Выжить и победить

Конверсия может стать прямым путем к успеху даже в условиях жесткой конкуренции на рынке

Конверсия может стать прямым путем к успеху даже в условиях жесткой конкуренции на рынке

На ОАО “Экран” о том, что такое “выбираться своими силами”, знают не понаслышке. Бывший “почтовый ящик” пережил непростые времена. И тем не менее борисовчанам удалось не только сохранить завод, но и не потерять высококвалифицированные кадры.

Ранее занимавшееся сложной авионикой, сегодня ОАО “Экран” — один из ведущих производителей на территории СНГ элементов автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники, антиблокировочных систем тормозов и электронных систем управления пневматической подвеской для грузовых автомобилей и автобусов. Потребителями его продукции являются как бело-русские предприятия, так и партнеры в Российской Федерации. Сегодняшние успехи предприятия достигались упорным трудом всего коллектива под руководством генерального директора Валерия Касперского, который начал свою трудовую деятельность в 1978 году, пройдя все ступени профессионального роста.

Сам себе хозяин

В кабинете главного инженера ОАО “Экран” Михаила Чернина собрана настоящая выставка бытовой техники — фены, миксеры, утюги... Именно за их счет удалось не “пойти на дно” в непростые 1990-е. Решение о выпуске товаров народного потребления далось непросто. Скажем так, ощущения не из приятных, если раньше продукцией предприятия были пилотажно-навигационные комплексы, системы автоматического управления, командно-пилотажные приборы, контрольно-проверочная аппаратура для самолетов СУ и МиГ.

Тогда же, в 1991 году, на ОАО “Экран” в условиях конверсии был взят курс на освоение совершенно нового направления — производство элементов автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники.

— Примерно с 1993 года мы серьезно начали заниматься производством тракторного электрооборудования, — вспоминает Михаил Чернин. — Первые изделия были созданы на базе имеющихся  технологий. Остальные же технологии, можно сказать, “погибли”, поскольку были предназначены прежде всего для авиационной техники.

В том же году начались работы по созданию антиблокировочных и антиблокировочно-пробуксовочных систем торможения (АБС и АБС/ПБС) для автотранспортных средств с пневматическим и пневмогидравлическим приводом тормозов. Кстати, сегодня ОАО “Экран” — единственное предприятие на территории СНГ, освоившее их серийное производство и выпуск электронных систем управления пневматической подвеской для грузовых автомобилей.

— С 2000 года мы поставили систему управления тормозов “на серию” и с 2004 года прочно вошли на этот рынок, — поясняет наш собеседник. — Постепенно стали поставлять свою продукцию практически всем производителям коммерческого транспорта России. Затем к антиблокировочным системам прибавились системы управления подвеской автомобиля, а с прошлого года мы начали закрывать потребности МАЗа в основной конфигурации. Рассчитываем, что в следующем году будем выпускать вторую модификацию таких систем и таким образом планомерно заменим импортные системы управления подвеской на отечественные.

В этом году на предприятии начали серийный выпуск системы управления электрооборудованием автобусов МАЗ. Она была разработана совместно с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси, значительно упрощает монтаж электрооборудования и заменяет огромное количество соединительных элементов (жгутов). Планируется начать серийную поставку  пневматических клапанов, которые тоже не имеют полных аналогов.

— Что касается более далекой перспективы, то у нас есть две большие темы по государственной программе машиностроения, — продолжает Михаил Чернин. — Это высокоинтеллектуальная антиблокировочная система для прицепного состава с функцией противоопрокидывания и система продольной курсовой устойчивости тягача большегрузного автопоезда.  Второе наше направление — системы, которые применяются на специальной технике. 

Кадры решают все

В непростые времена руководство выбрало направление на сохранение высококвалифицированных кадров и привлечение новых. Был определен приоритет высококвалифицированных специалистов в оплате труда (программистов, конструкторов) участвующих в научно-исследовательских разработках новых видов продукции.

— Кризис 2008 и 2009 годов коллектив предприятия пережил с минимальным падением объемов производства, — говорит генеральный директор по экономике ОАО “Экран” Николай Демешкевич. — И если в прошлом году заработная плата была низкой, то сейчас она достигает 3,6 миллиона рублей. А самое главное — коллектив предприятия осваивает, производит и внедряет продукцию для машиностроительной промышленности. То есть занимается любимым делом. Пользуясь случаем, поздравляем всех машиностроителей с профессиональным праздником.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter