Как сделать рынок автоперевозок более прозрачным, цивилизованным и конкурентным?
04.01.2020 15:08:38
За последние годы рынок перевозок изменился. Сейчас заказать такси можно через интернет, а рассчитаться за поездку банковской карточкой. Но несмотря на все новшества, главным и неизменным остается требование к безопасности пассажирских перевозок. Многие эксперты считают, что сервисы, позволяющие вызвать машину через приложение, должны быть приравнены к такси, а не прятаться под обтекаемым определением «аренда такси с водителем». Как же сделать рынок автоперевозок более прозрачным, цивилизованным и конкурентным — об этом рассуждают наши эксперты.
Большое внимание сейчас уделяем внеплановым проверкам. Каждое выявленное работниками инспекции нарушение снижает риски, но это не снимает ответственности с самих водителей. В Транспортную инспекцию нередко поступают жалобы от пассажиров. Ни одно обращение не остается без внимания. В основном требования предъявляют к качеству оказываемых услуг перевозчиком.
За 11 месяцев 2019 года Транспортная инспекция проверила работу более 5200 такси. Нарушений — более 3000! Это не просто проверка ради проверки. На кону — безопасность людей. В новостях нередко встречаются сообщения о смертельных ДТП с участием такси.
Выводы неутешительные: основными нарушениями, влияющими на безопасность выполнения перевозок, являются несоблюдение режима труда и отдыха водителями, несвоевременное прохождение гостехосмотра, непрохождение предрейсового медицинского освидетельствования. За невыполнение требований законодательства таким перевозчикам выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а виновное лицо привлекается к административной ответственности.
Необходимо обеспечить безопасность при перевозках пассажиров, создать равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке транспортных услуг. Сегодня мы не знаем каждого водителя и каждую машину, которая занята перевозками пассажиров в сфере такси. В прошлом году в стране отменили лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Теперь таксистом может стать кто угодно. Рынок по сути из регулируемого перешел в саморегулируемый. С одной стороны, он стал менее регламентирован, но с другой — на дорогах должны соблюдаться определенные правила. Работа таксистов связана с повышенной опасностью, ответственностью за пассажира, поэтому этот вид деятельности должен быть под особым контролем.
Сергей Глембовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Минтранса
Новые формы бизнеса, завязанные на ИT-технологиях, должны развиваться. Они идут в ногу со временем, дают возможность местным водителям и автовладельцам заработать. Появляются новые формы экономических отношений. Это новые рабочие места, налоги в бюджет. Сейчас вызвать такси по карману многим. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за высокой конкуренции и прихода новых технологий в сферу пассажирских перевозок.
Мобильным приложением Uber пользуются миллионы по всему миру, значит, компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую клиенты готовы платить.
Когда мобильные приложения по вызову такси только запустили, время подачи машины сразу же сократилось с получаса после заказа по телефону до 7 минут после открытия приложения. Сейчас автомобиль приезжает уже за пару минут. Онлайн-сервисы стали поднимать конкуренцию между водителями и сокращать время простоя автомобиля, за счет чего стоимость поездок уменьшилась.
Более того, в Нью-Йорке уже запустили сервис вертолетного такси. Клиентам даже не нужно устанавливать на свой смартфон какие-либо дополнительные приложения. Вызов вертолета будет предлагаться автоматически при выборе поездки в аэропорт и из аэропорта в Манхэттен. Стоимость перелета — 200 долларов. Если поездка на обычном такси длится в среднем около часа, перелет на аэротакси займет около 8 минут. В Токио проходят тестовые поездки беспилотного такси с пассажирами. Для страховки за рулем автомобиля еще находится водитель, который при возникновении экстренной ситуации может затормозить. Но в будущем компания планирует перейти полностью на автоматизированные машины. Эксперты рассчитывают, что к 2023 году каждая пятая машина в Японии будет ездить на автопилоте. Разработкой беспилотных автомобилей занимаются такие крупные корпорации, как Tesla и Apple.
С развитием современных технологий таксисты уже не «забудут» включить счетчик и в конце поездки не предъявят счет с баснословными суммами. Конечно, и к мобильным сервисам перевозчиков есть вопросы. Зачастую они передают заказы тем, кто не имеет разрешения на деятельность такси, то есть работает нелегально. Конечно, тот факт, что в этом бизнесе могут участвовать непрофессиональные и непроверенные водители, настораживает. Но проблему можно отрегулировать. Главное, не перегибать палку — дополнительные ограничения и требования к перевозчику не должны вытеснить их с рынка.
Александр Шарабайко, инженер-программист
Красный свет нарушителям
Транспортная инспекция следит за выполнением правил на рынке такси. В последние годы стремительно развивались интернет-сервисы. С точки зрения Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», они являются диспетчерами. Обязательное условие, которое должны исполнять те, кто выполняет перевозки пассажиров автомобилями-такси, — соблюдение соответствующих правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года. Например, в них указаны определенные требования к водителю. Он должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение категории «В» и общий стаж вождения не менее двух лет или стаж работы водителем 1 год. Обязательно должна быть медицинская справка о том, что он может управлять транспортным средством. Недобросовестные перевозчики не всегда соблюдают эти требования. Многие замечали, что по вызову могут приехать машины, не имеющие соответствующего внешнего оформления как автомобиль-такси: нет традиционной наклейки на кузове, «шашечек» (плафона) на крыше — это также нарушение. Транспортной инспекцией проводится работа по блокировке интернет-ресурсов таких недобросовестных участников рынка автомобильных перевозок пассажиров.Большое внимание сейчас уделяем внеплановым проверкам. Каждое выявленное работниками инспекции нарушение снижает риски, но это не снимает ответственности с самих водителей. В Транспортную инспекцию нередко поступают жалобы от пассажиров. Ни одно обращение не остается без внимания. В основном требования предъявляют к качеству оказываемых услуг перевозчиком.
За 11 месяцев 2019 года Транспортная инспекция проверила работу более 5200 такси. Нарушений — более 3000! Это не просто проверка ради проверки. На кону — безопасность людей. В новостях нередко встречаются сообщения о смертельных ДТП с участием такси.
Выводы неутешительные: основными нарушениями, влияющими на безопасность выполнения перевозок, являются несоблюдение режима труда и отдыха водителями, несвоевременное прохождение гостехосмотра, непрохождение предрейсового медицинского освидетельствования. За невыполнение требований законодательства таким перевозчикам выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а виновное лицо привлекается к административной ответственности.
Необходимо обеспечить безопасность при перевозках пассажиров, создать равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке транспортных услуг. Сегодня мы не знаем каждого водителя и каждую машину, которая занята перевозками пассажиров в сфере такси. В прошлом году в стране отменили лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Теперь таксистом может стать кто угодно. Рынок по сути из регулируемого перешел в саморегулируемый. С одной стороны, он стал менее регламентирован, но с другой — на дорогах должны соблюдаться определенные правила. Работа таксистов связана с повышенной опасностью, ответственностью за пассажира, поэтому этот вид деятельности должен быть под особым контролем.
Сергей Глембовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Минтранса
Поездка в два клика
За несколько лет небольшие стартапы, создавшие программы для поиска и вызова такси, превратились в быстрорастущие компании с большим капиталом. Рынок мобильных приложений такси переживает стремительное развитие. Главная причина успеха сервисов с приложениями в удобстве онлайн-заказов. По GPS программа сама определяет, где вы находитесь, и сразу высчитывает примерную стоимость поездки и сообщает, кто и за какое время довезет клиента до нужного места. Можно выбрать автомобили эконом- и комфорт-класса. Причем по тарифам, которые зачастую ниже, чем в обычных такси. Современно, удобно, выгодно. Важные критерии успеха — возможность широкого выбора тарифов, количество дополнительных опций: детское кресло и так далее.Новые формы бизнеса, завязанные на ИT-технологиях, должны развиваться. Они идут в ногу со временем, дают возможность местным водителям и автовладельцам заработать. Появляются новые формы экономических отношений. Это новые рабочие места, налоги в бюджет. Сейчас вызвать такси по карману многим. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за высокой конкуренции и прихода новых технологий в сферу пассажирских перевозок.
Мобильным приложением Uber пользуются миллионы по всему миру, значит, компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую клиенты готовы платить.
Когда мобильные приложения по вызову такси только запустили, время подачи машины сразу же сократилось с получаса после заказа по телефону до 7 минут после открытия приложения. Сейчас автомобиль приезжает уже за пару минут. Онлайн-сервисы стали поднимать конкуренцию между водителями и сокращать время простоя автомобиля, за счет чего стоимость поездок уменьшилась.
Более того, в Нью-Йорке уже запустили сервис вертолетного такси. Клиентам даже не нужно устанавливать на свой смартфон какие-либо дополнительные приложения. Вызов вертолета будет предлагаться автоматически при выборе поездки в аэропорт и из аэропорта в Манхэттен. Стоимость перелета — 200 долларов. Если поездка на обычном такси длится в среднем около часа, перелет на аэротакси займет около 8 минут. В Токио проходят тестовые поездки беспилотного такси с пассажирами. Для страховки за рулем автомобиля еще находится водитель, который при возникновении экстренной ситуации может затормозить. Но в будущем компания планирует перейти полностью на автоматизированные машины. Эксперты рассчитывают, что к 2023 году каждая пятая машина в Японии будет ездить на автопилоте. Разработкой беспилотных автомобилей занимаются такие крупные корпорации, как Tesla и Apple.
С развитием современных технологий таксисты уже не «забудут» включить счетчик и в конце поездки не предъявят счет с баснословными суммами. Конечно, и к мобильным сервисам перевозчиков есть вопросы. Зачастую они передают заказы тем, кто не имеет разрешения на деятельность такси, то есть работает нелегально. Конечно, тот факт, что в этом бизнесе могут участвовать непрофессиональные и непроверенные водители, настораживает. Но проблему можно отрегулировать. Главное, не перегибать палку — дополнительные ограничения и требования к перевозчику не должны вытеснить их с рынка.
Александр Шарабайко, инженер-программист