ИСТОРИЯ в лицах и судьбах, опаленных Великой Отечественной войной. В Новополоцке открылась уникальная выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата». Это совместный проект местного музея истории и культуры и Музея Победы на Поклонной горе, осенью 2019-го подписавших соглашение о сотрудничестве.
Ксения Антонова: Все они — личности уникальные.
Десять привезенных из Москвы портретов, которые написаны военными художниками движения имени М. Грекова, до сих пор нигде не выставлялись. На них — уроженцы Беларуси, судьбы которых проследила Ксения Антонова, главный хранитель фондов музея боевой славы школы № 2 Новополоцка. В 2017 году Ксения стала участницей международной научно-практической конференции в столице России и там услышала о портретах белорусов, хранившихся в фондах Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. О героях картин было известно немного: имя, возраст, место рождения. Девушка загорелась и за полгода провела собственное расследование. Не обошлось без помощи представителей Поискового движения России и, в частности, Алексея Бормотова, руководителя направления по реализации военно-исторических проектов.
— Все они — личности уникальные, — рассказывает Ксения. — Возьмем карандашный набросок, на котором изображен хирург эвакуационного госпиталя Карл Грищенко, он родом из Гомеля. Четкий профиль и главная деталь — сильные большие руки. Те самые, которыми он вытаскивал бойцов с того света. А это — 19-летняя Ольга Москалева из Суражского района. Нежное, почти детское лицо, и только стальной взгляд выдает профессионального снайпера…
Энергетика выставки мощнейшая, обращает внимание директор новополоцкого музея Владимир Беляев:
— С черно-белых картин смотрят наши земляки, они служили в разных войсках, имели разные звания, воинские специальности. Но всех их объединяло одно — желание дойти до Победы!
Сыновья Максима Кункиса — Николай и Иосиф у портрета отца.
— Папа не любил говорить о войне. Слишком тяжело, горько все это было. Из самых страшных воспоминаний — смерть его родного брата, призванного на год раньше в ту же самую часть. Дядя Наум умер буквально у него на руках, разорванный вражеским снарядом… Немногим позже отец тоже серьезно пострадал. Осколки располосовали ему всю спину, оторвали часть правой руки.
Сыновьям героя передали копию портрета фронтовика. Особая ценность подарка в том, что это единственное изображение их отца времен войны.
Найти потомков каждого из героев портретов — такую амбициозную задачу ставит перед собой Ксения Антонова.
КСТАТИ
С апреля выставку «Фронтовой портрет. Судьба солдата» дополнят знаменитые юмористические плакаты «Окна ТАСС», в годы Великой Отечественной продолжившие традиции окон «РОСТА». Это будет еще один совместный проект музеев Москвы и Новополоцка.