Было бы желание: как на Витебщине и Могилевщине создают условия для трудоустройства

Выученные уроки труда

Новые производства, организация собственного дела с помощью субсидий, переобучение — государство предлагает различные варианты помощи в трудоустройстве безработным. Только за последние пять лет с помощью службы занятости трудоустроено 740 тысяч человек. На 1 марта нынешнего года на учете в качестве безработных состояло 8,3 тысячи человек, и это на 18 процентов меньше, чем год назад. Самый низкий уровень безработицы в Минске. Но и в регионах он в последние годы поступательно снижается. Как и где находят работу их жители — в материалах собственных корреспондентов «Р».

МИОРЫ: ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА И СОЦПАКЕТ

Сегодня это предприятие стало надеждой не только для Миорского края, но и для жителей ближайших районов. За строительством нового завода, уникального для Беларуси и всего постсоветского пространства, несколько лет следили десятки тысяч людей. А многие выпускники школ уже заранее присматривали в вузах и ссузах подходящие профессии, мечтая в ближайшем будущем именно сюда попасть на работу. Насколько это реально сейчас, когда предприятие уже вошло в рабочий ритм? Мы побывали на заводе с иголочки и узнали, каких специалистов тут ждут. 

Миорский металлопрокатный завод — это целый автономный городок.

Кадры решают все

Множество зданий и сооружений: Миорский металлопрокатный завод — это целый автономный городок. Огромное сверкающее металлом и сложнейшим оборудованием производство разбито на отделения. А технологическая цепочка выстроена максимально четко — от подъездных железнодорожных путей, по которым подается сырье, до складов готовой продукции. Между всем этим — печи отжига с докрасна раскаленным металлом, прокатно-дрессировочные станы, большое количество подъемных механизмов… В феврале на предприятии получили первый лист ключевого продукта — белой жести. Сейчас уже приступили к серийному производству. Потребителям из 11 стран мира отгружено около 8 тысяч тонн (130 железнодорожных вагонов) как черной, так и белой жести. В апреле заводчане перейдут на основной вид продукции. 

Генеральный директор Миорского металлопрокатного завода ООО «ММПЗ-групп» Петр Шимукович, проводя экскурсию по сложному и непонятному для людей посторонних производству, успокаивает:

Петр Шимукович.

— Не переживайте, дилетантами можно считать всех новобранцев. Предприятие уникально даже для профессионалов: здесь использованы новейшие технологии и разработки, собран уникальный комплект высокотехнологичного оборудования от ведущих мировых производителей. Поэтому подготовке кадров мы уделяем особое внимание. Это касается не только новичков, но и профессионалов-металлургов, прибывающих из соседних стран: у каждого предприятия есть свои особенности и ноу-хау. Пока сотрудник не изучит все, к работе не допустим.

Рабочие проходили подготовку на близких по профилю отечественных предприятиях, а также в российском Магнитогорске.

Итак, сегодня на гигантском ММПЗ, действующем уже в круглосуточном режиме, трудится 630 человек. Около 50 новых рабочих мест еще будет открыто. Основные поставщики кадров — Миорский, Браславский, Верхнедвинский, Шарковщинский районы, Полоцк и Новополоцк. Часть людей, например сварщиков и токарей, переучивать не пришлось. Все остальные прошли переподготовку. Инженерно-технические работники — в учебных центрах Германии, Швейцарии и других стран. В соответствии с контрактом поставщики оборудования выезжали непосредственно на завод, знакомили технологов, контролеров ОТК, лаборантов и других специалистов с теми особенностями производственного процесса, которые являются корпоративным секретом. Рабочие проходили подготовку на близких по профилю отечественных предприятиях, а также в российском Магнитогорске. 

Операторы поста управления Андрей Антушевич и Дмитрий Шамшур.

— Станы — это промышленно опасный объект, — рассказывает Петр Николаевич. — Так что и подготовке кадров уделяется соответствующее внимание. Люди провели в зарубежных командировках по два-три месяца, осваивая нюансы металлургии, причем весьма успешно.

К подготовке кадров на предприятии — особое внимание.

Петр Шимукович приводит в качестве примера бывшего юриста Аркадия Раловца. Еще оканчивая учебный центр в Магнитогорске, парень участвовал там в профессиональном конкурсе. И взял первое место! Его коллега Евгений Жвирбля — второе. Наших ребят признали лучшими операторами поста управления стана холодной прокатки. А сейчас Аркадий уже мастер.

Потребителям уже отгружено около 8 тысяч тонн жести.

Где родился, там и пригодился

За два-три последних года в Миорский край вернулись из крупных городов десятки его уроженцев, переехали на постоянное место жительства люди из других регионов Беларуси, а также России, Украины, Казахстана.

Как это отразилось на местном рынке труда? Начальник управления по труду, занятости и соцзащите Миорского райисполкома Вячеслав Белько отмечает — положительная тенденция налицо:

— Сегодня на учете в районе всего девять безработных. А вакансий за год было заявлено около полутысячи. Почти 200 новых рабочих мест создали именно на металлопрокатном заводе. И сейчас, судя по базе, там может трудоустроиться более полусотни человек. 

Отток кадров, отмечают в администрации ММПЗ, небольшой. Естественные процессы — призыв в армию, изменение семейного положения. Но есть и люди, которые не смогли адаптироваться к непрерывному производственному процессу в металлургии и строгой дисциплине. Генеральный директор завода констатирует:

— У нас трудится около 20 молодых специалистов, свыше 150 сотрудников — в возрасте до 30 лет. Подписаны договоры с Полоцким госуниверситетом, БНТУ и другими учебными заведениями о подготовке кадров. Производство наращивает мощности, сейчас нам нужны специалисты по системам автоматизации, электроприводу. Мы предлагаем хорошую зарплату и соцпакет. Так что желающие обязательно найдутся. 

Немаловажный момент: на предприятии активно решаются и жилищные вопросы. На днях здесь будет сдана в эксплуатацию ведомственная многоэтажка из 48 квартир, а также два двухэтажных дома на 16 семей. В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий уже около 100 человек. 

А вот для мастера по ремонту энергетического оборудования Сергея Панизника, полгода назад пришедшего на предприятие, жилищный вопрос не важен: несколько лет назад он построил собственный дом в Миорах. Перешел работать на завод из ЖКХ. Здесь же трудоустроилась и жена Светлана. Теперь Сергей не исключает, что шестнадцатилетняя дочка Александра в будущем, после окончания вуза, тоже решит вернуться на малую родину. Ведь благодаря новому заводу жизнь в глубинке становится перспективной. 

begunova@sb.by

МОГИЛЕВЩИНА: ЕСТЬ СВОЕ ДЕЛО — БУДЕТ И СУБСИДИЯ

В Могилевской области в 2020 году 134 человека обратились в управление по труду, занятости и соцзащите гор­исполкома за содействием в организации собственного бизнеса, 83 безработных пожелали стать индивидуальными предпринимателями, 27 — ремесленниками.

Шедевры из мыла

Первый заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома Мария Шапневская отмечает:

— Для оказания содействия в организации предпринимательской или ремесленной деятельности было выделено субсидий на сумму около 300 тысяч рублей, 97 человек прошли обучение по курсу «Основы бизнес-планирования» на базе МГУ имени Кулешова. Направления деятельности выбирались разные: строительство (штукатурные, столярные и плотницкие, электромонтажные, санитарно-технические работы), производство мебели, монтаж и установка инженерного оборудования, грузоперевозки, ремонт авто, розничная и оптовая торговля, парикмахерские услуги.

Растет в области и количество тех, кто занимается ремесленничеством. Одни предлагают изделия из дерева, мыло ручной работы, игрушки, декор для кухонь и гостиных, бижутерию, другие изготавливают искусственные цветы, украшения для волос, открытки, фотоальбомы… Это обусловлено тем, что на рынке товаров и услуг возрос интерес к изделиям хенд-мейд. Люди с удовольствием покупают оригинальные, с индивидуальным характером предметы обихода, сделанные с душой.

Могилевчанка Инга Короткевич — из тех, кто однажды взял и поменял профессию. Юрист по образованию, Инга Викторовна работала в Следственном комитете, но как личность творческая давно подумывала о том, чтобы открыть свое дело. Супруг и дочери идею поддержали.

Инга Короткевич изготавливает мыло на продажу.

— В службу занятости я обратилась в феврале прошлого года, — рассказывает Инга. — Мне повезло: буквально через две недели отправилась на специальные курсы при МГУ имени Кулешова — как раз сформировалась группа. По окончании составила бизнес-план, месяца через полтора была уже при деле.

Хобби, которое Короткевич превратила в заработок, — изготовление мыла ручной работы. Она мастерит красивые цветочные букеты: из роз, пионов, лаванды, а еще — очаровательные игрушки. Мишки Тедди выглядят очень симпатично, а бутерброды с салями и баночки с икрой — съедобно. «Для мужчин есть… погоны из мыла. Я же все-таки бывший следователь», — улыбается Инга.


На раскрутку своего бизнеса она получила субсидию — более 2630 рублей. Этой суммы хватило на закупку сырья, силиконовых и пластиковых формочек, упаковки и необходимого оборудования: стола, стула, стеллажей, блендера, чтобы взбивать мыло, и стайлера-выпрямителя.

— Работаю дома, а это большая экономия — не приходится тратиться на аренду помещения, — уточняет Инга. — Все что нужно — раз в год платить ремесленный сбор, это одна базовая величина.

В месяц Инга выпускает около 50 «мыльных произведений». Говорит, изделия ручной работы невозможно производить в промышленных масштабах. А интересные идеи есть. Их подсказывают дочки: старшая Виолетта — будущий переводчик, учится в Минске, младшей Альбине 11 лет, она мамина помощница. К Новому году, например, Короткевичи предложили покупателям мыльные мандарины и расширили линейку «спиртного» — стали делать бутылочки шампанского и водки из мыла.

Школа мечты

Ирине Елисеевой, чтобы стать ИП, специфику работы менять не пришлось. Педагог по образованию, много лет преподававшая в начальных классах, Ирина Владимировна решила открыть частную практику. Обратилась в службу занятости — теперь занимается с «подготовишками».


— Из школы я ушла по состоянию здоровья, не доработав до пенсии, — объясняет 53-летняя могилевчанка. — Но поскольку очень люблю детей, решила остаться в профессии. Знаете шутку про учителей: это не профессия, это диагноз? Так и есть. Просто я решила заниматься с малышами в частном порядке, набирать небольшие группы. Не скрою, поначалу переживала. Не за то, что не будет детей — рекламировать себя не пришлось, хорошо сработало сарафанное радио: коллеги, друзья знали о моем намерении. Смущало другое — какой из меня бизнесмен?! Как я составлю бизнес-план, где буду проводить уроки?.. Спасибо близким: поддержали и словом, и делом. Бизнес-план мы писали с зятем Павлом — мужем моей старшей дочки Ксении.

Примечательно, что Ирина Владимировна не первая в семье решила открыть свое дело при поддержке государства. Ксения, окончившая иняз, работала в лицее в Минске, а несколько лет назад стала индивидуальным предпринимателем. Теперь учит столичных детей английскому. Не только по учебникам. Они вместе ездят в Европу, чтобы совершенствовать разговорную речь. Павел, работающий программистом, тоже брал в свое время субсидию, чтобы открыть свое дело.

— Моей субсидии — 2700 рублей — хватило на покупку мебели, ноутбука, сканера, ксерокса, принтера, — перечисляет Ирина Елисеева. — В процессе докупала яркие коврики, игрушки. Чтобы детям было интересно и уютно. У меня в группах по три человека. Урок длится час, каждые минут 15 — небольшой перерыв.

Педагог Ирина Елисеева проводит занятие со своим учеником.

Заниматься в игровой форме малышам нравится. Примеряя на себя роль, к примеру, капитана корабля (в классе есть макет), они учатся правильно произносить слова, считать. Переменка ведь тут тоже своеобразное занятие. Дети, речь которых педагог поначалу толком разобрать не могла — лепетали что-то на языке, понятном разве что их родителям, уже делают заметные успехи.

Ирина Владимировна уверена: с малышами, особенно у которых есть проблемы с дикцией, с замкнутыми, стеснительными, надо работать по индивидуальной программе, направленной не только на их подготовку к школе, но и на их социализацию.

За аренду помещения Елисеева (к слову, она еще бесплатно занимается с детьми в воскресной школе при Свято-Никольском монастыре) платит из расчета 70 евро. Плюс «коммуналка». Групп у нее пока пять. Так что прибыль невелика. Но Ирина Владимировна уверяет, что изначально не рассматривала свою частную практику исключительно как бизнес. Мол, инвестиции в подобные социальные проекты окупаются не деньгами… И она очень благодарна государству, которое дало ей такую возможность — работать для себя, для души.

kislyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter