Вызовам времени — выверенные ориентиры

В Минском облпотребсоюзе нацелены на дальнейшее повышение эффективности торгового обслуживания

С учетом имеющихся наработок в Минском облпотребсоюзе нацелены на дальнейшее повышение эффективности торгового обслуживания населения

Статистика, как известно, знает все. Если обратиться к конкретным цифрам, характеризующим развитие торговой отрасли потребительской кооперации Минщины, то, используя медицинскую терминологию, пациент скорее жив, чем мертв. В течение нескольких последних лет, в частности, были успешно выполнены доведенные плановые задания и прогнозные показатели. Исключение составил разве что минувший год, когда, несмотря на прилагаемые усилия, так и не удалось преодолеть установленную планку. В правлении облпотребсоюза не склонны все списывать исключительно на негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Здесь самокритично признают, что имели в том числе место и просчеты в организации работы торговой отрасли на местах, в первую очередь в ряде районных потребительских обществ.

Надлежащие уроки из допущенных ошибок и просчетов, не сомневаюсь, будут извлечены. Тем не менее, на мой взгляд, было бы неправомерно по итогам одного не самого удачного года делать скоропалительные выводы. При всех сложностях переживаемого момента есть, думается, все основания с определенным оптимизмом смотреть в будущее. Никто, видимо, не станет оспаривать, что в течение ряда последних лет в облпотребсоюзе столичной области было обеспечено динамичное поступательное развитие торговой отрасли. В результате создан хороший задел для дальнейшей высокоэффективной работы, и приведение в действие имеющихся резервов, не сомневаюсь, позволит не только наверстать допущенное отставание, но и станет мощным стимулом для наращивания объемов торговой деятельности. Это тем более важно, потому что, образно говоря, торговля является тем главным звеном в кооперативной цепи, которое способно вытянуть всю цепь.

По словам первого заместителя председателя правления Минского облпотребсоюза Валентина Тихоновича, в течение последних четырех лет затраты на приобретение основных средств для торговой отрасли составили более 50,7 миллиарда рублей. Даже не в самом лучшем с экономической точки зрения минувшем году на эти цели были направлены примерно такие же суммы, как и в предыдущем, что свидетельствует о последовательности проводимой в этой сфере деятельности политики. При этом акцент был сделан на внедрении современных форм развития торговли в райцентрах. Событием отнюдь не местного масштаба стало, к примеру, открытие сетевых магазинов площадью от 800 до 1000 и более квадратных метров. В Минском облпотребсоюзе в 2009 году появились два таких новых предприятия: торговые дома «Логойский пассаж» Логойского райпо и «Хельсинки» Пуховичского райпо, площадь которых составляет соответственно 1300 и 864 квадратных метра. Оба объекта были открыты в июле, и их суммарный товарооборот за неполных полгода превысил 3,8 миллиарда рублей. Кроме того, активно пропагандировался опыт работы Лунинецкого райпо по совершенствованию организации торговой деятельности в магазинах типа «Универсам». На этот метод уже переведены объекты торговли в Минском, Березинском, Дзержинском и Слуцком райпо, и тоже получен хороший экономический эффект.

— За период с 2006-го по 2009 год, — отметил Валентин Тихонович, — открыто 63 торговых объекта типа мини-магазин. Обратите внимание: основным требованием, которое предъявляется к новым объектам, является обеспечение среднемесячного товарооборота не менее одного миллиона рублей на квадратный метр торговой площади.        

Должен заметить, данное условие, как правило, успешно выполняется. Еще одним из эффективных источников наращивания объемов розничного товарооборота стал перевод магазинов на работу по методу самообслуживания. В анализируемом периоде он был внедрен в 274 торговых предприятиях системы столичного облпотребсоюза. Наряду с восстановлением работы ранее неэксплуатируемых объектов торговли для обслуживания населения малых населенных пунктов, в которых отсутствовала стационарная торговая сеть, широко использовались специализированные автомагазины. С 2006-го по 2009 год их было приобретено 70 единиц, в том числе 22 – на базе шасси МАЗ 437041 за счет средств инновационного фонда Белкоопсоюза. Причем, подчеркнул Валентин Марьянович, начиная с 2008 года активно проводилась работа по оснащению автомагазинов контрольно-кассовыми аппаратами и электронными весами. Нынче предполагается ее завершить, что в конечном итоге позволит на более высоком уровне обслуживать жителей сельской глубинки.

— Работа автомагазинов, — констатировал Валентин Тихонович, — находится на особом контроле в управлении торговли облпотребсоюза. Если, к примеру, в 2005 году располагали 94 единицами, то в минувшем году их количество увеличилось до 124. В результате нагрузка в расчете на один автомагазин за одиннадцать месяцев 2009 года составила 32,1 миллиона рублей, а темп роста товарооборота в сопоставимых ценах – 105,4 процента.

В сложных экономических условиях, на мой взгляд, гибкое управление торговыми процессами – объективная необходимость, гарантия успеха, и, честно говоря, импонируют предпринимаемые правлением Минского облпотребсоюза усилия в этом направлении. Не все, конечно, получается так, как хотелось бы. Тому есть как объективные, так и субъективные причины. Главное, однако, в том, что в кооперативных организациях не опустили руки и настойчиво стремятся преодолеть имеющиеся трудности. На местах в райпо, конечно, ситуация неод-нозначная, но умалять сделанное, думается, тоже неправомерно. Взять, например, продажу товаров в кредит. По нынешним временам такая форма обслуживания покупателей становится очень привлекательной, и в облпотребсоюзе это хорошо понимают. В результате счет здесь идет на многие десятки миллиардов рублей. Причем начиная с сентября минувшего года торговые предприятия руководствуются в своей повседневной деятельности положениями Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2009 года № 371 «О льготном потребительском кредитовании». Только в течение четвертого квартала было продано товаров по льготному кредиту почти на один миллиард рублей.

Постоянную прописку на предприятиях торговли потребительской кооперации столичной области получила также продажа товаров посредством использования банковских платежных терминалов. В настоящее время в 216 объектах торговли установлено 268 таких терминалов. В минувшем году их товарооборот составил порядка 10,5 миллиарда рублей.                

Среди мер по повышению эффективности работы ведущей кооперативной отрасли ставка сделана на совершенствование торговли непродовольственными товарами. Ни для кого не секрет, что при надлежащей постановке дела здесь можно рассчитывать на неплохой результат. Сейчас в Минском облпотребсоюзе открыто 376 фирменных секций ведущих товаропроизводителей республики, работают 15 унитарных предприятий «Хозторг» и «Промторг». И вот итог: удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота увеличился с 19,9 процента в 2006 году до 21,7 процента за одиннадцать месяцев 2009 года.

Как отметил Валентин Тихонович, совершенствование торговой деятельности необходимо рассматривать в единой связке с организацией договорной работы. Это, если хотите, две стороны одной медали, и, хотя, как известно, любое сравнение хромает, в данном случае оно вполне уместно. Судите сами. В облпотребсоюзе налажены хозяйственные связи более чем с 1300 поставщиками, с которыми заключено 9612 договоров поставки. При этом оптовые предприятия заключают договоры преимущественно с предоставлением скидок. В частности, ЧТУП «Слуцкая база ОПС» сотрудничает с 284 поставщиками, причем с 43,7 процента от общего количества заключены договоры с предоставлением оптовой скидки в размере 7–10 процентов. Аналогичная ситуация и в ЧУП «Книготорг», где 81 из 88 договоров поставки заключен на условиях предоставления скидок. Наряду с этим в соответствии с заключенными облпотребсоюзом договорами с СП ОАО «Ивкон», ОАО «Оливария», ИЗАО «Пивоваренная компания «Сябр», СООО «Голд стрим» предусмотрено оказание маркетинговых услуг, что также дало неплохой экономический эффект.

В общем, анализ состояния дел в торговой отрасли показывает, что в Минском облпотребсоюзе противопоставили вызовам времени выверенные ориентиры. Тем не менее это не означает, что уже предприняты все исчерпывающие меры по совершенствованию торгового обслуживания населения. Ведь, как верно замечено, нет предела совершенству, и именно из таких позиций необходимо исходить при организации торгового процесса по всей управленческой «вертикали» потребительской кооперации Минщины.        

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter