Как сделать рынок автоперевозок более прозрачным, цивилизованным и конкурентным?

Вызов.net

За последние годы рынок перевозок изменился. Сейчас заказать такси можно через интернет, а рассчитаться за поездку банковской карточкой. Но несмотря на все новшества, главным и неизменным остается требование к безопасности пассажирских перевозок. Многие эксперты считают, что сервисы, позволяющие вызвать машину через приложение, должны быть приравнены к такси, а не прятаться под обтекаемым определением «аренда такси с водителем». Как же сделать рынок автоперевозок более прозрачным, цивилизованным и конкурентным — об этом рассуждают наши эксперты.


Красный свет нарушителям

Транспортная инспекция следит за выполнением правил на рынке такси. В последние годы стремительно развивались интернет-сервисы. С точки зрения Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», они являются диспетчерами. Обязательное условие, которое должны исполнять те, кто выполняет перевозки пассажиров автомобилями-такси, — соблюдение соответствующих правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года. Например, в них указаны определенные требования к водителю. Он должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение категории «В» и общий стаж вождения не менее двух лет или стаж работы водителем 1 год. Обязательно должна быть медицинская справка о том, что он может управлять транспортным средством. Недобросовестные перевозчики не всегда соблюдают эти требования. Многие замечали, что по вызову могут приехать машины, не имеющие соответствующего внешнего оформления как автомобиль-такси: нет традиционной наклейки на кузове, «шашечек» (плафона) на крыше — это также нарушение. Транспортной инспекцией проводится работа по блокировке интернет-ресурсов таких недобросовестных участников рынка автомобильных перевозок пассажиров. 

Большое внимание сейчас уделяем внеплановым проверкам. Каждое выявленное работниками инспекции нарушение снижает риски, но это не снимает ответственности с самих водителей. В Транспортную инспекцию нередко поступают жалобы от пассажиров. Ни одно обращение не остается без внимания. В основном требования предъявляют к качеству оказываемых услуг перевозчиком. 

За 11 месяцев 2019 года Транспортная инспекция проверила работу более 5200 такси. Нарушений — более 3000! Это не просто проверка ради проверки. На кону — безопасность людей. В новостях нередко встречаются сообщения о смертельных ДТП с участием такси.

Выводы неутешительные: основными нарушениями, влияющими на безопасность выполнения перевозок, являются несоблюдение режима труда и отдыха водителями, несвоевременное прохождение гостехосмотра, непрохождение предрейсового медицинского освидетельствования. За невыполнение требований законодательства таким перевозчикам выдается предписание об устранении выявленных нарушений, а виновное лицо привлекается к административной ответственности.

Необходимо обеспечить безопасность при перевозках пассажиров, создать равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке транспортных услуг. Сегодня мы не знаем каждого водителя и каждую машину, которая занята перевозками пассажиров в сфере такси. В прошлом году в стране отменили лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Теперь таксистом может стать кто угодно. Рынок по сути из регулируемого перешел в саморегулируемый. С одной стороны, он стал менее регламентирован, но с другой — на дорогах должны соблюдаться определенные правила. Работа таксистов связана с повышенной опасностью, ответственностью за пассажира, поэтому этот вид деятельности должен быть под особым контролем. 

Сергей Глембовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Минтранса

Поездка в два клика

За несколько лет небольшие старт­апы, создавшие программы для поиска и вызова такси, превратились в быстрорастущие компании с большим капиталом. Рынок мобильных приложений такси переживает стремительное развитие. Главная причина успеха сервисов с приложениями в удобстве онлайн-заказов. По GPS программа сама определяет, где вы находитесь, и сразу высчитывает примерную стоимость поездки и сообщает, кто и за какое время довезет клиента до нужного места. Можно выбрать автомобили эконом- и комфорт-класса. Причем по тарифам, которые зачастую ниже, чем в обычных такси. Современно, удобно, выгодно. Важные критерии успеха — возможность широкого выбора тарифов, количество дополнительных опций: детское кресло и так далее. 

Новые формы бизнеса, завязанные на ИT-технологиях, должны развиваться. Они идут в ногу со временем, дают возможность местным водителям и автовладельцам заработать. Появляются новые формы экономических отношений. Это новые рабочие места, налоги в бюджет. Сейчас вызвать такси по карману многим. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за высокой конкуренции и прихода новых технологий в сферу пассажирских перевозок. 

Мобильным приложением Uber пользуются миллионы по всему миру, значит, компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую клиенты готовы платить.

Когда мобильные приложения по вызову такси только запустили, время подачи машины сразу же сократилось с получаса после заказа по телефону до 7 минут после открытия приложения. Сейчас автомобиль приезжает уже за пару минут. Онлайн-сервисы стали поднимать конкуренцию между водителями и сокращать время простоя автомобиля, за счет чего стоимость поездок уменьшилась. 

Более того, в Нью-Йорке уже запустили сервис вертолетного такси. Клиентам даже не нужно устанавливать на свой смартфон какие-либо дополнительные приложения. Вызов вертолета будет предлагаться автоматически при выборе поездки в аэропорт и из аэропорта в Манхэттен. Стоимость перелета — 200 долларов. Если поездка на обычном такси длится в среднем около часа, перелет на аэротакси займет около 8 минут. В Токио проходят тестовые поездки беспилотного такси с пассажирами. Для страховки за рулем автомобиля еще находится водитель, который при возникновении экстренной ситуации может затормозить. Но в будущем компания планирует перейти полностью на автоматизированные машины. Эксперты рассчитывают, что к 2023 году каждая пятая машина в Японии будет ездить на автопилоте. Разработкой беспилотных автомобилей занимаются такие крупные корпорации, как Tesla и Apple. 

С развитием современных технологий таксисты уже не «забудут» включить счетчик и в конце поездки не предъявят счет с баснословными суммами. Конечно, и к мобильным сервисам перевозчиков есть вопросы. Зачастую они передают заказы тем, кто не имеет разрешения на деятельность такси, то есть работает нелегально. Конечно, тот факт, что в этом бизнесе могут участвовать непрофессио­нальные и непроверенные водители, настораживает. Но проблему можно отрегулировать. Главное, не перегибать палку — дополнительные ограничения и требования к перевозчику не должны вытеснить их с рынка. 

Александр Шарабайко, инженер-программист
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter