Выйти сухим из дождя (Окончание)

В ГАИ определены все места подтопления, выделены и основные...

(Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ)

В Госавтоинспекции определены все места подтопления, выделены и основные — их порядка 20. ГУ «Столичный транспорт и связь» разрабатывает схемы объезда маршрутного транспорта. Хотя порой сделать это достаточно сложно. Что касается грузового и легкового транспорта, во время ливня сотрудники ГАИ на месте затопления выставляют дорожные знаки, информируют СМИ, экипажи ДПС оперативно высылаются в места требуемого объезда. Труднее всего работать с владельцами джипов. Говоришь ему: «Впереди – вода, давай в объезд». Что вы, что вы, у нас же полный привод! В итоге сам выпрыгивает, джип плывет и совершает ДТП. Иногда и с общественным транспортом. Самое страшное в ливне это резкий наплыв воды: казалось, только ехал в полколеса, а уже через 15 секунд поток «прыгает» до уровня сидений. Бывает такой наплыв воды, что принять все меры просто невозможно.

В каждом районе столицы уже разработано порядка 3—4 схем объезда, всего по городу их около 30—35. Но, в любом случае, требуется участие и координация всех служб, чтобы направить водителей по нужному маршруту. Поэтому мы всегда запрашиваем информацию в МЧС и Горремавтодоре. 

«Р»: Часты ли случаи ДТП в таких ситуациях?

Д.З.: Нередки случаи, когда машину поднимает поток воды, она плывет — и может произойти столкновение. Примеров немало. Проблема одна: как трактовать такое ДТП страховщикам?

Дождеприемник — это не свалка

А.К.: Я бы хотел еще сказать про пожары. В прошлом году у нас практически все машины были заняты спасением людей. Но наша основная задача — спасение людей, когда есть угроза жизни. А если подтапливает стоянку, где припаркован чей-то автомобиль, то это не чрезвычайная ситуация. Если мы будем поддаваться этому ажиотажу и направлять машины на все подтопления высотой 10—20 сантиметров, а в соседнем доме будет пожар и погибнет человек, то спрос будет только с МЧС. Вода рано или поздно уйдет, а жизнь человеку уже не вернуть.

Согласно плану оперативного реагирования, сейчас мы привлекаем только 32 машины на социально значимые участки Минска. Туда, где троллейбусы стоят в воде или есть угроза затопления магазина.

«Р»: Какую спецтехнику используют подразделения МЧС для эвакуации людей из зон затопления и откачки дождевых стоков?

А.К.: Пожарно-насосные станции: их сейчас пять в разных районах столицы. Глубина забора этого агрегата 40—50 сантиметров, поэтому он не может брать воду там, где ее высота — по бордюрный камень. Кроме того, министерство закупило и передало нам четыре новые лодки, мотопомпы и гидрокостюмы. За счет средств местного бюджета мы сейчас покупаем две пожарно-насосные станции производительностью 110 литров в секунду.

«Р»: Сколько магазинов, баров и ресторанов Минска, расположенных на первом или цокольном этажах, сейчас могут подтапливаться дождевыми водами?

А.К.: Такой список есть. И все владельцы этих заведений и жилых домов оповещены, что находятся в зоне возможного подтопления, им выписаны специальные памятки и предписания. Универсам «Рублевский», где воды в прошлом году было по шею, за это время поставил себе водонепроницаемый роллет. В итоге уровень воды во время сильных ливней нынешнего лета не превысил в торговом зале 10 сантиметров. В одном из баров на Немиге, который первый раз затопило очень сильно, мешки с песком положили в тамбуре между двумя дверями. У них воды не было вообще.

На сайте Мингорисполкома выложен список всех подтопляемых мест. Любой человек может с ним ознакомиться и застраховать свой автомобиль, если стоянка попадает в зону затопления.

«Р»: На ваш взгляд, как скоро Минск сможет победить ливни и выйти сухим из воды? Что для этого еще потребуется?

А.П.: В 2011 году завершится строительство первой очереди коллектора «Центр», коллектор «Немига» построят в 2014-м. Это значит, что уже через 3—4 года последствия дождевой стихии будут сведены к минимуму на проспекте Победителей и Немиге. Если не будет проблем с финансированием, через два года город построит коллектор по улице Харьковской. Уже в этом году будет запроектирован и через полтора-два года завершен коллектор по улице Якуба Коласа. То есть к 2013—2014 году большинство «мокрых» точек столицы исчезнет.

Еще один немаловажный момент. В Минске почти 2 миллиона жителей, и Горремавтодор с Горремливнестоком исправно выполняют свою работу, очищая коллекторы и поддерживая в рабочем состоянии дождеприемные колодцы. Но многое по-прежнему зависит от культуры самих жителей. Хочу обратить внимание: дождеприемники — это не мусорки. Если человек бросает даже на тротуар бутылку или пакет из-под чипсов, все это после дождя оказывается в дождеприемниках. А потом этот человек жалуется, что его машину затопило, хотя сам отчасти в этом виноват.

Д.З.: Хочу дать читателям простые, но очень дельные советы. Прежде чем выйти из дома, прослушайте прогноз погоды. Если объявили штормовое предупреждение, лучше пользуйтесь общественным транспортом. Выехали на авто — паркуйтесь на возвышенностях. Сидя в автомобиле во время ливня, слушайте радио: там обязательно передадут, где есть объезды. Четко выполняйте указания ГАИ, МЧС, которые регулируют движение. Если транспортное средство попало в потоп, выключите зажигание, поставьте машину на стояночный тормоз и наблюдайте за своей «ласточкой» с возвышенности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter