Взгляд за прилавок

О торговле

Торговля дает любопытные цифры для размышления. Вот, к примеру такая коллизия. Валовой внутренний продукт у нас за год вырос на 1,5 процента. То есть имеется в виду все, что мы сообща сумели создать и наработать в условиях жесткой кредитно–денежной политики. А товарооборот бьет рекорды: плюс 114 процентов при оптимистичном прогнозе 105,5.


Особо замечу: прибавка обеспечена к очень высокому уровню 2011 года, когда из–за диспаритета наших цен с российскими с прилавков сметалось все. А значит, даже несмотря на практически запретительные ставки по потребительским кредитам, достигающие 100 процентов годовых, граждане не очень–то хотят деньги сберегать, предпочитая их скорее тратить. Причем продукты питания любят больше свои, белорусские (на 84 процента, если считать со спиртным и сигаретами), а вот промтовары на 40 процентов — импортные.


Поэтому, очевидно, министр торговли Валентин Чеканов, открывая на днях итоговую коллегию, выделил: «Мы не просто торгуем и зарабатываем деньги, но и выполняем важную роль поддержки отечественных товаров и производителей». И в самом деле есть повод беспокоиться. Ведь, объединив экономическое пространство с Россией, которая в прошлом году стала членом ВТО, мы будем вынуждены также торговать по принципам этой международной организации. Так что задача, поставленная министром на 2013 год, — удельный вес белорусских товаров на прилавках удержать, — не так уж легка. Для этого будет создана ассоциация оптовых организаций, которая, по мнению министра, позволит централизованно завозить товары критического импорта, наращивать экспорт, создавать запасы и осуществлять интервенции на потребительском рынке.


К слову, в 2012 году опт все прогнозы провалил. Хотя о его развитии речь заходит далеко не впервые. С импортозамещением тоже проблемы. Из 339 запрошенных торговлей отечественных аналогов промышленность сумела обеспечить 79. Но у работников Комитета госконтроля, проверивших в минувшем году качество отечественных аналогов импортных товаров для детей, сразу возникли вопросы. Галина Жданович, начальник управления КГК, привела несколько красноречивых примеров. Борисовский завод пластмассовых изделий поставил в торговую сеть контейнеры для игрушек. Но только одного размера, одной прямоугольной формы и однотипной расцветки. Результат: хоть и дешевле, а спросом пользуются слабо. То же самое происходит с нашими колясками, развивающими играми, куклами. Аналоги получаются либо дорогими, либо однообразными или не нравятся покупателю. К тому же почти при полном отсутствии рекламы и изобилии заграничного ширпотреба продвигать свои новинки на рынке непросто. Кстати, в I квартале будет завершено формирование реестра всех предприятий торговли. Министерство желает знать, кто и как работает на потребительском рынке.


Хотя невооруженным глазом заметно: зарубежные ритейлеры наступают. Вот и в минувшем году иностранные компании не жалели денег на развитие сети. За 11 месяцев освоили более 92 миллионов долларов. 89,7 процента от планового годового объема. Так размахнулись, что в отдельных регионах уже занимают почти треть товарооборота, уложив на лопатки местную торговлю. Министр попросил представителей облисполкомов впредь согласовывать градостроительную политику с управлениями торговли, дабы ограничить монополию крупных торговых сетей и больше уделить внимания магазинам шаговой доступности. Кстати, у нас пока еще не выполнен минимальный социальный норматив обеспеченности населения торговыми площадями и местами в кафе и ресторанах. Имеем 427 квадратных метров и 35,4 места на 1.000 жителей. А надо — 600 и 40. Эту задачу требуется решить до 2015 года. Надеюсь, что сделано это будет не за счет дальнейшей экспансии зарубежных торговых монстров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter