Взаимовыгодный тандем

В Щучинском лесхозе к заготовкам древесины привлекают частников

В Щучинском лесхозе к заготовкам древесины привлекают частников

Щучинский лесхоз уже на протяжении трех лет активно и, главное, успешно сотрудничает с совместным шведско-белорусским предприятием ЗАО «РиндиБел», которое оказывает ему услуги по заготовке древесины. Подобное партнерство по праву можно считать высокоэффективным: только за первый квартал этого года объем общей заготовки по лесхозу составил 36,3 тысячи кубических метров, причем на услугах — 8,3 тысячи кубометров. Корреспондент «НГ» посетила лесосеку, на которой работает шведско-белорусская фирма, и узнала, как налажено сотрудничество между щучинскими лесоводами и их давним партнером.

В последние годы в Беларуси четко наметилась следующая тенденция: запас древесины в лесном фонде нашей страны неизбежно увеличивается, и соответственно растут объемы заготовок. Оказать лесхозам помощь в сборе зеленого «урожая» могут и другие организации, особенно если такой деловой подход выгоден обеим сторонам. Этой возможностью в полной мере воспользовался Щучинский лесхоз и продемонстрировал, как можно сотрудничать с частниками на самом высоком уровне.

— На территории Щучинского лесхоза мы работаем с 2010 года. Заготовки ведутся без остановки, — говорит Иосиф Морозик, инженер по лесозаготовкам. — Нам нужен лесосечный фонд, так как крайне важно, чтобы машины не простаивали. В свою очередь лесхоз заинтересован в его предоставлении, поэтому они специально для нас готовят лесосеку, которую мы сначала просматриваем, потом завозим туда многооперационную технику и начинаем работать. Наличие техники позволяет нашей фирме заготавливать до девяноста тысяч кубометров в год, учитывая, что в наличии у ЗАО «РиндиБел» по два харвестера и форвардера.

ГЛХУ «Щучинский лесхоз» партнерство с частной организацией также приносит немалую выгоду. Использование многооперационной техники, принадлежащей так называемому сотоварищу лесного хозяйства, не полностью, но значительно освобождает его сотрудников от заготовки древесины. Один  харвестер заменяет в среднем труд 12—15 вальщиков леса, при этом в месяц он способен заготовить от четырех до шести тысяч кубометров древесины в зависимости от вида рубки. И пусть многооперационная техника не сможет полностью заменить ручной труд, ведь не все древесные насаждения можно рубить с помощью тех же харвестеров, в лесхозе отмечают, что преимуществ в подобном партнерстве уйма. «У нас появляется больше возможностей привлечь рабочих, например, к рубкам ухода за молодняками, — подчеркивает главный лесничий Сергей Хвойницкий. — Это как раз та рубка, которая не сразу является доходной: мы растим лес, несем затраты, а результат уже будут получать наши потомки через сто лет. Соответственно, благодаря услугам, которые оказывает нам партнер в лице «РиндиБел», лесхоз может уделить время другим не менее значимым делам и улучшить таким образом качество выращиваемых лесов».

Неоспоримым преимуществом сотрудничества является и обеспечение сырьем деревообрабатывающего цеха лесхоза. Он работает на переработке только одного вида продукции — тарного кряжа, выход которого на обычных рубках составляет максимум 40 процентов. То есть, по словам Сергея Хвойницкого, чтобы заготовить эту продукцию в объеме 2,5 тысячи кубометров для обеспечения цеха, лесхоз в целом должен «собрать» примерно семь тысяч кубометров древесины. При использовании многооперационной техники, с учетом ее сменного и суточного объема заготовки, этот вопрос полностью снимается, и проблем с обеспечением цеха сырьем не возникает. «Помимо заготовки леса осуществляется одновременная подвозка древесины на промежуточные склады, благодаря чему продукция сразу готова к реализации», — отмечает Сергей Хвойницкий.

Кроме того, большим плюсом сотрудничества частной организации и лесхоза считается улучшение условий охраны труда. Безопасность многооперационной лесозаготовительной техники не идет ни в какое сравнение с травмоопасной работой вальщиков леса с бензопилами.

Важно, что процесс рубки в Щучинском лесхозе строго контролируется, пристальное внимание уделяется качеству ее проведения. «Комиссия, включая операторов лесозаготовительной техники, сперва приезжает на лесосеки. Здесь мы показываем нашим партнерам все важные моменты, которые должны быть учтены при рубке с целью исключения лесонарушений, — рассказывает Андрей Якусик, мастер Мальковичского лесничества. — Когда операторы приступают к работе, лесхоз ведет учет заготовленной древесины и плюс ко всему наблюдает за тем, как идет непосредственно сама рубка». Основными критериями при проверке являются соблюдение технологии, наличие поврежденных деревьев, а также полнота насаждения после рубки. Все эти моменты прописаны в технологической карте, которая регламентирует порядок лесозаготовительного процесса — от направления движения машин до сохранения биологического разнообразия в процессе рубки.

На начальном этапе сотрудничества лесхоза и частной организации, признается главный лесничий Сергей Хвойницкий, при рубках ухода шел активный обмен опытом. Операторы научили некоторым важным нюансам работников лесхоза, а те в свою очередь рассказали им, каким образом нанести наименьший экологический ущерб в процессе лесозаготовки.

— Все наши мастера, помощники лесничих и лесничие в ходе сотрудничества усовершенствовали свои знания в процессах ведения рубок ухода. Сегодня все сотрудники, которые столкнулись с работой многооперационных машин, полностью изучили этот процесс, — утверждает Сергей Хвойницкий.

УНП 500191970

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter