Нужно ли запрещать детям пользоваться телефонами в школе

Вывести из зоны доступа

Сегодня гаджеты — неотъемлемая часть повседневной жизни не только взрослых, но и детей. Практически у каждого школьника есть мобильный телефон. И что греха таить, порой подростки злоупотребляют имеющимися возможностями: списывают контрольные, на уроках играют в игры, переписываются и так далее. Что с этим можно сделать?


Хитрый номер не пройдет

Вместе с фотокорреспондентом мы отправились в боровлянскую среднюю школу № 2, которая находится в Минском районе. Здесь ограничения по использованию мобильных телефонов введены с 2019 года. Директор Елена Хиля рассказывает, что пришло время предпринимать меры в связи с возникшей зависимостью учащихся от гаджетов:

— Ребята играли в мобильных телефонах каждый перерыв, перестали общаться друг с другом, проявляли агрессию. Когда нужно было идти на урок, сосредоточиться на теме занятий, их мысли были все еще поглощены игрой. Мы обсудили на школьных и родительских собраниях правила пользования гаджетами и ввели единые требования. Сегодня, проходя по коридорам, вы не увидите в руках у ребят смартфоны. Дети общаются друг с другом, играют в подвижные игры, повторяют домашнее задание. Бывают ли нарушения? Да. Но после проведенной беседы или привлечения к данной проблеме родителя учащийся больше не позволяет себе использовать мобильный как игрушку.

Заместитель директора по учебной работе Зинаида Семенихина отмечает:

— Я веду физику в профильных выпускных классах. И достаточно того, что дети прячут гаджеты в рюкзаки. На уроках пользуются калькуляторами. Однако бывают довольно громоздкие калькуляторы, которые не очень удобно носить с собой. Я это понимаю, поэтому разрешаю им считать на телефоне. Но они всегда предварительно спрашивают, могут ли это сделать. 

У учителя математики Юлии Барсук единый подход ко всем классам: пришел на урок — будь добр сдай телефон:

— У меня есть специальная коробка с ячейками. Каждая из них закреплена за конкретным учеником согласно его номеру в журнале. Бывали случаи, сдавали нерабочий телефон. Затем ребенок забывал про него и приходил лишь в конце дня, чтобы забрать. И сразу становилось понятно, что схитрил. Смарт-часы тоже сдают. На самостоятельных рюкзаки все к доске ставят, пеналы убирают, чтобы не могли достать еще один гаджет либо шпоры.


А вот на литературу к Веронике Кучинской разрешается приходить с произведением в онлайн-формате. Преподаватель ничего против этого не имеет, даже, наоборот, говорит, так гораздо удобнее:

— Есть специальные приложения. Там предусмотрена возможность делать закладки, выделять определенным цветом цитаты. Но на русском языке все гаджеты дети кладут в свои рюкзаки.

Особый подход практикуется в начальной школе. Там без разрешения учителя вообще запрещено доставать телефон из рюкзака. 

— Если у ребенка возникает проблема и надо позвонить, то он подходит ко мне и говорит об этом. И я решаю, самостоятельно разберусь с вопросом либо позволю ему набрать родителей, — рассказывает учитель младших классов Юлия Герасимович. В то же время телефон может быть использован в учебном процессе. Но я это не практикую. В кабинете есть ноутбук, телевизор, на который могу вывести всю информацию. Так удобнее, потому что у кого-то из детей смарт-часы или кнопочный телефон и нет возможности перейти по QR-коду.

Родительский контроль

Школа без поддержки родителей сама не справилась бы с «телефонной» проблемой. Многие мамы и папы приняли определенные меры. Например, младшеклассников все чаще можно увидеть с кнопочным гаджетом.

— Пару лет назад была популярна игра-симулятор «Говорящий Том», где нужно было ухаживать за котом. Когда он хотел есть, раздавались соответствующие звуки, которые должны привлечь внимание хозяина. И если ставишь на беззвучный режим, все равно слышна вибрация и ребенок отвлекается. И получается, он мыслями не на уроке, а занят своими хлопотами, — говорит Вероника Кучинская. — Поэтому я поддерживаю родителей, которые покупают ребенку в школу кнопочный мобильник. И хочу заметить, у таких детей зачастую дома есть планшет либо ноутбук. То есть они никак не ограничены в виртуальных развлечениях. В школе нужно учиться, а не играть. 

Еще один метод ограничения, который реально работает, — приложение с функцией родительского контроля: с включенным экраном ребенок может пользоваться телефоном ограниченное количество времени, например час в день. При этом позвонить и ответить на звонок можно 24/7. 

Это положительные примеры. Теперь остановимся на отрицательных.

— Порой родители покупают своим чадам дорогой гаджет. Зачем? — задается вопросом Вероника Кучинская. — Если обратиться в любой специализированный сервисный пункт, там скажут, что чаще всего приносят именно детские телефоны — утопленные, разбитые. В школе ребят много, они не сидят на месте… 

Одиннадцатиклассник Виктор Федотов говорит, что сенсорная «штучка» у него появилась только в пятом классе. До этого был обычный кнопочный телефон:

— Дорогой мобильник мне не покупали, так как я мог запросто его потерять. Потом стал более серьезно и к вещам относиться, и к делам. Конечно, уроки — для получения знаний. И на этом надо только концентрироваться. А то, что этому мешает, убирать подальше. 

Самостоятельная работа

Начальник отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи БГПУ Александр Пахомчик отмечает, что технологии могут серьезно влиять на развитие мышления и поведение детей: 

— Регулярное использование гаджетов с детства влияет на способность концентрации внимания. Помимо этого, телефоны с доступом в интернет делают любую информацию легкодоступной, и у ребенка может сформироваться привычка избегать трудностей, пользоваться готовыми решениями вместо поиска собственных.


Александр Пахомчик придерживается мнения, что телефон в различных жизненных ситуациях ребенку нужен. Иногда необходимо сделать срочный звонок:

— Многие психологи сходятся во мнении, что до 12 лет ребенку не стоит покупать сенсорный телефон с доступом в интернет. А для связи кнопочный подойдет идеально. Влияние гаджетов пагубно: дети перестают адекватно реагировать и бороться со стрессом, они не умеют четко формулировать свои мысли, общаться со сверстниками. Это для них проблематично. Выходит, мыслительная деятельность, которая связана с выстраиванием взаимоотношений, не формируется. 

Правила едины для всех

О том, как у нас борются с гаджетами на государственном уровне, рассказывает консультант главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Татьяна Осмоловская:

— В 2022 году принят Государственный школьный стандарт. В нем прописано все: права сторон, пропускной режим в школе и в том числе правила пользования мобильными телефонами на уроках. Так, использовать гаджет во время учебных, факультативных занятий, в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя. 

Пользоваться телефонами на переменах и созваниваться с родителями допускается в случаях острой необходимости. За нарушение на ученика «можно налагать взыскание». Кроме того, без дозволения учителя нельзя вести съемку на уроках и внеклассных занятиях. 

Татьяна Витальевна отметила, что при нарушении прописанных в документе правил администрация школы вправе изъять телефон у ученика  и отдать родителям после проведения беседы с ними и их ребенком. 

yankovich@sb.by  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter