Выступление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании. Часть 1.

Выступление на IV Всебелорусском народном собрании

Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь

Уважаемые товарищи!

Пятилетие для государства в глобальном историческом масштабе — всего лишь миг. Но и за этот короткий период можно или разрушить страну, или, наоборот, укрепить и обеспечить ее прогресс. Все зависит от того, насколько последовательно и разумно организовано управление государством, пользуется ли власть доверием народа.

Мы прошли с вами серьезные испытания глобальным кризисом, который стал самым глубоким в послевоенной мировой истории.

Вспомните: в 2008 году Беларусь вышла на высокие темпы развития. Прирост валового внутреннего продукта составил почти 10 процентов в год.

Даже несмотря на тогдашнее повышение цен на ресурсы, мы обеспечили хороший уровень экономики и жизни людей.

Но потом грянул глобальный кризис. Не у нас он зародился. Оказалось, что западная в кавычках «прекрасная» жизнь не имела под собой твердой экономической основы. Базировалась не на эффективной работе, а во многом на виртуальном спекулятивном капитале и бесконтрольных кредитах. Началось все с хваленых американских банков, которые лопнули сами и потянули за собой весь финансовый мир.

Я изначально говорил тогда, что причинами кризиса стали коррупция, махинации, алчность экономических и политических элит стран–флагманов. Сегодня с этой позицией согласились все.

К сожалению, не обошел мировой кризис и нас, хотя Беларусь одной из последних оказалась втянута в этот водоворот.

Этому во многом способствовали и наши партнеры, которые закрывали свой внутренний рынок для нашей продукции, в разы увеличивали цены на нефть и газ.

И тем не менее нам в целом удалось удержаться на плаву.

Да, пришлось повышать у себя цены. Идти на зарубежные заимствования, предпринимать оперативные меры по диверсификации — словом, делать все для того, чтобы спасти страну.

Планета сегодня только–только выползает из кризиса. Наметились лишь первые признаки оживления мировой экономики. И мы тоже — еще в начале выхода из этой ситуации всеми силами стараемся выкарабкаться из кризисной ямы. Хотя мы и идем на полшага впереди других стран, но Беларусь завязана на мировую экономику и полностью зависит от нее. Поэтому мы только сейчас получили возможность набирать обороты.

Но Беларусь доказала свою способность обеспечить устойчивое развитие и национальную безопасность даже в самых жестких внешних условиях.

Страна «не прогнулась», несмотря на неимоверное давление и массированный шантаж со всех сторон. Мы не дали погубить созданную политическую и социальную стабильность. Мы сохранили народное достояние, которое в других странах ушло за бесценок.

За прошедшие пять лет мы сделали колоссальный рывок в социально–экономическом развитии страны. Несмотря ни на какие трудности, мы выполнили то, что обещали народу на предыдущем собрании.

И это не подарок от Господа Бога и не результат сырьевого экспорта — белорусскому народу никогда и ничего не доставалось просто так. Это итог общего дела и напряженного труда.

Наш социально–политический курс не на словах, а на деле доказал свою эффективность. И многие, даже наши прежние оппоненты как внутри страны, так и за рубежом, вынуждены сегодня это признать. Благодаря своей модели развития нам удалось спасти страну от губительного кризиса, предотвратить последствия, которые пришлось испытать большинству стран мира.

Время выбрало нас — нашему поколению дан великий шанс впервые за тысячелетнюю историю сформировать свое суверенное государство. Никогда прежде у нас не было самостоятельного белорусского государства, в котором сам народ выбирал власть и свой путь развития.

Глубина и значимость этого велика. Ведь независимость — это не формальный акт принятия декларации и не просто внешние атрибуты: флаг, герб, гимн, валюта.

Главное — это право народа самостоятельно выбирать стратегию социально–экономического, политического и культурного развития, отстаивать собственные национальные интересы и обеспечивать рост уровня жизни.

Суверенитет — это высшая национальная ценность, которую надо каждодневным трудом укреплять и защищать. Никто не будет за нас решать наши проблемы и задачи — ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель! Мы должны решительно избавиться от ущербной лакейской психологии зависимости от кого–то более сильного и недооценки собственных возможностей.

Мы стали хозяевами судьбы своей Отчизны . И только от нас зависит ее настоящее и будущее, достойное место на международной арене.

Я уже неоднократно говорил: реальный суверенитет — дорогого стоит, дорого обходится, но без него нация нежизнеспособна!

Перефразируя Бисмарка, я бы сказал, что независимость — «это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Независимость Беларуси стала неоспоримым фактором мировой политики. Фактором, который уже невозможно игнорировать! И это величайшее наше достижение.

Достигнутое — мощный фундамент для инновационного прорыва

За последние полтора десятилетия страна доказала свою политическую и экономическую самостоятельность.

Подтверждением этому является постоянный экономический рост, обновление основных производственных фондов, повышение благосостояния нашего народа.

Среднегодовой темп экономического развития Беларуси в истекшей пятилетке составил в среднем около 8 процентов в год. Выше он только у двенадцати стран мира.

Вы только вдумайтесь: за текущую пятилетку в экономику будет вложено 72 миллиарда долларов по сравнению с 20 миллиардами в прошлой.

Вы знаете, я, придя в этот зал, увидел здесь Сергея Линга, который когда–то работал Премьер–министром. Много лет назад, придя ко мне, когда было очень трудно, он сказал: «Вы знаете, Александр Григорьевич, нам хотя бы полтора, ну два миллиарда инвестиций — и страна бы процветала». Сергей Степанович, 72 миллиарда за истекшую пятилетку!

В этом одна из характерных черт белорусской социально–экономической модели: всё, что заработали, направили на развитие, вложили в собственную экономику, а не вывезли за границу, не растащили в виде дивидендов.

За пять лет у нас создано 185 новых предприятий, более 320 кардинально модернизированы.

В целом страна вышла на объемы экспорта товаров и услуг свыше 25 миллиардов в год. Выпуск инновационной продукции увеличился более чем в 4 раза. По сути, за пятилетку обновлен, а на некоторых предприятиях многократно обновлен весь модельный ряд.

Это огромный труд инженеров, конструкторов, ученых, рабочих и служащих.

Возьмем простой пример простого предприятия «Белкоммунмаш».

Люди постарше, думаю, хорошо помнят — это была обычная ремонтная мастерская трамваев и троллейбусов, которые производились в Российской Федерации и Латвии и поставлялись в Беларусь. Посмотрите сегодня на городской транспорт в наших городах и тем более — на перспективные модели. Предприятие полностью обеспечивает внутренний рынок и экспортирует на 22 миллиона долларов в год.

И что самое важное — таких примеров по стране можно привести немало. И если говорить об этом предприятии, это единственное предприятие в Европе и на пространстве бывшего Советского Союза, конкуренции с которым никто не выдерживает.

Поэтому всякие утверждения о том, что мы работаем на старой базе, «проедаем советское наследство», — досужие разговоры, которые подбрасывают в общество недалекие люди, ничего не понимающие в экономике.

Я привел только один пример. Я могу называть все предприятия, известные в Беларуси. К примеру: МТЗ, который в советские времена, и я это хорошо знаю, и все сидящие в зале это знают, имел всего две–три модели тракторов. Сегодня этот завод производит, дай Бог памяти, около 60 моделей тракторов, на все вкусы. Тракторы белорусской марки сегодня пользуются огромным спросом в мире.

Возьмите наши БелАЗы. Какой бы ни был вот этот кризисный трудный период, проблем, конечно, там хватает, но на перспективные модели на три года вперед стоят люди в очереди, чтобы купить эту машину. И это предприятие сегодня держит 30 процентов мирового рынка.

Я еще раз повторяю, я могу перечислять массу предприятий, которые не просто выстояли, а сегодня имеют прекрасные перспективы.

Однако при этом давайте будем откровенны. К сожалению, не по всем позициям нам удалось выйти на запланированные рубежи. Не выполнены обязательства по росту валового внутреннего продукта. И пусть из 45 — 50 процентов плана мы не выполнили 3,5 — 4,0 процента, но мы не выполнили. По производству сельскохозяйственной продукции мы тоже не достигли уровня, который был запланирован. По снижению отрицательного сальдо внешней торговли мы также не вышли на запланированный уровень. И эти три показателя тем не менее на будущую пятилетку очень серьезны. И нам придется наверстывать, чего бы нам это ни стоило.

С одной стороны, на то есть и объективные причины. В первую очередь это финансовый кризис, который ударил по нашему экспорту.

Негативным фактором также явилось резкое повышение цен на энергоносители: за пять лет цена на природный газ для нашей страны выросла в 4 раза, на нефть — в 2 раза. И погодные условия прошлого года, конечно, сильно ударили по экономике нашей страны, что опустило на ступень ниже по производству сельское хозяйство.

Но, с другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор. Что, скажете, у нас нет расхлябанности, нерасторопности, медлительности в принятии управленческих решений? А сколько очевидной бесхозяйственности!

Отдельные министерства и концерны видят свою роль в работе с подчиненными предприятиями только в том, чтобы любыми способами выбивать выполнение прогнозных параметров.

Вместо того чтобы содействовать обновлению основных средств, расширению ассортимента востребованных товаров, поиску новых рынков сбыта. Этим надо заниматься, а не подменять собой Белстат.

Отсюда и неспособность ряда предприятий вырваться из замкнутого круга: выпуск неконкурентоспособной продукции — склад — омертвление оборотных средств и, как следствие, отсутствие возможностей по модернизации производства.

В общем, нам предстоит еще прилично потрудиться, чтобы войти в клуб технологических лидеров, достичь высочайшего мирового стандарта. Но и сделано немало, особенно если учесть, что нам пришлось самим, собственными силами, в очень непростых условиях, без поддержки извне выходить из разрухи и создавать новый облик белорусской экономики.

Мы сегодня можем констатировать, что выполнили большинство прогнозных показателей пятилетки.

Мы выдержали ценовые шоки. Не только полностью обеспечили внутренние потребности страны в тепле, электроэнергии, топливе, но и постарались максимально смягчить последствия для наших людей. В нынешнем году население оплачивало газ и электроэнергию всего лишь на 40 процентов. Остальное компенсировал государственный бюджет.

Словом, за эти пять лет мы многое испытали и проделали, многому научились. Нам удалось минимизировать экономические угрозы и обуздать инфляцию.

Беларусь не рухнула. Скажем прямо: наш человек не очень–то и почувствовал этот глобальный кризис. Мы обеспечили хоть и не такое, как планировали, но небольшое движение вперед, даже в кризисный год, когда по валовому внутреннему продукту практически все государства минусовали. Хоть около двух процентов, но прирост мы получили.

Вот это и есть проявление того, что называется надежным запасом прочности экономической системы.

Стабильность нашей экономики ощутимо выросла. И можно с полным основанием утверждать, что у нас создан надежный плацдарм для ускоренного развития экономики в очередной пятилетке. Мы уже научились решать любые задачи и способны успешно работать в условиях мировой конкуренции. Нам сейчас нельзя останавливаться.

Достигнутое стало возможно благодаря, без преувеличения, героическому труду нашего народа. Люди — главное богатство Беларуси! В них залог наших успехов и государства в целом.

Поэтому ключевым приоритетом нашей политики всегда был, есть и будет человек — его потребности, уровень и качество жизни.

Человеческий капитал — двигатель модернизации страны

Наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что предстоит сделать. Следующая пятилетка станет периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси.

Стратегическая цель — войти в число первых 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала.

Высокий жизненный уровень белорусских граждан — не просто цель, это смысл проводимой государственной политики.

Что же определяет уровень и качество жизни человека?

Укрупненно я бы выделил пять важнейших составляющих — это, во–первых, полноценная семья, во–вторых, здоровье, в–третьих, образование, в–четвертых, реальные доходы, в–пятых, комфортность жизни.

Именно через их преломление следует рассматривать всю программу на очередную пятилетку.

Полноценная семья — это не просто семья, это семья, в которой рождаются и растут дети. Белорусских граждан должно становиться больше!

Для Беларуси минимально необходимая численность — как минимум 20 миллионов человек, а оптимальная — 30.

Мы сможем на своей земле прокормить столько людей и быть самодостаточным государством. Мы будем мерами государственной поддержки способствовать росту рождаемости в нашей стране.

Нам удалось показатель младенческой и материнской смертности снизить до уровня самых развитых стран мира. Так, коэффициент младенческой смертности в Беларуси самый низкий из стран СНГ — 4,5 на 1.000 родившихся. Такой же в Великобритании. К примеру: в России он более 8, Украине — более 9, Казахстане — более 18.

Хорошим стимулом увеличения рождаемости станет повышение пособия по уходу за ребенком. Сейчас оно выведено на уровень бюджета прожиточного минимума. Но этого уже недостаточно. Привязка должна быть к средней зарплате матери до декретного отпуска.

То же самое касается единовременного пособия при рождении первого ребенка. Сегодня его размеры составляют свыше 450 долларов, второго и последующего — 650 долларов. Эти выплаты в ближайшее время необходимо как минимум удвоить.

В будущей пятилетке следует на полную мощность включить социальный пакет и экономические стимулы для семей с тремя и более детьми.

На эти цели направлена и жилищная программа. Есть трое детей — семья при строительстве оплачивает не более четверти стоимости квартиры или жилого дома.

Если в семье четверо–пятеро детей и больше — гарантирована бесплатная квартира. Государственное пособие на ребенка для третьего и последующих детей должно составлять двукратный бюджет прожиточного минимума.

Мы еще подумаем о дополнительных льготах для многодетных семей.

Надо сделать все, чтобы в нашей стране престижно было иметь много детей в семье. Некоторые новоиспеченные деятели обещают десятки тысяч долларов на каждого новорожденного и декретный отпуск чуть ли не до совершеннолетия ребенка. Ну, наверное, решили поделиться с народом своими избирательными фондами. Впрочем, и обещают–то условно: типа выделим, но сразу не отдадим, может, потом когда–нибудь, если понадобится.

Всех, кто слушает подобные обещания, хочу предупредить: смотрите, чтобы у вас не отобрали последнее. Богатая Россия не потянула идею материнского капитала. А эти предлагают даже в разы больше, чем в богатой России. Только почему–то не раскрывают, где они возьмут миллиарды долларов на эти цели. Это даже не предвыборные трюки, а сплошное вранье!

Важнейшей составляющей уровня и качества жизни человека является здоровье.

Поэтому здравоохранение было и остается приоритетом. Даже в условиях мирового кризиса расходы на него сокращены не были.

Мы четко определились по всем направлениям его развития и уже провели необходимые реформы. Системно, качественно обновляли каждый элемент, переоснащали медицинские учреждения, с тем чтобы отечественное здравоохранение не уступало лучшим зарубежным образцам.

Сегодня на тысячу населения республики приходится более пяти врачей. Это выше, чем в таких ведущих странах Европы, как Франция, Германия, Австрия.

Но все ли достигнуто? Нет! Медицинская помощь должна быть оперативной, качественной, доступной независимо от того, живет человек в городе или деревне.

В ближайшие два года мы завершим оснащение всех лечебных учреждений страны — без неоправданных излишеств, но современнейшим оборудованием. Вопрос о полном укомплектовании поликлиник и больниц необходимыми специалистами должен быть решен окончательно. Данная проблема, равно как и очереди в поликлиниках, должна уйти в прошлое. Персональная ответственность за решение этой задачи — на министре здравоохранения.

Мы пошли по пути создания мощных специализированных научно–практических центров, в которых сконцентрированы знания и ресурсы в соответствующей области — онкологии, кардиологии, травматологии, трансплантации и других. Там сформированы высококвалифицированные коллективы, обеспечивается непосредственная связь науки и практической медицины.

Здесь Беларусь в части используемых технологий уже вышла на мировой уровень. Наши медики проводят уникальнейшие операции, стоимость которых за рубежом — сотни тысяч долларов. А для белорусских граждан пересадка органов, эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов и многие другие сложнейшие операции практически бесплатны.

Теперь задача номер один — переходить уже к экспорту медицинских услуг, хотя центры, о которых я говорил, а я побывал во всех этих центрах, они уже оказывают приличные услуги, из этого платят неплохо в бюджет.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, 80 процентов факторов, которые влияют на состояние здоровья, являются управляемыми. Половина из них зависит от образа жизни человека.

Поэтому в Беларуси будет продолжено создание спортивно–оздоровительной инфраструктуры. Не только таких крупных проектов, как «Минск–Арена», «Силичи», ледовые дворцы, но и бассейнов, лыжероллерных трасс, спортивных площадок в школах и во дворах. Спортивные сооружения должны стать массовыми. Тогда будет и большой спорт, и здоровье, и главное — настроение людей.

В микрорайонах жилой застройки необходимо расширять строительство так называемых ФОКов с максимальным набором физкультурно–спортивных услуг.

Особо обращаюсь к родителям. Если вы действительно любите своих детей, то с малых лет ведите их в бассейн, на лед, на футбольное поле, в спортзал. Просто на природу! Пусть занимаются спортом. Это один из главных факторов воспитания и залог того, что они не будут отданы улице, не станут болезненными и хилыми, а вырастут крепкими людьми и достойными гражданами нашей страны. Ведь именно ради этого мы вкладываем огромные средства в повсеместное строительство разнообразных спортивных объектов, делаем их доступными для людей всех возрастов.

Таким образом, здоровый образ жизни плюс развитая отечественная медицина, безопасные условия жизни в совокупности будут способствовать формированию здоровой нации. А желательно еще и нации долгожителей.

Кстати, о долгожительстве. Мы за 5 лет прибавляем 3 года. В этом году мы достигли за пятилетку продолжительности жизни 73 года. По сравнению с соседями — неплохо, но желательно — 5 лет за 5 лет.

Третье слагаемое, определяющее качество жизни, — образование. По этому показателю Беларусь занимает 23–ю позицию в индексе мирового рейтинга благосостояния населения. Это очень высокий показатель.

У нас уже давно все дети охвачены средним образованием.

Предоставлены самые широкие возможности для получения высшего образования. Пожалуй, никогда за всю современную историю в Беларуси не было такого большого количества обучающихся в вузах и имеющих высшее образование. Причем наиважнейший наш успех в этой сфере состоит в том, что удалось обеспечить равнодоступность высшего образования и справедливость при поступлении для всех абитуриентов — и городских, и сельских.

Беларусь входит в Болонский процесс, что позволит укрепить связи наших вузов с европейскими университетами. Но готовить своих специалистов мы будем не для Европы, не для Америки, а для себя!

Надо ясно осознать: для такой страны, как Беларусь, чье благополучие зависит от технологий и внешних рынков, образование — это стратегический ресурс. Количественные показатели у нас уже высочайшего уровня. Пора максимально серьезно браться за качественную сторону образования, например, в таких материях, как современный менеджмент, финансы, маркетинг. Здесь нам еще шагать и шагать, а мы уже отстаем в этом деле от потребностей экономики и задач на внешних рынках.

Нам надо менять структуру подготовки специалистов, ориентируясь на запросы и нужды нашей экономики. И больше, чем 2 — 3 года, у нас на это времени нет.

Готовить в первую очередь программистов, инженерно–технических и других востребованных на рынке труда работников.

В отличие от других постсоветских стран нам удалось не только сохранить среднее профессиональное образование, но и поднять его на качественно новый уровень. Таково веление времени. Современный рабочий — не просто рабочий, это, по сути дела, инженер.

Посмотрите на наших соседей. Там многие производства остановились из–за того, что некому работать. Мы этого не допустили. И сегодня готовим кадры по различным рабочим специальностям и для Беларуси, и для других стран, которые направляют своих граждан учиться в белорусские профессионально–технические училища, лицеи или колледжи. Кто бы мог подумать, что в ПТУ, некогда советские, ныне белорусские, из–за границы мы будем принимать детишек для обучения рабочим специальностям.

Я уже как–то говорил публично об одном заседании СНГ, когда бывший президент Курманбек Салиевич Бакиев попросил у России: помогите нам подготовить рабочих, у нас их не хватает. Это было несколько лет назад, когда он только пришел к власти. И Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев тогда сказал: «Вы знаете, у нас проблема с профтехобразованием, мы практически его развалили. Ну вот если Александр Григорьевич только поможет». И мне было приятно. Когда мы стали обсуждать эту тему глубже, оказалось: кроме Беларуси, этих профтехучилищ уже ни у кого нет. И сегодня мы вынуждены принимать из постсоветских республик людей для обучения рабочим специальностям. Это катастрофа... Если нет рабочего человека, нет экономики.

Мы существенно обновили систему среднего образования, взяв за основу лучшие традиции советской школы, дополняя ее позитивным зарубежным опытом. Реформирование в целом завершено. Без экспериментов и ломок мы будем совершенствовать созданное.

Уделим больше внимания дальнейшему укреплению материальной поддержки учащихся и студентов, решению вопросов обеспеченности общежитиями и улучшения условий проживания в них, снятию иных насущных проблем учащейся молодежи.

Важнейшей составляющей, характеризующей уровень и качество жизни, являются доходы населения.

Все усилия государства были и будут направлены на неуклонный рост благосостояния наших граждан. И в этом пусть не все сделано, но сделано немало.

Но здесь хочу кое–что кое–кому напомнить, если кто–то забыл.

Вспомните, когда во время кризиса в богатых европейских и других продвинутых странах людей тысячами выбрасывали на улицу, тогда я категорически запретил руководителям предприятий делать это у нас.

Помните, когда надо мной нынешние оппоненты, которые кричат о рабочих местах, критикуя меня, смеялись: «Ну как можно в экономику так вмешиваться? Если есть лишняя рабочая сила, продукция на складах, разве можно держать лишних людей?» Я уже тогда вам говорил: кризис рано или поздно закончится. Спрос, в том числе на нашу продукцию, будет расти. Что и происходит сейчас. Но если мы уволим работников, развалим трудовые коллективы, то кто потом будет производить эту продукцию?

Более того, мы потеряем квалифицированную рабочую силу. Ну а главное — куда же пойдут эти люди, наши люди?

Я к чему? Кое–кто забыл, что если в условиях кризиса спрос на товары падает, а при необходимой численности в пятьсот человек на производстве мы держим тысячу докризисных, то и зарплата будет в два раза меньше, а может, и больше, чем в два раза, поскольку вы помните, как были затоварены склады.

У нас было два варианта: или миллионы людей на улицу, или более–менее приличная зарплата для этих миллионов. Из двух зол, я думаю, мы выбрали меньшее.

Тогда все приняли это на ура, потому что миллионы людей стояли перед фактом потерять работу.

Теперь все те же люди говорят: «Малая зарплата».

Однако и в этих условиях мы, как и договаривались, к концу 2010 года выходим на среднюю заплату 500 долларов США в целом по стране. Конечно, средняя — не значит у всех. Однако реальные доходы на душу населения по сравнению с 2005 годом выросли почти в 2 раза, значительно выросли доходы наименее обеспеченных граждан.

Фактически за пять лет по минимальному уровню оплаты труда мы поднялись до максимальных задач прошлой пятилетки.

К 2015 году мы должны приблизить размеры заработной платы к тысяче долларов в эквиваленте. Это самые высокие в нашей истории темпы роста зарплаты и доходов населения.

Конечно, зарплата 500 долларов или даже 1.000 долларов меньше европейского уровня, как у нас принято говорить. Но это если считать только ее номинальное значение. Однако нельзя не учитывать, что государство добровольно взяло на себя значительную часть расходов, связанных с социальным обеспечением граждан.

Теперь послушайте эти цифры. Не наши. Это цифры Всемирного банка, Международного валютного фонда и других международных организаций: население оплачивает сегодня менее 30 процентов реальной стоимости жилищно–коммунальных услуг, 40 процентов стоимости проезда в общественном транспорте, лишь 10 процентов затрат на содержание каждого ребенка в детском саду и только полпроцента расходов на обучение одного учащегося в школе. Остальное возмещает государство.

Добавьте сюда огромные средства, которые затрачивает государство на медицинское обслуживание, на образование в вузах, на питание в школах, не говоря уже о дотациях селу на производство продуктов питания.

И если суммировать все это, то уровень наших доходов будет вполне сопоставим с европейским.

Кстати, я уже не раз предлагал сделать все, как на Западе: дать зарплату в 2,0 — 2,5 тысячи долларов, но и платить за все самим по европейским меркам — за квартиру, за образование, за медицину и так далее. Но вы же этого не хотите!

Сегодня нам надо побеспокоиться не только о средней зарплате, но и установить достойный уровень минимальной заработной платы, ниже которой не должен получать ни один работающий. Она будет составлять не менее трети от средней зарплаты.

Государство выполнило свое обещание, обеспечив рост пенсий в среднем в полтора раза. Удельный вес тех, кто получает пенсию ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера, за пятилетку сократился более чем в четыре раза и сейчас составляет менее трех процентов. Следующие 5 лет мы полностью выправим ситуацию: минимальная пенсия будет жестко привязана к прожиточному минимуму пенсионера и расти такими же темпами, как заработная плата.

Я уже не раз говорил и сегодня хочу подчеркнуть — мы не намерены увеличивать пенсионный возраст, ломать сложившуюся систему. Конечно, будем ее совершенствовать, с тем чтобы обеспечить постоянное улучшение материального положения пожилых людей.

Что касается разговора о переходе на альтернативные системы накопления пенсий, то за этим нередко кроются попытки ввести людей в заблуждение, обмануть их. Мы не будем этого делать. Еще свежи воспоминания о тех пенсионных фондах на заре 90–х, которые превратились в финансовые пирамиды и обогатили их создателей. К этой теме надо подходить очень осторожно, взвешенно, чтобы не допустить обмана наших граждан.

По существу, у нас уже сформировался средний класс общества. Сегодня тех, кто считает себя человеком со средним достатком, — около двух третей, в то время как пятилетку назад таких было наполовину меньше. И это после того, как заканчивается этот экономический кризис. Людей, достаточно зарабатывающих на себя и свои семьи да еще к тому же создающих рабочие места, должно быть как можно больше. И чем скорее, тем лучше.

Есть и богатые люди. Но при этом очень важно, что у нас нет сильного социального расслоения. Мы входим в десятку стран с наименьшим социальным неравенством. Разница в доходах в Беларуси за последние годы составляет менее пяти раз. Примерно так же, как в Германии, Австрии и Швеции. В России она более чем в 20 раз.

На европейский уровень мы будем ориентироваться и в будущем. Это отнюдь не означает, что будут сдерживаться высокие доходы. Напротив, государственная политика нацелена на то, чтобы состоятельных людей прибавлялось. Но при этом чтобы пропорционально подтягивались и остальные слои общества.

Государство не может себя считать государством, если половина нищих и болтаются где–то на дне нашего общества, а 1 — 2 процента — олигархи или хорошо себя чувствуют на земле. Это не государство. И его рано или поздно ждет крах. Мы этого не должны допустить в нашей стране.

Государство продолжит оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Но только там, где человек сам справиться не может. Во всех остальных сферах задача государства — создать условия для того, чтобы люди могли самостоятельно и под свою ответственность решать свои проблемы. Отремонтировать крышу в многоэтажном доме, балконы, сделать колодец, провести свет — задача местных органов власти, здесь человек один ничего не сделает. Но уж покрасить забор и привести в порядок квартиру — будьте любезны сами.

Как бы непопулярно это ни звучало, но во взаимоотношениях между человеком и государством обязательства должны реально приобрести двусторонний и взаимный характер. Прежде чем задавать вопрос «что государство мне дало?», каждый должен спросить себя, что он полезного сделал для своего Отечества.

Отдельно хочу остановиться на льготах. По понятным причинам сейчас, в ходе выборов, вокруг этой темы много спекуляций. Обещают все кому не лень и все что угодно. Здесь есть несколько моментов.

Во–первых , ситуация, которая сложилась в нашей стране, и не только у нас, но и в нашей России, в Украине, после распада Советского Союза со льготами до их упорядочения, была аномальной. Три четверти населения пользовались теми или иными льготами. Причем больше половины из них не в силу своей болезни или заслуг, а только потому, что они члены семьи льготника. Такой роскоши раздавать льготы направо и налево не позволяют себе даже очень богатые страны. Это ненормально и, главное, несправедливо!

Во–вторых , неограниченные льготы — почва для злоупотреблений и коррупции.

Вспомните, сколько торговали бесплатными рецептами и лекарствами, какие махинации были с квартирами, фальшивой пропиской. И много ли простых людей могли получить бесплатную путевку в хороший санаторий на море, да еще летом, и так далее.

В–третьих , мы сохранили огромное количество льгот для участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других стран, инвалидов, лиц, пострадавших от катастроф, и других категорий, которым действительно полагается социальная защита.

Ежегодно устанавливаем для всех пенсионеров на дачный период 50–процентную скидку оплаты проезда в пригородном транспорте. Эта практика будет продолжена.

Кроме того, каждый человек вправе рассчитывать на адресную социальную помощь, если объективно в ней нуждается.

В последнее время все более поднимается вопрос о льготном проезде для школьников, учащихся и студентов. Об этом мне говорили и мои доверенные лица после встреч с населением. С этим ко мне обращались и наши парламентарии. И думаю, что с этим надо согласиться. Поэтому Правительству в недельный срок следует проработать этот вопрос, просчитать и внести конкретные предложения.

Но, как вчера мне докладывал мэр Минска Николай Александрович Ладутько, они не стали дожидаться определенных формализованных решений. Мы это обсудили с доверенными лицами в закрытом режиме. И я поддержал то, что детей, конечно же, надо поддерживать и поощрять. В Минске этот режим уже введен. Вот он (Ладутько) мне вчера об этом докладывал. Никто не мешает в каждом регионе это сделать. Но помните: как только мы говорим о том, что бесплатно будут ездить детишки или еще какие–то категории, то транспортники, а у нас и частников много, быстренько нос по ветру начинают держать — а–а, раз льгота, вы нам компенсируйте из бюджета. И вместо реальной стоимости этих льгот у нас всегда запрашивали в три, четыре, пять раз больше. Это Премьер вам может рассказать. За свой счет будете возить людей, не бедные... Мы вам помогли обновить транспорт, купили автобусы, и в основном за бюджетный счет, частники у нас тоже не бедные — если детей и подвезете, не победнеете.

Более того, если уже откровенно говорить, когда мы обсуждали эту проблему, вот Анатолий Николаевич Рубинов (председатель Совета Республики Национального собрания) мне рассказывал: если едут дети и контролер есть в общественном транспорте, он никогда к детям не подходит и не спрашивает эти билеты, и во многом — к старикам тоже. Поэтому могу сказать, что эта проблема уходит, уходит в прошлое. Но вы должны понимать. И я хочу, несмотря на острый период в нашей жизни, сказать вам откровенно, предупредить: шальных льгот не будет! Нельзя плодить в обществе иждивенческие настроения. Тот, кто будет работать усерднее и больше, и получит значительно больше. Не хуже, чем за рубежом. Это я вам твердо обещаю!

Благо работы у нас хоть отбавляй. У нас сегодня, как в советские времена: «требуется», «требуется», «требуется». У нас 0,9 процента безработных, а вакансий — в три раза больше. Но уже абы кого не возьмут на производство. Поэтому надо подтягиваться, надо стремиться, чтобы соответствовать тому критерию, уровню работы, на которую ты претендуешь. И это реалии жизни.

Без ложной скромности мы можем гордиться тем, что даже в самый сложный кризисный период, когда в мире без работы остались сотни миллионов людей, в Беларуси не допустили массовых сокращений. И если даже где–то сокращали, то значительно больше было рабочих мест в том регионе.

Я уже сказал, что в 2009 году, в кризисном тяжелом году, в экономике страны было занято даже на 0,7 процента больше, чем в благополучном 2008 году.

Уровень безработицы, я уже сказал вам, у нас составляет менее процента, что значительно ниже, чем во многих развитых странах мира. Для сравнения: в Германии — 7,5 процента, Великобритании — более 5, в Японии — 4, в США доходит до 10 процентов, а в Испании — свыше 20.

Задам риторический вопрос: так кто же больше заботится о соблюдении наиважнейших прав человека — те, кто говорит, или те, кто делает? И какое из прав приоритетнее — право митинговать или право на труд? Для здравомыслящих людей ответ абсолютно очевиден.

В Беларуси созданы все условия для того, чтобы была обеспечена полная занятость. Сегодня предостаточно предложений по трудоустройству. Все остальное зависит от желания и потенциала самого человека.

Что я вам твердо обещаю — и в сельском хозяйстве, и в промышленности в будущей пятилетке разговоры о заработной плате будут сняты полностью. Полностью! Но это не потому, что мы вам дадим. Никто ничего давать не будет. Мы вам поможем заработать. И мы знаем, как это делать. Приведу пример по деревне. Вы помните, что лет 6 — 7 тому назад мы начали сначала эксперимент по спасению деревни, как мы его потом назвали. Мы взяли самые худшие хозяйства, где было беспробудное пьянство, где люди получали 30 — 50 долларов максимум. И пошли путем давно обещанным и известным: вернуть долги селу. И мы там начали создавать нормальные условия для работы людей: построили хорошую добротную ферму, на которой стали работать не 36 человек (я реальную цифру называю по первой ферме, которую я сам курировал, когда ее строили), а 14.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter