерные — обычные). Но расположен здесь не военный объект, а птичники, принадлежащие предприятию «Серволюкс». Часть зданий военного городка законсервирована — ждет новых хозяев.
Отдельного разговора заслуживает взлетно–посадочная полоса. Уникальное сооружение (только толщина бетона там около метра!) так и осталось невостребованным, зарастает травой. Было несколько инвестиционных проектов. Еще в начале 90–х прошлого века китайцы хотели реконструировать аэродром, но — не получилось.
Щит Москвы
Неподалеку от Климовичей располагался военный аэродром под названием... «Кричев». Географическое противоречие появилось отнюдь не из соображений секретности. Чтобы подвозить топливо, боеприпасы и прочее, необходимое для бесперебойной деятельности воинской части, нужна железнодорожная ветка. Из Климовичей тянуть ее было неудобно. А вот через Кричев — в самый раз. Так и шли грузы в часть по адресу «Кричев–6». Хотя на самом деле все военное хозяйство располагалось рядом с деревней Барсуки Климовичского района, вблизи старой московской дороги. По одну сторону от шоссе — военный городок с Домом офицеров, жилыми домами. По другую — километрах в трех от трассы — сам аэродром.
В 1993 году самолеты из Барсуков (или, если хотите, с аэродрома «Кричев») улетели. Все постройки сровняли с землей. И сегодня мало что напоминает о том, что когда–то здесь базировались истребители. За исключением разве что заросшей взлетно–посадочной полосы. Впрочем, она может возродиться к активной жизни. По словам заместителя председателя Климовичского райисполкома Анатолия Ломанова, на месте бывшего аэродрома вскоре будет создан торгово–логистический центр. Россияне–инвесторы собираются вложить в этот проект несколько миллионов долларов. Так что скоро в Барсуках вновь закипит жизнь.
Фото автора.
Советская Белоруссия №137 (24274). Пятница, 26 июля 2013 года.