В ближайшее время ожидаются изменения в законодательстве по борьбе с экстремизмом и дегероизации нацизма

Вызов принят

Совершенствование правовой системы — процесс постоянный. Говорил об этом Президент и на Всебелорусском народном собрании. Госорганизациям поручено разработать ряд необходимых сейчас проектов нормативно-правовых документов, учитывая мировой опыт. На недавнем совещании у Главы государства была детально проанализирована проделанная работа. Что в перспективе?

istegucumuz.com

Запрос на порядок

В Парламенте, Совете Безопасности и других ведомствах подготовлено около десяти новых законопроектов. В этой работе участвовали две группы: одна занималась проработкой изменений в Уголовном кодексе, а другая — в области общественной безопасности. Цель — белорусское законодательство, как сказал Глава государства во время совещания во Дворце Независимости, должно быть готово дать ответ любым проявлениям деструктивной активности. Речь, в частности, об Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Также изменения могут коснуться сферы борьбы с экстремизмом. Идет движение в сторону недопустимости героизации нацизма. Эти и другие изменения не только ответ на вызовы, с которыми столкнулась Беларусь в последнее время, но и глобальный тренд. 

Глядя на примеры из жизни США и стран Евросоюза, понимаешь, что наше законодательство пока еще можно назвать сравнительно мягким. Недавний соцопрос и предложения, рассмотренные на диалоговых площадках, подтвердили простую истину, что белорусам не нужны потрясения. Общество сделало запрос на законность, порядок и безопасность.

Как считает профессор кафедры правовой информатики Академии МВД Александр Ивановский, белорусское законодательство должно быть, как говорят ученые, когерентно, то есть согласовано с законами тех стран, которые уже имеют опыт эффективного противодействия различным антигосударственным выступлениям и проявлениям. Это совершенно нормальная реакция на внешние деструктивные воздействия. Ситуация не говорит о том, что в стране отсутствует адекватное правовое регулирование в этой области. Но оно должно приобрести целостность и системность, предусматривающие четкую классификацию правонарушений по видам и характеру. Это позволит реагировать на современные угрозы оперативно и адекватно.

Против подмены понятий

Для того чтобы осознать, зачем менять и совершенствовать подходы к охране правопорядка на уровне законодательства, достаточно ответить на простой вопрос: как часто за прошедший год вам приходилось слышать, что кто-то где-то был задержан якобы ни за что? Вышла с цветами на улицу, на несанкционированный митинг не собирался, а просто гулял… И объяснений подобного рода у правоохранителей накопилось достаточно. Только вот парадокс: пока одни представляют общественности различными способами свое протестное движение как имеющее невероятный размах, рассказов наподобие «проходил мимо» появляется значительно больше, чем честных признаний в причастности к «масштабному» протесту. 

Беглые «лидеры» продолжают противопоставлять себя власти и государству. Их позиция понятна: чем хуже — тем лучше. Более того, в многострадальной Беларуси, где со школьной скамьи дети знают об ужасах фашизма, назрела необходимость принять закон, который пресечет любые попытки возрождения нацизма. Некоторые не особо щепетильные постсоветские ученые и политики вовсю «трудятся» над подменой понятий и сотворением альтернативной версии истории. Поэтому можно сказать, что с принятием соответствующего закона мы даже несколько запаздываем. Однако стоит понимать и то, что все это время Беларусь в отличие от многих соседей не испытывала социальной напряженности. Но и в такой ситуации нашлись способы воздействия на сознание людей: те, кто еще совсем недавно жил лишь своей жизнью, оказался задействованным в какой-то борьбе. Только своей ли?

Над пропастью в сети

Особую опасность сегодня представляют также угрозы информационной безопасности, считает Александр Ивановский. Уже не секрет, что масштабы использования спецслужбами некоторых стран способов информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в Беларуси и России, возрастают. В подобную деятельность втягиваются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан. 

Сегодня мы наблюдаем недостаточную защищенность граждан от опасного контента. Информационные ресурсы определенного толка, представители террористических и экстремистских организаций ловко манипулируют общественным мнением. Так быть не должно. 

Очевидно, что в наших условиях изменения в законодательстве затронут не только администраторов деструктивных и экстремистских Telegram-каналов, но и тех, кто им оказывает поддержку. Ведь травля, запугивание, угрозы и оскорбления — это тот же экстремизм. С потоками грязи столкнулись не только правоохранители, но и депутаты, врачи, учителя, журналисты, многодетные матери, награжденные орденами, их семьи и друзья. И недемократичные методы борцов с «режимом» отнюдь не смущают: они придумывают все новые небылицы, понимая, что утка расходится гораздо быстрее опровержения. Однако и на такие случаи законопроект уже готов: тот, кто будет распространять намеренную ложь, особенно в ущерб безопасности, будет подпадать под действие соответствующей статьи. 

Но речь идет не только об ужесточении законов: суды смогут использовать более гибкие подходы в определении наказания. Лишение свободы, например, заменять ее ограничением. Более того, в уголовную практику вводят понятие медиации — появится возможность договариваться. За некоторые нарушения вместо срока предусмотрен штраф с рассрочкой и даже с отсрочкой выплаты. 

Законодатели учли даже коронавирусные ограничения — предусматривается возможность онлайн-допросов. Но надо помнить, что принцип справедливости в вопросах соблюдения законности является основным, поэтому пряник пре­дусмотрен не всегда. Сегодня на кону наша национальная безопасность. 

МНЕНИЯ


Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Ключевые изменения связаны в целом с изменением институциональной среды. 2020 год четко показал, что Беларусь сталкивается с новыми вызовами в информационной сфере, сфере психологического воздействия на силовые структуры. Для тех, кто отвечает за общественный порядок, должны использоваться те инструменты, которые позволяли бы быстро и очень гибко реагировать на такие угрозы. Это связано с вопросами экстремизма, призывами к различным протестным действиям. 


Андрей Швед, Генеральный прокурор Беларуси: 

— Что касается конкретно инициатив Генпрокуратуры, то они состояли в том, чтобы усилить и конкретизировать ответственность за экстремистскую деятельность. Мы учли законодательство и опыт других стран. Уточнено понятие экстремистских материалов. Теперь это не только информационная продукция, но и любая атрибутика, символика, которая используется с этой целью. Это очень важно.


Александр Рахманов, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси: 

— Предлагаются изменения трудового законодательства, направленные на недопущение незаконных забастовок. Тут, наверное, неправильно будет употреблять термин «забастовка». Акции, которые происходили на предприятиях в прошлом году, не имели цели, которую имеет забастовка, решение какого-то трудового спора между работниками и нанимателями. Нет, они преследовали цель полностью остановить работу предприятия и затем поделить рынки.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter