Выучить наизусть

Колонка Татьяны Сулимовой

Моя двухлетняя дочка читает наизусть «Мойдодыра». Муж говорит: «Ну и зачем ты это сделала?..  Зачем заставила ее выучить такое длинное и дурацкое стихотворение?!»


Реакция моего мужа понятна: он ненавидел заучивать в школе стихи, не видел в этом никакого проку. Я вообще тоже, но иногда мне просто нравилось выучить и почитать перед классом «Письмо Татьяны к Онегину» или какой–нибудь глупый стишок на испанском языке. Все от любви к публичным выступлениям. Разные строчки до сих пор сидят в моей голове, иногда даже ловлю себя на мысли, что повторяю «Uno, Dos, Tres — mi hermano se llama Andres...» Хоть и не было у меня никогда никакого Андрея. А была свободная память, и она впитала в себя на всю жизнь кучу всякой школьной информации. Я уже стала записывать дела на ближайший день, чтобы ничего не забыть, скажем, номера телефонов не запоминаю — записываю, зато меня хоть ночью разбуди, я тут же весь испанский алфавит выложу.


Учить или не учить? Такой вопрос рано или поздно приходит в голову любому родителю. Согласна, память нужно развивать! Я сама брала интервью у специалиста из центра резервных возможностей человека. Послушала о том, на что способны люди, и обзавидовалась. Суворов знал всех своих солдат поименно, а один советский академик, ученый Чаплипш, мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил 5 лет назад. Великан русский шахматист Алехин мог играть вслепую по памяти с 30 — 40 партнерами. Ну и дальше в том же духе. У меня у самой есть подружка с прозвищем «Тысяча бесполезных знаний из истории человечества». То есть о чем ни заговори, Ире всегда есть кого процитировать и подтвердить свой аргумент фактами.


Клево, конечно, помнить, где лежат твои ключи, документы, заколки. Каждый день в моей семье начинается с нелитературных слов в адрес запропастившихся вещей. А ведь могли бы в этот момент пить чай и цитировать Пушкина, вспоминая его Болдинскую осень... Нет, роем, ищем, кричим: «Куда положила?!» Я у специалиста по резервным возможностям спрашиваю: «Как быть?» И он мне дал божественный совет, на такое способен только глубоко просветленный человек: «Заведите «полку памяти»!» Оказалось, что «полка памяти» — это такое место, куда всегда нужно класть вещи, склонные к блужданию. Все, что имеет свойство теряться, — нужно помещать только на эту полку. «Но тогда зачем же развивать свою память, если достаточно просто приучиться к порядку?» — интересуюсь я. «А зачем тратить драгоценную память на хранение такой пустяковой информации, как местонахождение ключа? Тем более что, если я вас правильно понимаю, оно у вас каждый день разное», — верно истолковал меня специалист.


«В армяке с открытым воротом, / С обнаженной головой, / Медленно проходит городом / Дядя Влас — старик седой...» Проснешься ночью и не понимаешь, откуда это в тебе такое. А это все Некрасов, спасибо тебе, Николай Алексеевич. И я вот думаю, что, может, нужно было бы прислушаться к советам мудрых людей из центра развития и не заставлять зубрить школьников то, что на следующий день после сдачи экзамена вылетает из головы, а ввести в школах систему тренировки памяти. Систему, которая учит запоминать и систематизировать. Нужное хранить, ненужное «сдавать» в архив. И в целом по–новому отнестись к обучению подрастающего поколения. На кой им армяк?


Пусть учат то, что им нравится. А хоть и тексты Tokio Hotel. Тем более что в них раскрывается проблематика современной молодежи.


Но как же тогда быть с собственным багажом знаний? Ведь человек так устроен: если ему что–то досталось, то хочется непременно передать это следующему поколению. А то что, зря мы, что ли, тогда не побежали на речку, а учили про дуб с опушкой? Нет уж — садись и слушай! И я опять читаю дочке «Мойдодыра», потому что мне его тоже сто раз читали.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter