Взгляд в будущее

ОАО "Паричский комбинат строительных материалов"

Начало

Такие предприятия, как Паричский комбинат строительных материалов, имеют судьбоносное значение для городов и поселков, к которым они принадлежат территориально. Их взаимозависимость весьма велика. И, как ни странно, напрямую зависит от экономического состояния той же строительной отрасли, например, в области или в более мелком масштабе.
Директору Паричского КСМ Петру Николаевичу БУСЛУ это известно доподлинно. За почти двенадцать лет руководства он пережил вместе с коллективом и ошеломительные взлеты, и некоторое отступление с завоеванных позиций. Но предприятие в любом случае оставалось на плаву, определяло лицо Паричей. По крайней мере, уровень благосостояния населения поселка определяется успешностью работы строительной организации.
Сегодня КСМ вроде бы не испытывает больших затруднений, работает стабильно. Но Петр Николаевич все чаще задумывается о том, что будет с предприятием через год-два, через пятилетку. Тенденции развития строительного комплекса ему известны не понаслышке. Куда, кому и сколько кирпича надо в округе, в области, в близлежащих районах сопредельных территорий, он может просчитать за секунды. Потому что знает конъюнктуру рынка. А изучать ту конъюнктуру было ой как нелегко.

Сомнения

До назначения директором КСМ к строительной отрасли Петр Николаевич, считай, не имел никакого отношения. Иное дело, что прошел большую школу работы с людьми в разных организациях и на предприятиях — райбольница, АТЭК-3, райобъединение “Сельхозтехника” — и на разных должностях, в том числе и руководящих.
Наступил тот знаменитый 1994 год. Это сегодня он знает, что то было время коренного перелома. А тогда непонятно было, куда податься. То ли частным делом заняться, то ли в госструктуры попытаться “влезть”. Одним словом, раздорожье. Пока раздумывал, поступило предложение идти в Паричи директором.
— М-да, биография без опыта партийной работы, — полистав личное дело, произнесла тогда председатель райисполкома, бывший первый секретарь райкома партии.
Долгая после этих слов пауза смутила было Петра Николаевича, а, с другой стороны, разозлила. Друзья в него верят и лоббируют, а здесь опыт партработы. С людьми-то всегда умел ладить. Все же решился.

Первый успех

Петр Николаевич родился недалеко от Паричей. Людей знал довольно неплохо. Но знать одно, а руководить ими — совсем другое.
— Дисциплина прежде всего, — объявил в первый же день. — Всех изначально уважаю, но на рабочем месте соблюдайте жесткие требования руководства. И еще. Зарабатывать свою зарплату каждый должен себе сам. Потому что у семи нянек, как правило, дитя остается без глазу.
Это к тому, что большому для КСМ штату мастеров, подмастерьев и всяких “служб надзора” пришел конец. Очень скоро несогласные из сотрудников предприятия превратились в “умельцев” эпистолярного жанра. В Паричах найти работу не так-то просто, а назад дороги нет.
Вторым пунктом было восстановление запущенной техники и оборудования. Скрипели зубами, недоумевали, а выполняли “прихоть” директора.
Он в то же время изучал обстановку. И очень скоро пришел к выводу: кирпича надо производить в несколько раз больше. Только по той причине, что строили люди много. Невзирая на “раздрай” в экономике и в обществе.
— Ну не могло быть так, что по плану предприятие должно выпускать 200—300 тысяч штук кирпича в месяц, а выпускает от силы 90—100 тысяч, — сегодня Петр Николаевич только улыбается.
Как выводил предприятие из кризиса, известно сегодня только ему да людям, поверившим в директора. Были там и первые бартерные сделки, вдохнувшие в людей веру в возрождение КСМ, и другие “эквилибры” по сбыту продукции — законные, между прочим, сделки. Как бы там ни было, но за год КСМ произвел и реализовал 2 миллиона штук кирпича. Да древесины было переработано почти в три раза больше.

Фактор неизвестности

Жизнь — штука непредсказуемая, в том числе и для предприятия. Пример Паричского КСМ не исключение.
Когда кирпич был нужен всем, завод входил в систему Министерства местной промышленности. Еще бы, строились дома, клубы, фермы и другие производственные постройки. Постоянный госзаказ, объемное финансирование.
И вдруг все лопнуло. Предприятие никому не нужно. Вышестоящие инстанции над тем, что делать с убыточными предприятиями, долго голову не ломали. Приняли решение и передали КСМ в коммунальную собственность. Что это значит для небольшого завода? Почти что крах. Деньги на развитие ищи, продукцию реализуй по своему усмотрению. Выживешь — живи, не сможешь — до свидания.
Петр Бусел со своим коллективом выжил. Пройдя сквозь тернии становления, он понял: без акционирования КСМ прикажет долго жить.
Людей долго уговаривать не надо было. Теперь своему директору они верили безоглядно. Лежачее предприятие в считанные месяцы реанимировал, зарплату дал. И здесь не должен подвести. Процесс пошел...
До недавнего времени коллектив ОАО владел 32 процентами акций, у государства оставалось 68. Перспективы вырисовывались обнадеживающие. Жить бы да процветать. Но свои коррективы, как всегда, вносит жизнь. Сегодня они выливаются в укрупнение производства. К комбинату стройматериалов присоединили местную ПМК.
— Если бы это присоединение “пришло” в виде денежного вклада, — говорит Петр Николаевич, — это было бы совсем другое дело. Но нам “стоимость” организации влили в уставный фонд. И сейчас доля коллектива в нем всего 4 процента. Было бы больше своих свободных денег, лучше развивались бы. Но приходится опять подниматься с колен. Дотаций никто не дает и не даст.

Нужна игра по правилам

— Ни для кого не секрет, что строят по стране много, в том числе и в нашем регионе, — продолжает тему директор КСМ. — Конечно, я не имею в виду население — здесь все обстоит несколько иначе. Народ, особенно в сельской местности, надеется на реализацию государственных программ обеспечения населения жилыми домами или квартирами. Естественно, у нас начала падать реализация кирпича и других видов продукции. Хотя, в одно время, причем совсем недавно, вопрос стоял серьезно. Пришлось пройти сертификацию. Нелегко это далось. Свидетельство тому — пачка переписки с разными инстанциями. В итоге прошли техусловия и продолжаем работать.
Как бы там ни было, определенная экономическая стабильность есть. И это при том, что предприятие работает на 50 процентов своей мощности. По меткому выражению Петра Николаевича, полгода работаем, полгода “проедаем”.
Тем не менее коллектив, численность которого 70 человек, в прошлом году получил 36 миллионов чистой прибыли. С учетом цен и инфляции это, конечно, немного. Но не в убыток себе сработали и в долги не залезли.
— В нынешнем году запланировали выход на 46 миллионов прибыли, — делится своими задумками Петр Николаевич. — При существующем положении дел. Но это вовсе не значит, что мы сидим сложа руки и не думаем о развитии.

Дума о завтрашнем дне

— Если все оставить в том виде, как есть, — говорит директор КСМ, — то перспективы нет. Под Мозырем, в Скригалово, возводится завод, на котором устанавливается современное импортное оборудование. Они зададут такие объемы, что наши усилия окажутся ничтожными. Но выход из положения есть и для таких КСМ, как наш.
Когда-то маленькие заводы вывели из-под подчинения министерств. На тот момент это был выход из положения.
Сегодня к строительству другие подходы. Тот же кирпич закупается на крупнейших комбинатах.
— Свою нишу, — поясняет Петр Николаевич, — мы тоже можем занять. Все мои помыслы только об этом. Надо сделать лишь один решающий шаг. Наш комбинат вышестоящим решением надо на уровне района ввести в состав городского домостроительного комбината или стройтреста, а они в Светлогорске есть и довольно мощные. Выгода будет обоюдная. На базе КСМ создадим филиал крупной организации. Он будет хорошо управляем, работать под нужды головного предприятия. У нас к тому же более дешевая рабочая сила. Значит, снижается в этом плане напряжение в городе. Для нас это будет развитием. Другие пути подскажет время.
Пока же обращаюсь к потребителям: приезжайте в Паричи за нашей продукцией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter