Аналогов в мире нет: корреспондент «Рэспублікі» протестировала новый тренажер МЧС

Выйти из огненного лабиринта

Когда случается чрезвычайная ситуация, думать некогда. Нужно быть готовыми ко всему: действовать слаженно и быстро. На кону иногда жизни многих людей. Именно поэтому в Университете гражданской защиты МЧС создали необычный тренажер. Программное обеспечение, аналогов которому нет в стране и в мире, позволяет моделировать ситуации, максимально приближенные к реальным условиям. Прогнозировать и искать пути решения. Будь то авария на химически опасных объектах, взрыв на крупном объекте или опасность биозаражения. Как это работает, кому пригодится, у разработчиков узнала корреспондент «Рэспублікі».

Сергей Бордак: «Разработка попала в десятку лучших инновационных проектов выставки «100 идей для СНГ».

Оперативное решение

Специалисты разных сфер ежедневно работают, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации — природного, техногенного, экологического, биолого-социального характера. Но на сто процентов от беды никто не застрахован. Когда она приходит, проблему устраняет не только МЧС. Подключаются и другие министерства, ведомства. Оценивают обстановку, принимают экстренные решения. От того, насколько слаженно и оперативно сработает комиссия по ЧС, зависит многое. В первую очередь жизнь и здоровье людей…

Все, от кого в той или иной мере зависит результат ликвидации ЧС, проходят обучение. Слушают лекции, практикуются, моделируют ситуации во время «деловой игры». Чтобы усвоить максимум информации и научиться молниеносно принимать правильные решения, назрела необходимость в поиске новых форм образования.

И решение нашли. Инновационная разработка «Программное обеспечение для тактической подготовки органов управления гражданской защиты» повысит оперативность работы экстренных, спасательных и других служб и, как следствие, снизит показатели гибели, травматизма и материального ущерба. Старший преподаватель Университета гражданской защиты МЧС Сергей Бордак уверен, что новый интерактивный метод учебы отлично сработает.

Автор инновационного проекта проводит меня в святая святых — специально оборудованный учебный кабинет. Там столы, мониторы и большие белые панели.

— Сюда проектор выводит картинку с компьютера, — проводит экскурс Сергей Бордак. — На большой карте удобнее изучать и анализировать обстановку.

Программное обеспечение позволяет моделировать ситуации, максимально приближенные к реальным условиям.

Все по сценарию

Разработчик берет в руки стилус и зовет меня присесть в кресло ученика. Пока я с трудом вникаю в изображение на мониторе, но вскоре быстро адаптируюсь. Запускаю программу и готовлюсь к самому худшему — проиграть. В смысле медленно и неверно реагировать, чтобы ликвидировать виртуальную катастрофу. Но разработчик успокаивает: я в команде не одна. Выбираем категорию «Совместное обучение» — к процессу, по идее, должны подключиться специалисты из 12 служб: медицинской, аварийно-спасательной, коммунально-технической, защиты животных и растений, связи и других. Каждая закреплена за конкретным госорганом.

— У каждой службы есть алгоритм и четкая последовательность действий, которые регламентированы законодательно, — автор проекта говорит и на примере показывает, как работает программа. — Мы «прописали» три самых худших сценария. Один из них — радиационная авария. Безопасность на строящейся атомной электростанции не вызывает никаких сомнений, но это не снимает с нас обязанностей обучить и подготовить людей к возможным негативным ситуациям.

Запускаем: на мониторе появляется карта нашей страны. На ней точка — электростанция. Разработчики заложили в программу определенные условия: пору года, погоду, направление и скорость ветра и так далее. Нужно действовать с учетом всех этих пунктов.

— Сообщение: произошла авария, — Сергей Бордак наводит стилус на точку ЧС. — Сейчас каждая служба должна выполнить свои определенные задачи. Но обязательно взаимодействовать друг с другом. Допустим, мы представляем медицинскую службу. Если вовремя не развернем пункт, то эвакуационная комиссия не сможет разместить пострадавших.

Так каждый понимает, что отвечает не только за себя: от действий определенной службы зависит работа других звеньев. К тому же медлить нельзя: ситуация развивается в режиме реального времени. Например, отправляем машину из Минска в Островец. Нажимаем на кнопку, и точка (машина. — Прим. авт.) движется на карте по настоящим дорогам. Во сколько она придет в пункт Б, зависит от существующих ограничений скорости на трассе. Разработчик:

— Есть возможность «перемотать» ситуацию. Стандартное учебное занятие длится 80 минут. Принимаем решение: отправляем машину и ускоряем процесс — несколько кликов, и она на месте. Но мы видим на экране, сколько времени бы на это ушло в реальной жизни.

Объективный учитель

Еще один важный бонус — возможность прогнозировать чрезвычайную ситуацию, которая развивается в виртуальном пространстве. Программой заданы параметры: ЧС на химически опасном объекте, где 20 тонн аммиака. Выставлены определенные метеоусловия, направление ветра. На карте видно: на расстоянии пяти километров от объекта — жилой сектор. Пробуем прогнозировать. Тянем ползунок вправо и видим: с учетом всех обстоятельств через три часа в зоне поражения окажутся жилые дома. Значит, за это время надо успеть правильно среагировать и заранее эвакуировать людей — а вдруг что-то пойдет не так.

Ликвидируем аварию и смотрим статистику: там отражается каждый шаг всех служб. Анализируем эту информацию и делаем работу над ошибками — где поступили неверно, где медлили, а кто из всех звеньев среагировал лучше всего. Сергей Бордак подытоживает:

— Этот продукт помогает выработать необходимые управленческие навыки. Мы не стремимся заменить им классические методы обучения, а лишь дополнить. В «деловой игре» мы имеем только карту, преподавателя и представителей всех служб. Очень сложно оценить, кто работал более продуктивно, а кто нет. Какие решения повлияли на ликвидацию аварии, а какие, наоборот, притормозили процесс. Это лишь субъективная оценка преподавателя. В нашей программе вердикт выдает компьютер — все математически точно.

Такой своеобразный виртуальный тренажер — это не просто идея, а готовый, протестированный продукт. Прошел опытную эксплуатацию и государственную приемку. Получено свидетельство Национального центра интеллектуальной собственности о регистрации компьютерной программы. Сергей Бордак:

— Разработка попала в десятку лучших инновационных проектов выставки «100 идей для СНГ». Программой заинтересовались российские коллеги. Тренажер работает с русским и английским языками, его можно адаптировать под любую страну и использовать для таких же целей. В вопросе защиты от ЧС во многих государствах подходы идентичны. Это открывает большие перспективы для продвижения на международном рынке, экспорта образовательных услуг.

Фото предоставлено Университетом гражданской защиты МЧС.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter