Взлетные полосы ждут своего часа

Продолжаем тему белорусских военных аэродромов...

Продолжаем тему белорусских военных аэродромов. Предыдущие публикации были посвящены объектам Гродненской, Витебской и Минской областей («Был только МиГ», «Небо их помнит», «Надежный щит Мачулищей», «СБ» за 5, 12 и 19 июля соответственно). Сегодня исследуем аэродромы Могилевщины.


Несколько десятилетий назад к Могилевской области было приковано пристальное внимание армий многих государств. Именно отсюда взлетали борта, которые в случае необходимости могли поднять в воздух смертоносное оружие. Здесь несли боевое дежурство самолеты, главной задачей которых было защищать столицу советского государства.


Жизнь по уставу


Быхов сегодня — небольшой провинциальный городок. Однако местные жители хорошо помнят времена, когда здесь кипела жизнь, подчиненная нормам военного устава. В райцентре находился один из самых больших военных аэродромов в Европе. В ноябре 1968 года в передаче радио Би–би–си прозвучало: «В местечке Могилев, что неподалеку от города Быхов, запущена в эксплуатацию первая очередь крупнейшего химического производства «Лавсан». Ведущий поменял местами по значимости областной центр с районным городком отнюдь не по незнанию. Скорее, это была своего рода дань уважения к месту, где концентрировалась военная мощь и сила большой державы.


Дислоцировалась на аэродроме 57–я Смоленская Краснознаменная морская авиационная дивизия, состоящая из двух полков — 170–го Гвардейского морского Краснознаменного Смоленского и 240–го морского ракетоносного Севастопольско–Берлинского. Из Беларуси стратегические бомбардировщики отправлялись барражировать над Балтикой, Северным морем, Ледовитым океаном. На стрельбы летали на полигон на Каспий. По словам тех, кто здесь служил, одной из целей, которые требовалось уничтожить в случае военного конфликта, были нефтедобывающие платформы в море неподалеку от Норвегии.


Хранилось на аэродроме и ядерное оружие. Периодически проводились тренировки: ракеты, снаряженные страшным грузом, из хранилищ перевозили к стоянкам техники, вешали под крылья. Самолет заводил двигатели, а спустя какое–то время глушил. Оружие массового поражения отвозили обратно. Приблизиться к «грузу номер один» постороннему было невозможно. У военных имелся приказ стрелять на поражение.


Сейчас до тех хранилищ ядерного оружия можно добраться без проблем — сквозь густой лес к ним ведут бетонные дорожки. Вместе с бывшим начальником штаба 170–го полка Виктором Прищепо заходим в один из складов. Снаружи он кажется небольшим. Но это обманчивое впечатление. Внутри ощущаешь масштабность сооружения: дальняя стена теряется от тебя метрах в 200. Рассказывают, здесь еще были огромные подземные помещения, куда спускались лифты. Но когда военные ушли из Быхова, шахты лифтов засыпали...


О том, что на оборону в те времена денег не жалели, говорит лишь один пример. Когда шли полеты, то за 8 часов расходовался эшелон (!) авиационного топлива. Кстати, что касается горючего. На аэродроме всегда имелся его резервный запас, о масштабах которого ходят легенды. Якобы в цистерны, закопанные под землей, было закачано... 10 составов топлива. Часть его осталась, но металлические емкости проржавели и дали течь — керосин растекается по окрестностям, местами выходя на поверхность. Местные жители рассказывают, что еще пару лет назад в отдельных местах били «ручьи» — из них автолюбители набирали керосин и зимой добавляли его в солярку. По слухам, одно деревообрабатывающее предприятие до сих пор занимается добычей нефтепродуктов — использует их для обработки изделий. В землю, мол, вбита труба. Опущен насос, через него и качают потихонечку. Раньше этот процесс шел почти непрерывно. А сейчас — как в пересыхающем колодце — выбрав объем, надо подождать, пока «источник» наполнится снова.


Не обходилось и без ЧП. Однажды ракетоносец, поднявшись в воздух, перелетел через дорогу и... почти сразу плюхнулся на землю. День, если не больше, простоял тогда самолет у лесопункта местного леспромхоза. В 1990–м двое солдат–«срочников» расстреляли караул и кинулись в бега — их потом военные ловили с помощью местных жителей. Перед побегом бойцы обстреляли емкости, в которых хранился окислитель ракетного топлива. По счастливой случайности цистерны оказались пустыми. В противном случае Быхову угрожала бы серьезная экологическая катастрофа...


Местная власть практически всегда была вынуждена подчиняться военным законам. Не единожды секретарям райкома партии приходилось уезжать от гарнизонного КПП: их не пускали на территорию части — особенно в дни, когда проводились учения. Да и в целом город был полностью подчинен военным порядкам. Это сравнительно недавно в Быхове начали строить пятиэтажки. А в свое время действовало ограничение: постройка не должна быть выше трех этажей. Обусловлено это было безопасностью полетов.


На площади перед бывшим Домом офицеров, в котором сейчас Дом культуры, — бюсты 32 Героям Советского Союза, служившим в дивизии. Когда–то на плацу проходили торжественные построения гарнизона и штатским попасть сюда было непросто. Сегодня же на площади играют дети и отдыхают пенсионеры.


Отголоски военного прошлого в Быхове на каждом шагу. Плитами с аэродрома вымощены тротуары. Военные сооружения приобрели мирные «специальности». На месте бывшего КПП — кафе «Адмирал», в штабе дивизии — детская школа искусств, в бывшем госпитале — лицей. В солдатском кафе ныне иностранное предприятие «Белатмит», выпускающее мясные продукты. Бывшее военное жилье стало неплохим подспорьем в решении квартирного вопроса нуждающихся. Как и прежде, за колючей проволокой — помещения, в которых хранились ракеты (не ядерные — обычные). Но расположен здесь не военный объект, а птичники, принадлежащие предприятию «Серволюкс». Часть зданий военного городка законсервирована — ждет новых хозяев.


Отдельного разговора заслуживает взлетно–посадочная полоса. Уникальное сооружение (только толщина бетона там около метра!) так и осталось невостребованным, зарастает травой. Было несколько инвестиционных проектов. Еще в начале 90–х прошлого века китайцы хотели реконструировать аэродром, но — не получилось.


На Могилевщине тяжелые бомбардировщики базировались еще на одном аэродроме. Машины 22–й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии летали из Бобруйска. Сегодня грозных «птиц» здесь нет. На взлетно–посадочной полосе время от времени проводятся соревнования по драгрейсингу. Сам же аэродром находится в ведении военных.


Щит Москвы


Неподалеку от Климовичей располагался военный аэродром под названием... «Кричев». Географическое противоречие появилось отнюдь не из соображений секретности. Чтобы подвозить топливо, боеприпасы и прочее, необходимое для бесперебойной деятельности воинской части, нужна железнодорожная ветка. Из Климовичей тянуть ее было неудобно. А вот через Кричев — в самый раз. Так и шли грузы в часть по адресу «Кричев–6». Хотя на самом деле все военное хозяйство располагалось рядом с деревней Барсуки Климовичского района, вблизи старой московской дороги. По одну сторону от шоссе — военный городок с Домом офицеров, жилыми домами. По другую — километрах в трех от трассы — сам аэродром.


Базировался на аэродроме 28–й истребительно–авиационный полк. Входил в состав Московского округа противовоздушной обороны. И должен был — в случае вооруженного конфликта, к которому готовились во времена «холодной войны», — закрывать столицу СССР. Первоначально планировалось, что аэродром будут создавать вблизи Черного озера — неподалеку от Кричева. Но тогдашний командующий войсками Московского округа ПВО Павел Батицкий выступил против: «Дети офицеров будут в озере тонуть». Приехал под Барсуки, нашел место, где во время войны его — командира 128–го стрелкового корпуса — блиндаж стоял. И сказал: «Здесь пусть строят Дом офицеров». Было это в 1958 году. Вскоре появились самолеты. До 1980 года базировались истребители Су–9, потом летчики переучились на более современные МиГ–25. Офицеры несли боевые дежурства, летали на учебные стрельбы. Не обходилось, увы, и без трагедий. Валерий Черданцев, дослужившийся до заместителя командира полка, вспоминает, как в 1975 году разбился учебный самолет — попал в плоский штопор и не вышел из него. Пилоты погибли. Однажды во время полета в одном из самолетов случилась неисправность. Произошло это аккурат над Кричевом. Катапультируйся летчик, машина упала бы либо на цементный завод, либо на жилые дома. Но офицер отвернул истребитель в безлюдное место — ценой своей жизни...


В 1993 году самолеты из Барсуков (или, если хотите, с аэродрома «Кричев») улетели. Все постройки сровняли с землей. И сегодня мало что напоминает о том, что когда–то здесь базировались истребители. За исключением разве что заросшей взлетно–посадочной полосы. Впрочем, она может возродиться к активной жизни. По словам заместителя председателя Климовичского райисполкома Анатолия Ломанова, на месте бывшего аэродрома вскоре будет создан торгово–логистический центр. Россияне–инвесторы собираются вложить в этот проект несколько миллионов долларов. Так что скоро в Барсуках вновь закипит жизнь.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №137 (24274). Пятница, 26 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter