Вывести из тени

Нас принимают, мы принимаем — миграция стала частью нашей повседневности и заставила всерьез задуматься о мерах по ее регулированию. Трудовой – особенно. По официальным данным, сейчас легально работают за рубежом около пяти тысяч белорусов.

Нас принимают, мы принимаем — миграция стала частью нашей повседневности и заставила всерьез задуматься о мерах по ее регулированию. Трудовой – особенно. По официальным данным, сейчас легально работают за рубежом около пяти тысяч белорусов. В то же время в различных отраслях нашей страны занято всего около тысячи иностранных граждан. Последняя цифра, говорят специалисты, чрезвычайно мала. Первая – не совсем точна. Отсюда – давний клубок проблем, который МВД Беларуси решило наконец-то распутать до конца.

— По предварительной информации, в республике около миллиона экономически активных граждан не вовлечены в легальную трудовую деятельность. Если вычесть из их числа отбывающих наказание в местах лишения свободы и безработных, официально состоящих на учете служб занятости, останется что-то около пятисот тысяч человек. Из них от 150 до 300 тысяч нелегально работают в России, остальные – неактивная часть населения, владельцы домашних хозяйств, уклонисты и нелегальные предприниматели. Словом, все те, кто годами находится «в тени», не отчисляет в бюджет налоги и при этом пользуется всеми социальными благами, — объясняет Алексей Бегун, первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси. – Бороться с незаконной трудовой миграцией нужно и можно. Уже в ближайшее время в республике начинается широкомасштабная проверка вышеперечисленной категории лиц. За два-три месяца инспектора дойдут до каждого попавшего в список гражданина и выяснят, здесь ли он, выехал ли на заработки за границу или попросту лоботрясничает. Затем будет подготовлен проект предложений по их дальнейшему учету, принудительному трудоустройству, а также возможности легализации своих доходов и места работы (если речь идет о белорусах, работающих за рубежом). Не скрою, из-за особого положения, в которое поставили себя эти люди, будет рассматриваться вопрос о лишении их определенных социальных льгот и субсидий. Государство должно выработать адекватную правовую позицию в отношении тех, кто фактически стал иждивенцем либо заботится только о себе, потребляя общие блага.     

Стоит ли говорить, что самое пристальное внимание при выявлении белорусов за рубежом будет уделяться в Российской Федерации. Именно здесь работают 95 процентов наших трудовых мигрантов. И работают зачастую нелегально, попадая в трудовую кабалу, становясь объектами криминала. Истинные размеры этих процессов оценить сложно: тот, кто находится в соседней стране на птичьих правах, не спешит обращаться с заявлениями в органы правопорядка. Отсюда – высокий процент латентной преступности. Поэтому первостепенная задача, которую сейчас ставят перед собой белорусские правоохранители, — усовершенствовать информационную составляющую. Следует наладить единый учет таких граждан в столице и регионах России, реализовать на практике принцип свободного передвижения и максимально упростить процедуру получения регистрации на постоянное проживание. Каждый гастарбайтер должен четко уяснить, куда, как и к кому ему обратиться за помощью.

— Еще одна проблема, которая стоит сегодня на повестке дня, — привлечение в Беларусь трудовых ресурсов. Тысяча иностранных граждан (в основном россияне и украинцы), которые официально работают сейчас  в строительстве, сельском хозяйстве и науке, — малая толика действительной потребности Беларуси в ино-
странных кадрах. Только на стройках столицы эта цифра составляет сегодня более 10 тысяч человек. По всей же стране это десятки тысяч специалистов, — констатирует Алексей Бегун. – Все условия для ликвидации «трудового дефицита» созданы: в Беларуси не наблюдается массивных иностранных диаспор, рынки под контролем, социальных взрывов в стране нет. Иностранных граждан научили уважать белорусские законы.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter