Взгляд в будущее. Учеными и специалистами разработаны сценарии социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.

Очередная пятилетка еще не началась, но уже сегодня формируется видение будущего нашей страны. Рассматривая различные сценарии экономического роста Беларуси с учетом прогнозов международных финансовых организаций, ученые академии наук совместно со специалистами Минэкономики разработали несколько вариантов, сообщил, выступая на семинаре перед депутатами Палаты представителей, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович.

Очередная пятилетка еще не началась, но уже сегодня формируется видение будущего нашей страны. Рассматривая различные сценарии экономического роста Беларуси с учетом прогнозов международных финансовых организаций, ученые академии наук совместно со специалистами Минэкономики разработали несколько вариантов, сообщил, выступая на семинаре перед депутатами Палаты представителей, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович.

Минимально приемлемый темп роста реального ВВП за пятилетку — 135 процентов, а целевой лежит в диапазоне 1,6—1,7 раза за пятилетку.
При этом в целевом варианте предусматривается к 2015 году выход на зарплату в долларовом эквиваленте в сумме 1030 долларов на одного работника в месяц. Правда, как считает Михаил Мясникович, одновременный рост заработной платы, экспорта и конкурентоспособности белорусской продукции возможен только при условии изменения отраслевой структуры экономики за счет ускорения темпов роста производств с высокой долей добавленной стоимости, формирования новых   наукоемких   пред-приятий.
Как считают ученые, основной прирост ВВП и экспорта в следующей пятилетке в Беларуси реально могут обеспечить только предприятия химической, биологической и нефтехимической отраслей. Поэтому предлагается разработать крупную государственную программу с условным названием “Белхимбиотех” на 2011—2015 годы и на перспективу до 2020 года. Это предложение основано и на том, что другие отрасли в большей степени увеличили свою долю в общем приросте добавленной стоимости в сопоставимых ценах: при общем темпе роста добавленной стоимости за 1996—2009 годы 161,4 процента наибольший дали строительство — 337 процента, связь — 374, торговля и общепит — 473 процента. Социальная сфера и услуги объективно не смогут дать прогнозный по стране темп роста ВВП, значит, необходима новая промышленная политика.
В частности, планируется углубить переработку нефти до 92 процентов и построить химкомбинат по комплексной переработке минерального калийно-натриевого хлоридного сырья. Это, по словам Михаила Мясниковича, будет крупнейшая в Беларуси стройка, если не считать строительства АЭС, стоимость нового проекта оценивается минимум в 600 миллионов долларов. Среди других крупных планов — производство аммиака и метанола на ОАО “Гродно Азот”, гранулята полиамида на ОАО “Гродно Химволокно”, кормовых аминокислот и лекарственных средств на Гродненском заводе медпрепаратов.
Будут введены не имеющие аналогов на постсоветском пространстве мощности по переработке молочной сыворотки объемом 1 миллион тонн и завод бакконцентратов для молочной промышленности в Несвиже. Серьезные подвижки намечаются в развитии перерабатывающей промышленности. Планируется наращивание объемов производства сахара, ферментных препаратов, новых пищевых продуктов.
Самое большое количество   проектов  — 47 — за-планировано реализовать в Министерстве промышленности. В частности — строительство заводов по производству листового проката, выпуск двигателей мощностью 400—650 лошадиных сил уровня Евро-5, современных автокомпонентов, светодиодов, устройств радиочастотной идентификации и другой техники.
Кроме конкретных проектов практически по всем отраслям экономики Национальная академия наук Беларуси предложила провести структурные преобразования в промышленности и химической отрасли. Механизм модернизации этих двух валообразующих секторов экономики, обеспечивающих основную занятость и рост ВВП, уже рассмотрен в правительстве. Речь идет о создании в течение пятилетки одного миллиона новых рабочих мест. Это непростая задача, которая требует условий для развития инициативы, внедрения новых организационных форм.
— Главная задача — рост производительности труда, который сегодня у нас более чем в 2,5 раза ниже, чем в среднем в Евросоюзе, — сказал Михаил Мясникович. — Именно такие требования закладываются в проект программы развития сельских территорий, первый вариант которой Национальная академия наук уже разработала.
Не только ученые, но и парламентарии вносят непосредственный вклад в инновационное развитие страны. На семинаре “О практике применения и основных направлениях совершенствования законодательства Беларуси в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности” Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко сообщил, что разработка закона “О государственной инновационной политике” завершится в течение года. Для принятия этого документа созданы все предпосылки. Как пояснил Владимир Андрейченко, технологические успехи ряда зарубежных стран стали возможными не только благодаря силе индивидуальной инициативы, в этом большую роль сыграло и продолжает играть целенаправленное госрегулирование инновационной деятельности, прежде всего на законодательном уровне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter