Выжать прибыль из шайбы

Болельщик нынче капризный. Избалованный телевидением, сытый возможностью смотреть под баночку пива хоть НХЛ...
Болельщик нынче капризный. Избалованный телевидением, сытый возможностью смотреть под баночку пива хоть НХЛ, хоть Лигу чемпионов. Одной растяжкой на проспекте на трибуны его не заманишь. Не говоря уже о «больших спортивных традициях». У финнов и шведов они в хоккее, например, фундаментальные. 

А финансовые итоги минувшего чемпионата мира скандинавов отнюдь не порадовали. Вместо ожидавшихся 500 тысяч болельщиков Хельсинки и Стокгольм посетили лишь 300 тысяч. Да и они скупать пачками билеты не стремились. В результате одна из крупнейших европейских хоккейных держав — Швеция — так и не смогла заполнить арену «Эрикссон Глоб» на большинстве матчей своей части чемпионата мира. Аншлаг собирался лишь на поединки с участием хозяев турнира, что вполне объяснимо. А вот заинтересовать зрителей матчами россиян, норвежцев или чехов оказалось для оргкомитета непосильной задачей. Решать которую через два года придется и оргкомитету минского турнира.

Причины скандинавского конфуза на поверхности. Потенциальные болельщики ссылались на слишком высокие цены на билеты и необходимость покупать эти билеты пакетами с большим количеством матчей, которые многим зрителям не были интересны. И хотя перед самым чемпионатом цены упали, а пакетную продажу отменили, положения это не спасло. Болельщики уже вычеркнули чемпионат–2012 из своих планов. В итоге поста лишился Ларс Карлссон, генеральный секретарь оргкомитета чемпионатов мира, который участвует в организации турниров всех уровней и категорий с 1981 года. Но самое интересное в этой истории, что место крупного хоккейного функционера занял Тони Вирен. Человек, с хоккеем прежде дела не имевший, зато достигший успехов на посту директора по развитию крупного шведского производителя шоколада. Причины такого на первый взгляд странного выбора шведы объяснили просто: «На позиции генерального секретаря нужны знания в бизнесе и новые идеи, а не хоккейный опыт».

Опыт — дело наживное. Умение учиться на ошибках и превращать ошибки в шоколад Тони Вирену предстоит доказать уже через год, когда Скандинавия вновь примет мировой турнир. А дальше экзамен на организаторскую состоятельность предстоит сдавать нам. И уже сегодня с большой долей вероятности можно говорить, что список проблем, которые в 2014 году предстоит решать Минску, будет аналогичным скандинавскому. С организационной частью, по словам директора турнира и пока еще действующего председателя Белорусской федерации хоккея Евгения Ворсина, пока все в порядке.

— Получив право проведения чемпионата мира, Беларусь взяла на себя и ряд обязательств. Но мы стараемся не просто выполнить необходимый минимум, а сделать чемпионат привлекательным для гостей. Например, в начале года Президент подписал указ о безвизовом посещении страны на время проведения турнира. Это беспрецедентный шаг, который нашел поддержку мировой и хоккейной общественности, и сегодня даже россияне, которые также готовятся принять у себя Олимпиаду и чемпионат мира 2016 года, задумались о целесообразности перенятия нашего опыта...

Впрочем, шведы погорели не на визах и не на условиях для приезжающих в страну спортсменов и болельщиков. Минувший чемпионат стал полигоном для испытаний нового регламента. Присутствие в календаре матчей вроде встреч итальянцев с чехами или немцев с норвежцами, обусловленное новой формулой проведения соревнований с большим предварительным круговым турниром, не вызвало интереса у болельщиков. В том, что спортивная и бытовая части белорусского чемпионата будут организованы на высочайшем уровне, сомнений нет. На всех позициях в оргкомитете турнира работают «хоккейные» люди, давно изучившие все нюансы ледяной кухни. Другое дело, смогут ли они учесть ошибки скандинавов и заполнить трибуны обеих столичных арен? Евгений Ворсин уверен, что в Беларуси хельсинкский и стокгольмский сценарий не повторится навряд ли.

— Разработка билетной программы — один из важнейших моментов при подготовке такого турнира. Финны и шведы в первую очередь хотели хорошо заработать на хоккее, но в результате получили пустые трибуны и вдвое меньшую, чем ожидалось, прибыль. Не говоря уже об ущербе для имиджа стран и самого хоккея. Мы же разработали билетную программу с учетом платежеспособности основной массы наших потенциальных болельщиков. Пока стоимость билетов планируется установить (в зависимости от стадии турнира) от 8 до 40 евро. Для сравнения, в Финляндии и Швеции эти цифры были от 95 евро на матчи группового этапа до 350 — на финал. Возможно, наши цены впоследствии могут также быть пересмотрены, но в любом случае скандинавский вариант в наших условиях был бы попросту неподъемным. Тем более что мы рассчитываем довести среднюю наполняемость наших арен до 65 — 85 процентов.

По данным, которые изложены в бизнес–плане Белорусской федерации хоккея, расходы на проведение чемпионата мира по хоккею в Минске составят около 12 миллионов евро. В эту сумму входят затраты на рекламу, размещение и проживание участников, аренду ледовых дворцов, проведение матчей, судейское и медицинское обслуживание и т.д. На фоне аналогичных турниров, проводившихся в последние годы за рубежом, немного. Там цифры доходили до 15 и даже 18 миллионов. И, по мнению Евгения Ворсина, чемпионат 2014 года вполне можно сделать прибыльным предприятием без вреда для зрителей.

— Никто не будет проводить чемпионат ради чемпионата. В эти 12 миллионов, кстати, не входят расходы, связанные с обустройством города, строительством транспортных развязок, гостиниц и арен. Это те деньги, которые остаются в стране. Нам ведь и без чемпионата мира нужно было ремонтировать аэропорт, автовокзал и решать транспортные проблемы. 2014 год просто заставил эти процессы течь быстрее. Назвать всю сумму, которая так или иначе была затрачена на подготовку страны к хоккейному чемпионату, невозможно. Как невозможно учесть поступления в бюджет города от работы гостиниц (которые во время чемпионата одномоментно смогут принимать до 20 тысяч туристов в день), продажи экскурсий, выгоду от рекламы, полученную, например, заводом МАЗ, который специально к чемпионату собирается представить совершенно новую модель автобусов для обслуживания участников турнира. 

Да и просто те деньги, которые туристы оставят в нашей стране. Каждое из тех министерств, ведомств и предприятий, представители которых входят в оргкомитет турнира, будет пытаться получить прибыль на своем участке работы. Но если говорить о средствах, затраченных непосредственно на проведение турнира, то по нашему бизнес–плану планируется получение прибыли. Эти деньги пойдут на покрытие «хоккейных» расходов начиная от детского и массового спорта и заканчивая профессиональным.

Впрочем, прибыль эту еще нужно получить. И пока глава шведской хоккейной федерации Кристер Энглунд рассуждает, что его подопечные «просто не объяснили должным образом болельщикам, что и за сколько им собираются продавать», а в России задумываются о приглашении к управлению подготовкой спортивных мероприятий людей из бизнеса, Евгений Ворсин советует не забывать, что прибыль — не единственный показатель, по которому будут оценивать проведение чемпионата мира.
— Задача бизнесменов понятна: их интересует получение прибыли. И мы с этим согласны. Но при этом не забываем, что одна из главных задач турнира — привлечение как можно большего числа болельщиков, в том числе из–за рубежа.

Поэтому, на мой взгляд, государственное регулирование этого процесса более привлекательно, чем полная передача руля в руки бизнесменов. Яркий пример тому — недавний чемпионат Европы по футболу в Польше и Украине, где за неделю до начала соревнований цены на гостиницы, питание и билеты взлетели в десятки раз. Мы не говорим, что в Минске все будет бесплатно. И наши бизнесмены непременно будут привлечены в сферы обслуживания чемпионата. Но, возможно, то, что мы сегодня думаем не только об успешном выступлении нашей команды или получении прибыли, но и о реальных потребностях всех категорий болельщиков, поможет чемпионату в Минске стать одним из самых эффективных и запоминающихся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter