Оставляя негативный отзыв о ком-то в интернете, нужно быть готовым ответить за свои слова

Вытравить травлю

Всемирная паутина дает нам большие возможности, в том числе на получение и распространение информации. Однако этот виртуальный инструмент нельзя использовать во вред кому-то.

Автора нашли быстро

В глубинке оказывать услуги такси намного сложнее, чем в большом городе: расстояния небольшие, так что каждый клиент на вес золота. И все же Ольга, жительница одного из райцентров Могилевской области, решила заняться этим видом деятельности. Правда, в свободное от основной работы время — только извоз, как она подсчитала, не сможет приносить доход, которого бы хватало на жизнь. 

Водитель Ольга дисциплинированный, никогда не нарушала правил дорожного движения. Кроме того, с каждым клиентом всегда неизменно внимательна и вежлива. 

Каково же было удивление таксистски, когда в одной из социальных сетей она увидела отзыв о своей работе, порочащий ее деловую репутацию. Суть оскорбительного выпада заключалась в том, что, если пассажир хочет попасть в аварию, нужно ехать именно с Ольгой. 

Конечно, некоторые звезды шоу-бизнеса считают скандалы чем-то вроде дополнительной рекламы и ничуть на такие вещи не обижаются. Однако в небольшом городке, где почти все друг друга знают хотя бы визуально, подобный отзыв о деятельности индивидуального предпринимателя может заставить некоторых задуматься, поставить под сомнение профессионализм человека. Ольга рассудила, что теперь многие жители района будут относиться к ней с настороженностью, и пошла посоветоваться с юристом. 

Тот порекомендовал обратиться в правоохранительные органы, что она и сделала. Сотрудники милиции провели проверку и быстро установили автора нелестного отзыва о таксистке. 

Иск о защите чести

Даже сегодня трудно сказать, какими мотивами руководствовалась Кристина, молодая жительница городка, когда оставляла оскорбительный комментарий о работе таксистки Ольги, услугами которой сама она ни разу не воспользовалась. Визуально дамы друг друга знали, но никогда не общались, а тем более между ними не было конфликтов. 

В городке ходили разговоры, что кто-то из родственников Кристины тоже решил заняться извозом, и таким образом она пыталась помочь близкому человеку устранить конкурентку. Впрочем, официально эта версия не рассматривалась.

Когда милиция начала проводить проверку по заявлению ИП, Кристина, чтобы себя оправдать, попросила знакомых совершить поездку с опороченной ею таксисткой и найти хоть какие-нибудь недостатки в ее работе. Приятели послушно сели в машину Ольги, съездили в близлежащую деревню, но, конечно, никаких нарушений в работе предпринимателя не нашли, — их просто не было.

В милиции выяснили, что по линии ГАИ претензий к водителю также не было. В своем ответе люди в погонах посоветовали Ольге обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, что она и сделала. 

Урок всем

Районный суд принял исковое заявление Ольги к производству. Но в ходе его рассмотрения определил передать дело в экономический суд Могилевской области, так как процесс касается ИП. Ведь удар был нанесен все же не по авторитету Ольги как гражданина, а по ее деловой репутации в качестве предпринимателя. 

Ольга в своем заявлении просила признать не соответствующими действительности, порочащими ее деловую репутацию сведения, размещенные в интернете, обязать ответчика опровергнуть эти сведения в той же социальной сети, а также взыскать с ответчика госпошлину. 

Закончился конфликт мировым соглашением между сторонами, утвержденным экономическим судом. Кристина добровольно выполнила все условия Ольги: разместила в интернете опровержение и заплатила все судебные издержки. В свою очередь индивидуальный предприниматель не стала требовать с девушки возмещения морального вреда, хотя по закону имела право. 

История эта, к счастью, хорошо закончилась. Дамы примирились и больше не имеют друг к другу претензий. Но, конечно, Кристина вынесла урок. Интернет — это не место для оскорблений или сведения с кем бы то ни было счетов. 

В ТЕМУ

Буллинг — это травля в интернете. Принято считать, что чаще ей подвергаются дети, подростки, но это не всегда так. Жертвой буллинга может стать любой человек, причем по самым разным причинам: личная неприязнь, конкуренция, обида. Есть категория интернет-пользователей, пишущих оскорбительные комментарии о других просто от скуки, желания развлечься, посмотреть на реакцию своей жертвы. Как реагировать на буллинг? Здесь сколько людей, столько и мнений. Одни советуют не проявлять эмоций, не дать втянуть себя в переписку с агрессором. Другие, напротив, считают, что нужно объяснять обидчикам, что для вас их высказывания неприятны. Но (в чем едины все специалисты) обязательно нужно делать скриншоты оскорбительных замечаний в сетях, чтобы впоследствии иметь доказательства. И еще: если не получается самостоятельно справиться с обидчиком, если он продолжает преследовать в интернете, стоит обратиться в правоохранительные органы.

КОМПЕТЕНТНО

Николай Курносов, юрист:

— Нужно помнить, размещая любые сведения в интернете: если вы кого-то критикуете, имейте на то основания. Причем доказать достоверность информации в суде должно лицо, ее разместившее. Иначе человек, ставший объектом критики, вправе потребовать опровержения. Согласно действующему законодательству, опровержение подается тем же способом, которым была размещена информация, — к примеру, в социальных сетях. 

В нашем случае ответчик убедился, что требования истца бесспорны и лучше прийти к мировому соглашению. Конечно, размещая информацию, девушка не ожидала, что это обернется для нее какими-то последствиями. К сожалению, многие считают: писать могут все что угодно. И только убедившись на собственном опыте, что это не так, делают выводы. 

Думаю, таких дел в судах со временем будет все больше, ведь никому не хочется стать объектом несправедливой критики. 

mendeleva@sb.bу
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter