Выжать прибыль из шайбы
30.08.2012
А финансовые итоги минувшего чемпионата мира скандинавов отнюдь не порадовали. Вместо ожидавшихся 500 тысяч болельщиков Хельсинки и Стокгольм посетили лишь 300 тысяч. Да и они скупать пачками билеты не стремились. В результате одна из крупнейших европейских хоккейных держав — Швеция — так и не смогла заполнить арену «Эрикссон Глоб» на большинстве матчей своей части чемпионата мира. Аншлаг собирался лишь на поединки с участием хозяев турнира, что вполне объяснимо. А вот заинтересовать зрителей матчами россиян, норвежцев или чехов оказалось для оргкомитета непосильной задачей. Решать которую через два года придется и оргкомитету минского турнира.
Опыт — дело наживное. Умение учиться на ошибках и превращать ошибки в шоколад Тони Вирену предстоит доказать уже через год, когда Скандинавия вновь примет мировой турнир. А дальше экзамен на организаторскую состоятельность предстоит сдавать нам. И уже сегодня с большой долей вероятности можно говорить, что список проблем, которые в 2014 году предстоит решать Минску, будет аналогичным скандинавскому. С организационной частью, по словам директора турнира и пока еще действующего председателя Белорусской федерации хоккея Евгения Ворсина, пока все в порядке.
— Получив право проведения чемпионата мира, Беларусь взяла на себя и ряд обязательств. Но мы стараемся не просто выполнить необходимый минимум, а сделать чемпионат привлекательным для гостей. Например, в начале года Президент подписал указ о безвизовом посещении страны на время проведения турнира. Это беспрецедентный шаг, который нашел поддержку мировой и хоккейной общественности, и сегодня даже россияне, которые также готовятся принять у себя Олимпиаду и чемпионат мира 2016 года, задумались о целесообразности перенятия нашего опыта...
— Разработка билетной программы — один из важнейших моментов при подготовке такого турнира. Финны и шведы в первую очередь хотели хорошо заработать на хоккее, но в результате получили пустые трибуны и вдвое меньшую, чем ожидалось, прибыль. Не говоря уже об ущербе для имиджа стран и самого хоккея. Мы же разработали билетную программу с учетом платежеспособности основной массы наших потенциальных болельщиков. Пока стоимость билетов планируется установить (в зависимости от стадии турнира) от 8 до 40 евро. Для сравнения, в Финляндии и Швеции эти цифры были от 95 евро на матчи группового этапа до 350 — на финал. Возможно, наши цены впоследствии могут также быть пересмотрены, но в любом случае скандинавский вариант в наших условиях был бы попросту неподъемным. Тем более что мы рассчитываем довести среднюю наполняемость наших арен до 65 — 85 процентов.
По данным, которые изложены в бизнес–плане Белорусской федерации хоккея, расходы на проведение чемпионата мира по хоккею в Минске составят около 12 миллионов евро. В эту сумму входят затраты на рекламу, размещение и проживание участников, аренду ледовых дворцов, проведение матчей, судейское и медицинское обслуживание и т.д. На фоне аналогичных турниров, проводившихся в последние годы за рубежом, немного. Там цифры доходили до 15 и даже 18 миллионов. И, по мнению Евгения Ворсина, чемпионат 2014 года вполне можно сделать прибыльным предприятием без вреда для зрителей.
— Никто не будет проводить чемпионат ради чемпионата. В эти 12 миллионов, кстати, не входят расходы, связанные с обустройством города, строительством транспортных развязок, гостиниц и арен. Это те деньги, которые остаются в стране. Нам ведь и без чемпионата мира нужно было ремонтировать аэропорт, автовокзал и решать транспортные проблемы. 2014 год просто заставил эти процессы течь быстрее. Назвать всю сумму, которая так или иначе была затрачена на подготовку страны к хоккейному чемпионату, невозможно. Как невозможно учесть поступления в бюджет города от работы гостиниц (которые во время чемпионата одномоментно смогут принимать до 20 тысяч туристов в день), продажи экскурсий, выгоду от рекламы, полученную, например, заводом МАЗ, который специально к чемпионату собирается представить совершенно новую модель автобусов для обслуживания участников турнира.
Да и просто те деньги, которые туристы оставят в нашей стране. Каждое из тех министерств, ведомств и предприятий, представители которых входят в оргкомитет турнира, будет пытаться получить прибыль на своем участке работы. Но если говорить о средствах, затраченных непосредственно на проведение турнира, то по нашему бизнес–плану планируется получение прибыли. Эти деньги пойдут на покрытие «хоккейных» расходов начиная от детского и массового спорта и заканчивая профессиональным.
Впрочем, прибыль эту еще нужно получить. И пока глава шведской хоккейной федерации Кристер Энглунд рассуждает, что его подопечные «просто не объяснили должным образом болельщикам, что и за сколько им собираются продавать», а в России задумываются о приглашении к управлению подготовкой спортивных мероприятий людей из бизнеса, Евгений Ворсин советует не забывать, что прибыль — не единственный показатель, по которому будут оценивать проведение чемпионата мира.
— Задача бизнесменов понятна: их интересует получение прибыли. И мы с этим согласны. Но при этом не забываем, что одна из главных задач турнира — привлечение как можно большего числа болельщиков, в том числе из–за рубежа.
Поэтому, на мой взгляд, государственное регулирование этого процесса более привлекательно, чем полная передача руля в руки бизнесменов. Яркий пример тому — недавний чемпионат Европы по футболу в Польше и Украине, где за неделю до начала соревнований цены на гостиницы, питание и билеты взлетели в десятки раз. Мы не говорим, что в Минске все будет бесплатно. И наши бизнесмены непременно будут привлечены в сферы обслуживания чемпионата. Но, возможно, то, что мы сегодня думаем не только об успешном выступлении нашей команды или получении прибыли, но и о реальных потребностях всех категорий болельщиков, поможет чемпионату в Минске стать одним из самых эффективных и запоминающихся.