Выйти сухим из дождя

К 2014 году проблема подтоплений Минска будет сведена к минимуму

К 2014 году проблема подтоплений Минска будет сведена к минимуму

Последние пару лет летние ливни – синоним неминуемых подтоплений улиц и проспектов столицы. Немигу в непогожие дни водители, от греха подальше, объезжают стороной. Эта вынужденная мера стала негласным правилом дорожного движения. Самонадеянность чревата заглохшим авто и дождевой водой по самую приборную панель. Кто ж захочет рисковать? Давайте признаемся: нам всем порядком надоели однотипные фотоотчеты с залитых дождем улиц Минска. Поначалу это было забавно – теперь грустно… Город-двухмиллионник не может справиться с очередным ливнем и плывет по всем бордюрам. Специалисты, собравшиеся в конференц-зале «Р», пытались ответить на волнующий всех вопрос: как скоро Минск начнет выходить сухим из воды? Своим видением проблемной ситуации и путей выхода из нее поделились Ольга ФЕДОТОВА, главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра, Сергей ЛУЧИНА, заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор МГИ», Павел САЧКОВ, начальник отдела водопровода и канализации КПИУП «Минскинжпроект», Андрей ГУДКОВ, главный инженер ГП «Горремливнесток», Андрей КРАВЧУК, заместитель начальника Минского городского управления МЧС, и Дмитрий ЗАБАЛУЕВ, начальник отделения дорожного надзора УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Сильные ливни в Беларуси были всегда

«Р»: Ольга Антоновна, первый вопрос вам. Как часто в Беларуси фиксируются сильные ливни, тенденция ли это последних пяти лет или подобные факты наблюдались и раньше?

О.Ф.: К очень сильным мы относим интенсивные дожди с количеством осадков не менее 50 мм за период не более 12 часов. Надо сказать, что они отмечались всегда: и в середине прошлого века, и в его начале. Что касается их периодичности, то она действительно возросла. Если раньше ливни с количеством осадком 50 мм и выше фиксировались раз в десять лет, то в последние годы они отмечаются примерно раз в пять лет. Менее интенсивные дожди с количеством осадков 30 мм за 12 часов и более в среднем выпадают раз в два-три года, а с 15 мм и более — ежегодно и порой не один раз за лето.

Число сильных дождей в Беларуси за последние пять лет возросло почти в два раза, но это не говорит о том, что динамика однозначна и устойчива: все зависит от того, как формируются атмосферные процессы в тот или иной период времени. Бывают годы, когда антициклоны, располагающиеся над европейской Россией, в большей степени захватывают Беларусь — тогда лето засушливое. А сейчас, напротив, второй год подряд территория нашей страны находится под влиянием атмосферных фронтов, воздушные потоки направлены со Средиземноморья и наполнены влагой. Поэтому нынешним летом столицу почти каждый день с некоторыми перерывами посещают дожди, хотя в то же время в Гомельской области, например, отмечается даже недобор осадков.

«Р»: Почему в сводки и фотоотчеты о подтоплениях всегда попадает один Минск? Это из-за Минской возвышенности?

О.Ф.: Конечно, Минская возвышенность вносит свой вклад в формирование осадков. Как, кстати, и Новогрудская. Должна сказать, что в среднем за год наибольшее количество осадков приходится как раз на Новогрудок, а не на нашу столицу. В этом году, например, с мая по июль больше всего дождей прошло в районе метеостанции Вилейка, на втором месте — Борисов и только на третьем — Минск.

«Р»: Сколько раз нынешним летом шли сильные дожди, сколько выпало осадков в миллиметрах, есть ли рекорды?

О.Ф.: Таких сильнейших ливней, как 24 июля прошлого года, когда за три часа выпало 56 мм осадков (56 литров воды на квадратный метр), в этом году в столице не было. Этим летом в ночь с 9-го на 10 июня за несколько часов выпало 43 мм — это тоже немало. 26 июня дожди по территории города прошли неравномерно: Немигу подтопило, в районе аэропорта Минск-1 зафиксировано 33 мм осадков, а в районе обсерватории — лишь 7 мм.

«Р»: Мы все видим, что климат идет на потепление. Это значит, что Беларусь попадает в зону тропических ливней?

О.Ф.: Нельзя делать таких однозначных заключений. Однако именно для периода потепления характерна значительная меридиональность атмосферных процессов. То есть воздушные массы поступают не как обычно с запада на восток, а часто — с юга на север, а уже вынос этого влажного теплого субтропического воздуха приводит к выпадению сильных осадков. Нужно быть готовым, что в ближайшее десятилетие повторяемость таких осадков будет держаться на том же уровне или даже увеличиваться.

«Р»: Гидрометеоцентр составляет предупреждения о сильных ливнях для МЧС, ГАИ, управлений сельского хозяйства и других заинтересованных ведомств. Сколько из ваших 10 прогнозов подтверждаются на 100 процентов?

О.Ф.: Если говорить об успешности самих прогнозов, то по Минску она составляет около 90 процентов. Это значит, из 10 прогнозов один может не оправдаться. Прогнозы опасных явлений погоды подтверждаются примерно на 85 процентов.

«Р»: В каких еще столицах Европы проходят такие же нетипичные дожди?

О.Ф.: Сильные ливни сейчас случаются практически в любом месте земного шара. От подтоплений, увы, не застрахована ни одна европейская столица.

Коллекторы загрязнены в пределах нормы

«Р»: Сегодня в список подтопляемых включены более 70 участков города. Назовите, пожалуйста, наиболее проблемные, по которым уже принимаются неотложные меры. Что и где сделано за эти годы?

С.Л.: Еще в 2004 году, когда город столкнулся с проблемой подтоплений, Мингорисполком принял решение о минимизации подтоплений в столице. Прошлый год выявил сразу 77 проблемных точек — на основе этого откорректировали существующее решение, и возник план, который готовился нашей организацией совместно с «Минскинжпроектом».

Основная проблемная зона — Немига, там обычно наблюдается наибольший уровень воды. Другие точки города, страдающие от ливней, — район Дворца спорта, улицы Игнатенко, Ульяновская, Кирова, Я.Коласа в районе БНТУ, Харьковская, перекресток Пушкина и Притыцкого, площадь Бангалор, улица Калиновского от Логойского тракта. Могу сказать, что подтопления во многом зависят от направления фронта дождя. Если он идет с северо-запада, топит Немигу, район улиц Игнатенко и Мельникайте. Идет с востока — район Янки Купалы и Калиновского. В прошлом году получилось так, что ливни прошли по большей территории города. Подтопило, например, Немигу и проспект Победителей, но Первомайский район не тронуло.

Общая протяженность ливневой канализации по городу — 1500 километров, глубина залегания от 2 до 30 метров. Диаметр — от 200 сантиметров до 3 метров. Изначально некоторыми высказывалось предположение, что подтопления происходят из-за загрязненных коллекторов. Но могу сказать, что коллекторы в основных затапливаемых местах обследовала организация «Белремтрубсервис», которая использует небольших роботов, оснащенных телекамерами. Оказалось, что загрязнение коллекторов в пределах нормы — от 10 до 15 процентов, в некоторых местах — до 20.

Ежемесячно «Горремавтодор» докладывает в мэрию о выполнении плана по ликвидации основных мест подтоплений в городе. Где могли, мы уже поставили дополнительные решетки. В частном секторе, где нет ливневой канализации, улучшили водоотводные трубы. На улице Игнатенко понизили борта.

Свислочь слишком мала для Минска

П.С.: Вопрос подтоплений возникал и раньше. Еще в 1987 году по заказу Горремавтодора «Минскинжпроект» делал обоснование инвестиций по ликвидации мест подтоплений. Тогда их рассматривалось порядка 53. Большинство из них затапливало эпизодически, а наиболее характерных, которые требовали проведения проектных и строительных работ, было не более 15.

Все коллекторы в городе проектировали из расчета пропуска стоков от дождей со слоем осадков 28—29 мм повторяемостью раз в год. Так запроектирован не только Минск, но и российские, украинские города. При этом в СНИПе указано, что один раз в год при дождях большей повторяемости допускается переполнение сетей дождевой канализации и временное подтопление проезжей части улиц. Это соответствует нормам.

Можно задаться вопросом: почему изначально не проектировались коллекторы с расчетом на дожди в 55 мм? Но это привело бы к тому, что стоимость строительства возросла бы в десятки раз, а коллекторы стояли бы пустые и полностью заилялись при малых дождях. Поэтому нормы, по которым велось строительство, оптимальны.

Большинство канализационных сетей укладывалось в 60-80-х годах прошлого века. Сейчас город растет, появляются новые районы. Ныне существующий коллектор «Центр» начинается от улицы Матусевича, идет по проспекту Победителей и заканчивается на улице Белорусской. Длина его очень большая, но этого недостаточно. Уже сказали, что подтопления районов зависят от направления фронта дождя. И если, например, он начинается в районе Кунцевщины, то на Немиге коллектор уже полный, а ливень-то продолжается.

Проектные работы ведутся согласно решению Мингорисполкома и плану по ликвидации основных мест подтопления. Многие проекты уже находятся в стадии строительства или готовы к нему. В первую очередь, речь о коллекторе «Центр», который проектируется от района деревни Ржавец, улицы Нарочанской до Дворца спорта. Эта вторая его ветка условна разделена на три очереди. Первую запустят в эксплуатацию в 2011 году. Она снизит подтопления по проспекту Победителей, улице Игнатенко и в районе Дворца спорта.

Кроме того, разработана проектно-сметная документация на реконструкцию аварийного выпуска со строительством большой камеры со сбросом ливневых стоков в реку Свислочь на проспекте Победителей, также будет установлен ряд водоприемников в районе Дворца спорта. Строительство начнется уже в этом году.

«Р»: А что же вторая очередь? 

П.С.: Она пройдет от улицы Белорусской до Колядичей с устройством там общегородских очистных сооружений со сбросом в Свислочь. Этот вопрос больше экологический и касается защиты Свислочи в центральной части города от загрязнения дождевыми стоками. Река Свислочь – крайне малый водоприемник для такого большого города, как Минск. При интенсивных дождях уровень в реке значительно повышается, многие выпуски дождевых коллекторов оказываются просто подтопленными и не могут работать в нормальном режиме. Естественный сток Свислочи, к примеру, порядка 8 кубов в секунду, а в конечном стволе коллектора «Центр» — 13 кубов. То есть дождевые стоки превышают почти в полтора раза естественный сток реки, и она переполняется.

Вторая проектная работа — коллектор «Немига». Это боковой приток коллектора «Центр», который позволит минимизировать подтопления улицы Немига. Ныне существующий коллектор «Немига» начинается от микрорайона Грушевка, проходит в районе площади Богушевича, дальше по Немиге и заканчивается на улице Ленина. Суть нашей работы заключается в том, что в районе площади Богушевича мы отсекаем всю Грушевку от старого коллектора и закладываем новый, который пройдет по улицам Толстого, Воронянского, Жуковского и будет иметь самостоятельный выпуск в Свислочь в районе Маяковского. Строительство начнется в следующем году.

Ведутся также проектные работы по строительству коллекторов, которые минимизируют затопления по улице Харьковской, Богдановича, Дражни и площади Бангалор. Это также 2011-й год. В 2010-м будет проектироваться небольшой коллектор, который пройдет по Якуба Коласа в районе БНТУ до проспекта Независимости по улице Дорошевича. Он позволит снизить уровень подтопления Якуба Коласа и перекрестка улиц Сурганова и Кузьмы Чорного.

Сухо при дожде быть не может

А.Г.: Горремливнесток обслуживает коллекторы диаметром от метра и выше. Те, куда может спуститься человек и произвести ремонт. У нас на балансе находится 284 км труб такого диаметра. Показательно, что за последние 11 лет критическую ситуацию удалось переломить. Когда мы только-только начинали, речь шла об аварийно-восстановительных работах, поскольку засоренность коллекторов была большой. Сейчас внутренний осмотр этих сетей проводится ежегодно, составляются акты. Как только уровень засора превышает 30 процентов, на место направляется бригада. В основном очистка производится вручную, однако у нас есть и спецавтомобиль. Он применяется там, где человеку не подступиться.

В зависимости от района города уклон в коллекторах разный. Если брать Ленинский район и отдельные участки Заводского, там уклоны в коллекторах достаточны для самоочищения. Они промываются во время дождей, и наносы не откладываются. Если же взять такие равнинные места, как Комаровка и площадь Бангалор, то даже несмотря на уложенные там коллекторы большого диаметра их пропускная способность от этого не увеличивается. Уклоны маленькие. Во время слабых дождей все наносы, пыль и песок смываются туда и там откладываются. Во время сильных ливней часть этого засора выносится, остальное приходится очищать вручную.

«Р»: На ваш взгляд, нынешнее положение дел – это просчет и недальновидность советских проектировщиков? Что-то вроде ошибки с расчетом паркомест во дворах пятиэтажек-хрущевок?

П.С.: Не думаю. Проектирование и строительство ведется только в соответствии с нормативными документами. Теоретически коллекторы можно было спроектировать и большим диаметром. Но чем он больше, тем меньше уклон и скорость. В итоге при небольших дождях они были бы заилены наполовину и не несли бы нужной нагрузки при сильных ливнях. Поэтому советские нормы были как раз оптимальными. Это подтверждает и их сходство с европейскими стандартами. Подтопления фиксируются сейчас в Варшаве, Гамбурге и т.д.

«Р»: Существует мнение, что одним лишь строительством дождевого коллектора «Центр» делу не поможешь. Требуются серьезные вложения в систему автоматического поддержания уровня воды в городских водохранилищах: перед дождем можно отпустить заслонки – и понизить уровень, чтобы Свислочь не выходила из берегов… Что скажете?

П.С.: С помощью плотины можно добиться необходимого уровня понижения Свислочи. Однако это огромный и чрезвычайно затратный комплекс мероприятий, который выходит за рамки компетенции «Минскинжпроекта». Это вопросы гидростроительства. Соглашусь, коллектор «Центр» не решит всех проблем с подтоплениями: идеальность в данном случае – категория недосягаемая. Дождь по природе своей мокрый, и сухо при нем быть не может.

«Р»: Срок строительства коллектора «Центр» до 2018 года мотивирован сложностью работ или сложностью финансирования?

П.С.: Вы говорите уже о четвертой и пятой очередях. Этот участок коллектора пройдет от улицы Белорусской до микрорайона Лошица. Это будет труба диаметром 2,7 метра с использованием технологии микротоннелирования. Затем в Лошице построят огромную перекачивающую станцию производительностью 19 кубов воды в секунду. Аналогов в Европе сейчас нет. Перекачка будет проводиться на очистных сооружениях в районе Колядич. Конечно, все это громадные объемы работ, которые потребуют много времени.

«Р»: Когда можно будет говорить о том, что проблема подтоплений Минска будет минимизирована?

С.Л.: Каждое из вышеперечисленных мероприятий само по себе заметно уменьшит последствия ливней.

П.С.: В 2011 году завершится строительство первой очереди коллектора «Центр» до Дворца спорта. И начнется возведение коллектора «Немига» сроком до 2014 года. Думаю, именно с этого года последствия ливневых дождей будут полностью минимизированы.

«В этом году мы ликвидировали последствия 5 подтоплений…»

«Р»: Первыми, кто сталкивается с последствиями сильного ливня, это пешеходы, автомобилисты и водители коммунального транспорта. Первые, кто начинает разруливать ситуацию, — сотрудники ГАИ и МЧС. Скажите, после серьезных подтоплений на Немиге проводились ли совместные учения ГАИ, МЧС, Горремавтодора и других заинтересованных?

А.К.: Конечно, проводились. Крупных учений в масштабах города было три. Одно в прошлом году и два — в этом. После мощного ливня 2009-го разработан план оперативного реагирования совместно с Горремавтодором, ГАИ, ЖКХ, водоканалом и так далее. Определены наиболее проблемные точки столицы. Первоначально их было 85, сейчас 97. Прежде всего, речь идет о главных маршрутах движения общественного транспорта и исторически значимых объектах. На каждый участок теперь расписаны силы той или иной службы, которая прибывает для ликвидации последствий затопления. Этот план сейчас есть у всех заинтересованных и трижды практически отрабатывался в масштабах города.

«Р»: Интересно, какие существуют нормативы по прибытию и реагированию, в частности, спасателей?

А.К.: Во время затопления и пожарная машина может не доехать, поэтому про нормативы говорить трудно. Наша задача — прибыть в кратчайшие сроки, как правило, до 10 минут. Для этого мы используем технику повышенной проходимости, полноприводную. Проблем обычно не бывает.

С.Л.: У нас в Горремавтодоре определено время прибытия до 20 минут…

«Р»: Сколько раз вам приходилось реагировать на подтопления в прошлом и этом году?

А.К.: 24 июля 2009 года дождевые воды подтопили 77 участков проезжей части, 64 подвала жилых и административных зданий Минска. Приостанавливалось движение 24 троллейбусных маршрутов, 6 автобусных, 4 трамвайных. Для ликвидации последствий стихии от МЧС привлекалось 65 единиц техники и 265 спасателей. От субъектов хозяйствования — 143 единицы техники и 206 специалистов. Спасено 52 человека, еще 494 эвакуировано.

В этом году мы реагировали уже на пять случаев подтопления: 4, 10, 13 и 26 июня. А еще в ночь с 3 на 4 июля. За эти пять дней 49 участков проезжей части и 21 объект социального назначения с пребыванием людей были подтоплены. В результате временно остановилось движение 43 троллейбусных маршрутов, 12 автобусных и 3 трамвайных. Эвакуировано 53 человека. Никто не пострадал.

Джип плывет и совершает ДТП

«Р»: Дмитрий Николаевич, сколько схем объезда заготовлено Госавтоинспекцией на случай сильного потопа?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter