Выступление на IV Всебелорусском народном собрании. Часть2.

Через структурные преобразования экономики — к благосостоянию нации

В Основных положениях Программы социально–экономического развития страны на следующую пятилетку заложены крайне напряженные показатели, призванные обеспечить существенное повышение благосостояния наших людей.

Рост валового внутреннего продукта за пятилетку должен составить 162 — 168 процентов. То есть по доле ВВП на душу населения к 2016 году мы должны выйти фактически на среднеевропейские показатели.

Это максимальные темпы роста за всю историю независимой Беларуси. Причем прирастать придется к уже достигнутой достаточно высокой базе.

Наши главные задачи в экономике — энергетическая безопасность, лекарственная безопасность, импортозамещение, сбалансированность внешней торговли и наращивание экспорта.

Для Беларуси энергобезопасность — понятие не статистическое, а стратегическое! Это вопрос независимости нас как государства и гарантия стабильности нашей экономики.

Поэтому приоритетное направление работы Правительства — к 2015 году обеспечить получение более 30 процентов первичной энергии из собственных источников, а оставшиеся 70 процентов диверсифицировать как по поставщикам, так и по видам.

Однако при этом нельзя забывать об энергосбережении. За пять лет энергоемкость валового внутреннего продукта уже сокращена на четверть. Этого категорически недостаточно! В следующей пятилетке по энергоэффективности экономики мы должны войти в клуб европейских стран.

Многое надо сделать для обеспечения лекарственной безопасности. Опыт «свиных» и «птичьих» гриппов (вы помните, сколько мы визжали, пищали и кукарекали в этой пятилетке) показывает, какие глобальные спекуляции происходят на рынке лекарств. Целые индустрии работают над формированием в планетарном масштабе паники, истерии, хаоса.

А мы от этого не защищены. Наша фармацевтическая отрасль отстала от вызовов времени. Да, выпускаем неплохую базовую линейку препаратов. Но это — ХХ век. Нам нужен настоящий революционный прорыв: новые «умные» лекарства, современные заводы, препараты завтрашнего дня. Для этого в стране есть научный и производственный задел.

Но дело не только в «умных» лекарствах. Вы же посмотрите на цены в аптеках! Элементарный препарат стоит под 50 тысяч рублей, а то и больше. В страну ввозится лекарств ежегодно на 400 миллионов долларов. Эту проблему надо решать собственным производством качественных и недорогих препаратов.

В этом секторе нужны решительные меры.

За счет качества и эффективности доля отечественных препаратов на внутреннем рынке должна превысить 50 процентов и в разы надо увеличить экспорт лекарственной продукции. Сегодня — 25, а надо — 50! Неимоверные темпы роста потребуют неимоверных напряжений. Но я уже эту задачу министру и Правительству поставил полгода тому назад. Это уже закрепление этой задачи в основных направлениях нашего развития. И уже кое–что сделали. В том числе Академия наук. Недавно руководитель нашей Академии наук уже мне принес первое лекарство, которое они создали: «Лечитесь, Александр Григорьевич!» Слава Богу, пока не надо. Морозы наступили раньше и эпидемии исчезли.

Фармацевтическая отрасль станет одной из системообразующих в Беларуси.

Правительству, «Белбиофарму», Академии наук следует без промедления приступить к работе по решению этой задачи государственного масштаба.

Теперь об импортозамещении.

Проанализируйте, что мы ввозим в страну: холодильников и телевизоров, которые мы производим в предостаточном количестве, ввозим на 50 миллионов долларов, синтетических моющих средств, которые мы тоже делаем, — на 100 миллионов, обуви ввозим на 200 с лишним миллионов, автомобилей закупили на миллиард долларов. За один год.

Всего потребительских товаров — более чем на четыре с половиной миллиарда долларов в год!

Многое из того, что сегодня завозится из–за рубежа, мы в состоянии производить сами. Если постараемся, то не хуже и даже лучше импортного. Притом гораздо дешевле для наших людей.

Для этого не обязательно что–то изобретать самим. Можно и нужно идти по пути создания предприятий с участием известных иностранных производителей, выпускающих те же товары, которые мы импортируем.

Надо добиться того, чтобы товары, производимые в Беларуси, были такого качества, что будет выгоднее торговать ими, чем импортом.

Совет Министров должен безотлагательно сформировать своего рода государственный заказ на открытие таких предприятий и целенаправленно под него привлекать иностранных инвесторов и выделять финансы из бюджета.

Облисполкомам также необходимо иметь региональные программы импортозамещающих производств.

Грамотная программа импортозамещения, выстроенная в целом по стране, должна способствовать решению проблемы ликвидации отрицательного сальдо внешней торговли.

Правительство уже к нынешнему году обещало обеспечить сбалансированность внешней торговли. Но, несмотря на мои требования, так и не смогло системно выстроить работу для реализации этой цели. Из года в год ставим одни и те же задачи, которые перекочевывают из одной программы в другую. А объемы импорта по–прежнему преобладают над экспортом.

И не следует пенять на рост цен на энергоносители. Или рассказывать о том, что дисбаланс во внешней торговле — в порядке вещей и он имеет место во многих странах.

Я уже приводил примеры того, сколько ввозится ненужного, некритического, того, что можем производить сами.

В ближайшие годы мы должны выйти на положительное сальдо за счет импортозамещения и увеличения объемов экспорта.

За пять лет объем экспорта увеличился почти в три раза. Необходимо значительно больше!

По сути, каждую вторую единицу произведенной продукции надо продать на внешние рынки. Конечно, это непросто: рынки уже давно поделены и нам приходится конкурировать с мировыми лидерами.

Пора коммерциализировать имеющиеся знания. Вместо импорта ресурсов — экспорт знаний. Разве мы не можем этого сделать? Можем, и у нас есть хорошие примеры.

Возьмем «Белгорхимпром» (строил «Беларуськалий», шахты), который выиграл крупнейший тендер на право создания «под ключ» в Туркменистане горно–обогатительного комплекса по добыче и обогащению калийных солей. А ведь конкуренция была жесточайшей. И Америка, и немцы, и другие участвовали в этом тендере, а победили белорусы. Экспортный контракт на миллиард долларов!

Мы должны четко осознать, что отрицательное сальдо — это зеркало проблем нашей экономики, результат недостаточной конкурентоспособности товаропроизводителей, высокой материало– и энергоемкости производства, неполного развития сферы услуг.

Решение данной задачи — показатель эффективности народного хозяйства и вопрос национальной безопасности.

Сегодня мы стоим на пороге новой экономической политики. Изменяется структура экономики. Надо отойти от ориентированности на ввоз огромных объемов сырья и энергии для производства небольшой добавленной стоимости.

Экономика должна прирастать за счет принципиально новых отраслей и предприятий, дающих продукт с высокой добавленной стоимостью.

Последовательное изменение облика белорусской экономики будет обеспечено посредством модернизации действующих производств и создания ее новых наукоемких секторов и предприятий. С тем, чтобы в новой пятилетке мы устойчиво имели в общем объеме промышленного производства не менее 20 процентов инновационной, высокорентабельной продукции.

В каждой области и городе Минске должно быть реализовано не менее 25 — 30 знаковых государственных инвестиционных и инновационных проектов. Персональная ответственность за это лежит на губернаторах и отраслевых министрах.

Такие проекты дадут новые рабочие места, мировой уровень конкурентоспособности и эффективности, а значит, и высокую оплату труда. Именно совокупность названных трех позиций и составляет сущность инновационного развития страны.

Преимущество должны получить предприятия, основанные на собственных сырье и ресурсах. Именно такие предприятия будем строить.

Знаете, мы пока еще не научились по–хозяйски относиться к местным ресурсам. Взять, например, кожевенное сырье. Наша страна с развитым животноводством в год производит более миллиона штук кож. Однако отечественные предприятия легкой промышленности закупают сырье за рубежом, а наши рынки «забиты» импортными товарами из кожи: дубленки, куртки, обувь — «стянули» почти со всего мира на миллионы долларов.

Почему мы не развиваем у себя производства на своем же сырье, а экспортируем его, чтобы потом в виде готовой продукции импортировать?

Если кожсырье не очень хорошего качества, надо его доводить до требуемых стандартов. За границей шьют красивее? Что мешает и нам этому научиться? Умелые руки, хороший вкус плюс качественное сырье — уверен, изделие получится не хуже. Просто надо самим основательно работать. А это посложнее, чем закупать по импорту.

В свое время мы уже наводили порядок с древесиной. И успешно. Так же надо пройтись и по всем иным видам сырья.

В новой пятилетке мы сконцентрируемся на реализации нескольких национальных проектов технологического прорыва, призванных решить важнейшие государственно значимые задачи.

Они тоже основаны на собственных природных и интеллектуальных ресурсах.

Прежде всего освоение недр Беларуси. Представление о том, что у нас нет природных ресурсов, в корне неверно. Производственники, ученые уже сегодня оценивают технико–экономическое обоснование добычи и комплексной переработки железной руды, сланцев, бурого угля, наращивания мощностей по калию, нерудным материалам и так далее.

Пожалуй, впервые в нашей истории мы подошли со столь масштабными планами комплексного, эффективного освоения ресурсов. Государственный совет по недрам уже в начале следующего года должен представить детальную карту освоения месторождений, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Будем делать ставку на освоение белорусами недр за рубежом.

Мы уже поставляем нефть из Венесуэлы и добываем ее там. А в дальнейшем планируем существенно увеличить собственную добычу углеводородного сырья. Неплохо было бы и в нашей России иметь такие месторождения. Я руководству России всегда говорил: мы не хотим никаких преференций, дайте нам возможность в России, где мы в советские времена строили скважины, промыслы, города, дайте нам возможность работать на таких же условиях, как американцам и западникам. Пока ответа нет. Поэтому приходится ехать за Атлантику.

Наиважнейший для страны проект — переработка вторичного сырья: макулатуры, стекла, изношенных шин, батареек и других видов.

У нас извлекается менее 15 процентов вторичных ресурсов, в то время как европейские страны уже подходят к планке 80, а некоторые 100 процентов. Но при этом мы умудряемся импортировать отходы, даже стеклобой.

Вроде что–то начали делать. Появились разноцветные мусорные баки, вы их видите, для различных видов отходов. И что вы думаете? Свалка все равно одна. Кому нужно такое очковтирательство!

В кратчайшие сроки следует наладить полномасштабный селекционный отбор отходов.

В каждой области и городе Минске должно быть создано не менее одного предприятия по переработке вторичного сырья.

Это необходимо с точки зрения экологической безопасности и очень выгодно экономически.

Следующим проектом станет создание в стране мощностей по глубокой комплексной переработке минерального калийно–натриевого хлоридного сырья.

Мы выходим на целый шлейф импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции, которую, что крайне важно, сможем получать из отечественного сырья. Ведь Беларусь — третья в мире по величине разведанных промышленных запасов калийных солей после Канады и России.

Говоря о калийных солях, особо подчеркну: давно пора наладить производство и экспорт комплексных удобрений. Это резко увеличит поступления в казну. Ну это же элементарно, ведь производим всё. Есть и фосфор, и калий, и азот, и другие.

Еще один национальный проект — системная информатизация Беларуси, широкомасштабное внедрение IT–технологий. Вместо отдельных программ будет выработана единая глобальная стратегия.

Речь идет не только об электронном правительстве и широком использовании возможностей интернета. Это уже само собой разумеющееся. Надо идти глубже, дальше.

Очень большие перспективы имеет Парк высоких технологий. Но я, когда посещал его, думал о том, что у нас сапожник без сапог. Там, что творят ребята, — уму непостижимо. А в Беларуси мы не можем освоить, все продаем на экспорт. Ну так давайте освоим хотя бы один процент того, что эти, по–хорошему говоря, «умные яйцеголовые» люди делают.

Благодаря принятым несколько лет назад решениям, созданию для резидентов Парка самых привлекательных условий Беларусь уже занимает лидирующие позиции в разработке программных компьютерных продуктов. Буквально за два–три года Парк высоких технологий приобретет завершенный вид как в плане застройки территории, так и с точки зрения качественного наполнения.

Есть проекты, которые, может быть, не столько дают отдачу сегодня, но направлены в будущее. Их цель — развить и укоренить в нашей стране такие знания и технологии, которые бы вывели Беларусь в разряд самых передовых хай–тековских стран мира.

Я имею в виду прежде всего космические технологии. Это не только спутник. Это уже вопрос решенный, уже никто меня не критикует за это. Речь о технологиях XXI века, которые имеются в нашей стране. К ним проявляют интерес Россия, Украина, Италия и другие государства, которые готовы работать совместно с нами.

Мы создаем полноценную самодостаточную инфраструктуру дистанционного зондирования Земли.

В ближайшие 5 лет космические технологии войдут в повседневный обиход при принятии коммерческих и управленческих решений в сельском, лесном, водном хозяйстве, мелиорации, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, разведке недр, обновлении топографических карт, навигации. В этом секторе есть хороший экспортный потенциал.

Спрос на наши работы, которые мы осуществляем вместе с нашими россиянами в космической отрасли, огромный. Мы там выполняем самые сложные научные действия: оптические, электронные, другие, создаем приборы для космических аппаратов. То предприятие, которое работает в этом секторе, в том числе и на оборону, имеет заказов на 5 лет вперед. На всю будущую пятилетку.

Скажу откровенно, мы это не афишировали особенно: мы сегодня уже создали завод, который в состоянии сам производить уникальные космические аппараты.

Но даже не это главное. Космические программы стимулировали развитие целого пласта востребованных в мире технологий, которые уже на данный момент несколько раз компенсировали вложенные средства.

К области высоких технологий относится и строительство атомной электростанции. Это один из ключевых проектов не только для энергобезопасности, но и для развития всей инновационной системы.

Несомненно, он поднимет нашу экономику на качественно более высокий уровень и даст импульс новым отраслям.

Проект высокорентабельный, очень наукоемкий и выгодный для страны. Уже выполнены необходимые подготовительные работы и ведутся переговоры с различными потенциальными партнерами.

Не хочу углубляться в те надуманные измышления, которыми изобилуют средства массовой информации, особенно, к сожалению, российские. Скажу лишь одно: для нас при выборе партнеров значение имеют два фактора — гарантии абсолютной безопасности объекта для людей и соблюдение интересов нашей страны.

На уровень масштабного промышленного производства должны выйти нано– и биотехнологии. В стране, по сути, будет создан биотехнологический сектор экономики, включающий 20 новых и модернизированных предприятий и производств. Вы слышите, я называю цифры: 20 предприятий. Это не маниловщина. То, что я говорю, уже во многом реализовано. Мы уже поставили задачи каждому этому предприятию. Чтобы, включив в программу эти направления, мы были уверены, что это будет реализовано.

Правительству, Национальной академии наук следует приступить к этой работе, не откладывая на далекую перспективу. Равно как и к формированию сектора фотоники и оптоэлектроники. Нам необходимо реально запустить на полную мощность отечественное микроэлектронное производство.

Таким образом, создание новых высокотехнологичных производств и подотраслей экономики, модернизация базовых отраслей обеспечат к 2015 году вклад наукоемкой продукции в экономику страны, сопоставимый с долей традиционных секторов, и показатель наукоемкости в 3 процента ВВП.

У нас для этого имеются необходимые предпосылки. Беларусь вошла в тридцатку лучших в мире стран по индексу научно–технического потенциала.

Я убежден: все эти планы для нас реализуемы. Но лишь в том случае, если мы все четко осознаем, что их выполнение зависит не только от Президента, Правительства, но и от каждого из нас.

Если мы хотим иметь, как мы часто говорим, европейский стандарт жизни, то и работать нужно по–европейски.

В связи с этим исключительную важность приобретают дисциплина и качество труда. Без этих, казалось бы, элементарных вещей ни о какой модернизации и прогрессе не может быть и речи.

У нас же еще нередки случаи, когда из–за разгильдяйства, откровенной халатности выходит из строя дорогостоящее оборудование, ломаются новые комбайны и другая техника. Из–за бракоделов страдают люди — потребители некачественной продукции и услуг.

Ярчайший пример — наши строители. Что ни объект, то масса недоделок, о чем я говорил.

Или наша автотехника... Пусть это единичные случаи, но они есть — эта техника порой ломается, не доезжая до покупателя. Этого просто не должно быть.

Правительству, предприятиям надлежит создать эффективную систему контроля за качеством. Здесь как раз нам необходимы европейские стандарты. Это, без преувеличения, вопрос репутации нашей страны.

Противоположное наносит ущерб экономике и имиджу государства, снижает динамику развития.

Только за счет наведения порядка и дисциплины на каждом рабочем месте, искоренения бесхозяйственности, брака, воровства мы сможем в масштабах страны повысить эффективность производства не менее чем на 20 процентов. 20 процентов эффективности, не вкладывая ни копейки!

Разве это не резерв?

У нас много и иных скрытых внутренних резервов, за счет которых мы можем сделать качественный прорыв в экономическом и социальном развитии. Только снижение производственных затрат и материалоемкости на 1 — 2 процента в Минпроме дает рост заработной платы от 20 до 40 процентов.

Что такое «снизить на процент–два материалоемкость в промышленности»? Элементарный вопрос! Полгода работы. И 40 процентов рост заработной платы.

Поэтому наиважнейшая составляющая структурной перестройки — экономия и бережливость.

В условиях модернизации должна быть усилена роль предприятий, равно как и их ответственность за состояние дел.

Надо заканчивать с ручным управлением, прекратить «перетягивать» на высокий уровень локальные вопросы, «подстраховывать» руководителей на местах.

В центре должны заниматься прогнозированием и выработкой стратегии.

Необходимо отходить от практики административного навязывания предприятиям решений, касающихся организации их работы. Формализм убивает инициативу!

Мы должны четко понимать: Беларусь может стать полноправным участником мирового рынка только при сильной, эффективной и инновационной экономике.

Словом, чтобы жить хорошо — надо «бежать» быстрее других, опережая их по всем показателям.

Подводя черту главному разделу сказанного, хочу сказать следующее. Я очень много наговорил вам, но не новых терминов и тезисов, я вам сказал то, о чем уже говорим последние два года, готовя вас к новой пятилетке, весь наш народ. Нано–, биотехнологии, космос, высокие технологии и так далее. Почему? Объясняю.

Вы знаете, что мы были финишным производством в Советском Союзе. В этом есть великое достоинство и очень доброе в нашей экономике. Финишное производство — это работа не только на внутренний рынок, а он в Советском Союзе был не слабым по уровню, но и на экспорт. Через нас шло сырье, узлы, комплектующие, и мы здесь создавали конечный продукт. Это требовало высочайшей квалификации рабочего персонала, инженеров, конструкторов и так далее. И это все в нашей стране было создано. Это великое — то, что мы получили от Советского Союза и от прошлых поколений. Но ведь и экономика работала на ту большую страну. Она была органической частью, она не может и не могла существовать без России, без Украины, без Казахстана. Потому что там производились основные узлы для финишного производства. И многое, что мы производили, да и производим сейчас, это не для внутреннего потребления Беларуси. Но была одна страна, все было взаимоувязано. Если мы карьерные самосвалы поставляли в Россию, если мы поставляли в Казахстан, нам не надо было заботиться о высоком уровне сельскохозяйственного производства, выращивать 10 миллионов тонн зерна, возделывать кукурузу, открывать новые отрасли, нам не надо было создавать сахарное производство и так далее. Потому что мы с Кубани взамен на эти самосвалы, тракторы и прочее получали пшеницу твердых сортов. Мы достаточно из Ставрополья получали кукурузы, из Украины — сахара и так далее. Все было взаимоувязано. Но Советский Союз развалился. И мы остались фактически на этом «финише». А «старт» там, в России, в Украине, в Казахстане, где эти производства начали рушиться. Стала проблема: как получить трансмиссии, еще что–то там, двигатели. Вы помните первые годы моего президентства, когда я, забирая от лекарств, ехал на ярославский завод, им давал деньги (там все приватизировалось в это время), чтобы они производили для нас двигатели. Я просил и рабочих, и руководителей: не уходить из Беларуси. Таким образом, мы не экономику даже спасали, мы спасали людей наших, потому что жить–то надо было, а другой экономики не было, экономики, не завязанной на наши ресурсы и сырье.

Она была правильно создана здесь (я уже это говорил и за это не критикую), но она была создана для той великой страны. И тогда, когда все начало рушиться, нас не очень–то слушали, как сохранить кооперацию. Все было поставлено на то, чтобы разделить, поделить, порезать на куски, да и не один раз. И тогда встал вопрос выживаемости. Мы могли купить эти двигатели не в Ярославле. Мы могли их купить в Детройте, но они стоили на порядок больше. И все не так было просто — переориентироваться с рынка на рынок было очень сложно. Но мы, вы это помните, шли вперед, сжимая зубы, затягивая пояса, мы знали, что у нас другой экономики нет. И нам 5 — 10, а может, и 15 лет придется жить на этой экономике. Вот в чем причина, а не потому, что «Лукашенко держится за все советское». Я держался за людей, потому что им надо было жить и зарабатывать.

Но прошло полтора десятка лет. И кризис показал, что мы создали экономику, которая более–менее держит государство и людей. Она способна удержаться. А как быть дальше? Опять надеяться на эту экономику? Нет. И вот, когда я говорю, что мы создали 130 новых предприятий в прошлой пятилетке, мы уже не ждали этой пятилетки, где будет поставлена вот эта задача, о которой я сказал, — создавать новые предприятия, завязанные на собственные ресурсы и сырье. У нас его хватает. Я перечислил даже не все, я новые ресурсы назвал и сырье. Надо новые создавать, но 130 — уже в прошлой пятилетке мы создали. Мы модернизировали старые советские предприятия, а их там около 300, которые уже работают хорошо. Я приводил эти примеры, и они нам пригодятся. Но завтра на этот ресурс рассчитывать нельзя. Мир развивается быстро и интенсивно. Посмотрите вокруг, что происходит. Поэтому нам нужны новые технологии, которые смотрят в новый век. И не надо думать, что мы все сами изобретем. Мы модернизировали, строя новые предприятия, используя технологии, станки западных стран, мировых предприятий. И сегодня они в тяжелом положении — они продают эти станки и технологии дешевле, чем было. А у нас не хватает денег, мы готовы бы купить, но не хватает денег. Вот поэтому я заимствовал, заимствовал и заимствовал. Я просил деньги и у России. Я прошу у китайцев, у которых под 2 триллиона золотовалютных резервов. И спасибо, что они дают. Не на проедание, а на то, чтобы купить новые технологии и новые производства построить, которые будут смотреть в новый век.

Нам надо создавать экономику, экономику, если хотите, безопасности. А безопасность в том, если у нас будет свое сырье. Но разве это нормально, что мы каждый раз под Новый год... У людей праздник, а у нас — от Президента до руководителя департамента, всех министерств, «корячимся» в Москве или еще где–то, выпрашивая ложку дегтя или баррель нефти, или кубометр газа? Это ненормально. Поэтому сегодня поставлена задача, и вы видите, что она реализовывается. Не потому, что Россия плохая. У России множество проблем, огромное количество. Правда, мы им всегда по–братски говорим: «Мужики, скажите, что надо? Мы готовы подставить плечо». Как в эти пожарные времена. У нас же не легче было, но мы сняли половину нашего МЧС и предложили России: «Давайте мы вам поможем. Вы горите, а у нас душа болит от этого». Мы готовы делать все. И этот тезис не подходит... Мы смирились. Ну ладно. Но это же ненормально: за пятилетку в 4 раза повысилась цена на газ. Какая конкуренция на общем рынке, в том числе на российском? Я сколько раз говорил: дорогие мои, если вы ввели ограничительные меры на поставку нашей продукции в Россию, вы не только нас ударили. Вы ударили себя. Потому что наша экономика, наши предприятия дают предприятиям России работу, где работает до 15 миллионов россиян (мы оттуда берем сырье и комплектующие). Вы нас рубите, вы рубите этих людей. Второе. Если мы не работаем на вашем рынке, то мы не заработаем деньги для того, чтобы уплатить вам за нефть и за газ.

А ведь по газовой торговле, природному газу Беларусь является третьим государством, третьим рынком — после Европы, Украины мы идем. Это тоже надо понимать. Поэтому давайте вместе кооперироваться, давайте работать!

И говоря о России, вопрос ведь не в личном, что «вот, Лукашенко такой, вот он конфликтный, такой–сякой». Нет, вопрос не в этом. Вопрос только в экономике. Я готов терпеть все: грязь, что угодно ради своей страны, ради людей. Но я не могу согласиться, когда мне под Новый год в два раза повышают цены. Как тогда строить государство для народа? Надо от этой практики отходить. Мы готовы к этому, и мы готовы были всегда. Нам всегда было непросто сотрудничать с новой Россией, но другой нет. Это и наша Россия, там живут русские люди, наши люди, и мы готовы с ними работать. Но мы никогда ни от кого не потерпим, пока я Президент, чтобы нас пинали, чтобы нас толкали, чтобы нам «били в морду». Этого никогда не будет, для этого вам надо избрать другого Президента! И я буду бороться за свою страну, чего бы мне ни стоило!

(Аплодисменты.)

И если мы едем в Венесуэлу, это не потому, чтобы уколоть Россию. Если мы качаем нефть по трубопроводу Одесса — Броды, через Украину — это не потому, чтобы как–то ее унизить и так далее. У нас выхода другого нет! Мы с удовольствием бы по имеющимся трубам качали эту нефть вместе с россиянами, перерабатывали ее и продавали. Мы газ готовы качать. Зачем этот «Норд стрим», если мы построили газопровод Ямал — Европа и рядом положили фундамент для другой нитки (еще во времена Рема Вяхирева, когда развалился Советский Союз, я с ним ходил по грязи и строил этот газопровод еще мальчишкой–Президентом). Мы построили для второй нитки. «Нет! Через Беларусь не будем класть, ненадежный партнер. Давайте через Балтику, там надежнее». Ну что ж, это право тех, кто производит этот газ. Но мы тоже вправе искать альтернативу, и мы ее найдем. Нашли по нефти, найдем и по природному газу!

Надо понимать одно — мы не нахлебники, мы ни у кого ничего не просим и просить не будем. Я вам сказал, что за пятилетку в 4 раза природный газ подорожал и в 2 раза — нефть, поставляемая в Беларусь. Но не стали на колени, не рухнули, в землянки не поползли. Выдержим! Выдержим всё! Но и россиянам надо понимать, что у них нет более надежного друга, у них нет более важной задачи, чем удержать, если хотите, Беларусь в своих стратегических интересах. Мы ведь этого не отрицаем. Мы к этому готовы и всегда публично об этом говорим: здесь, на западных рубежах нашего некогда общего, я и сейчас считаю, Отечества, мы всегда были и будем надежной опорой россиянам, русским людям. Для нас нет разницы — белорус, русский, татарин, украинец, поляк, еврей, который живет здесь или в России. Мы готовы выполнять свои функции по обеспечению самого святого сегодня — безопасности государства. Если вы думаете, что безопасность сегодня не имеет никакого значения, — заблуждаетесь. И выборы наши сегодня надо рассматривать не через призму обещаний, в том числе и моих, а через призму выживаемости, безопасности государства, тем более России. Я приехал только с саммита ОБСЕ, я видел, это все было перед моими глазами — 56 ведущих государств мира. Я видел, кто ходил выпятив грудь, а кто ходил сгорбившись. Только сильных уважают, и я вам об этом сказал. И тот, кто сильный, — ходил с гордо поднятой головой. Тот, кто с характером, — тот ходил с гордо поднятой головой. А не тот, кто ходил скукожившись.

Поэтому я ставлю перед вами и перед страной глобальные задачи. Если мы хотим быть нацией, если мы хотим быть народом, если мы хотим иметь свое государство, мы должны его защищать, чего бы нам ни стоило! И это не только для нас — у нас дети растут, у всех нас, и не по одному. Что мы оставим детям? Нас должны уважать. Нам должны за сделанное говорить спасибо, как делаем мы. И тогда у нас все получится и с Россией, и с Украиной, и с Брюсселем, и с Вашингтоном.

Слушайте, мне стыдно сегодня говорить о наших белорусско–российских отношениях... Выступает Президент России — ни слова не сказал о белорусско–российских отношениях в Союзном государстве. И только вскользь о ЕврАзЭС и, по–моему, ОДКБ. Как будто нет СНГ, как будто нет той колоссальной титанической работы, которая проделана за годы последние между Беларусью и Россией по созданию Союзного государства. Все, с чем мы сегодня телепаемся, иначе не скажешь, в Таможенном союзе, уже давно создано в рамках Беларуси и России. Давно! Бери, присоединяйся, переписывай, работай. «Нет, этого не будет...» Уже подкидывают там идею «Евразийского союза». Прислали декларацию, читаю... господи, думаю, так вы же еще в ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, Союзном государстве, еще на полпути. А уже новое образование...

Поэтому рассчитывать надо на себя. Будут готовы с нами по–человечески общаться, разговаривать, мы с большой душой. Мы — белорусы, наш менталитет такой, мы не злопамятные. Мы готовы все перенести. Будут — будем вместе строить, не будут — мы должны свою базу создавать сегодня. Будет свое, дополнительно что–то появится — это будет приложение к нашему, но экономику надо строить исходя из собственных ресурсов, а у нас их предостаточно. У нас сегодня лес — 33 процента. Мы половину только перерабатываем, не успеваем. Перестаивает лес. Лес спелый, мы его не можем переработать, а потребность колоссальная — от бумаги до мебели. Мы ж это умеем все делать. Так почему не делаем в таком объеме? Уже начали. 7 или 8 мощнейших деревообрабатывающих предприятий мы модернизируем в течение первых двух лет пятилетки. Мы построим новое предприятие, которое будет завязано на наших ресурсах. В каждом районе (если в пятилетку не успеем, то через пятилетку обязательно это сделаем, проекты есть, образцы построены) будет построена теплоэлектростанция. Мы недавно в Пружанах, по–моему, показывали, в Вилейке подобная есть, в Осиповичах — это пилотные проекты. Мы поставим 150 — 160 таких небольших станций. Спрашиваю председателя Пружанского райисполкома, какая сейчас проблема. Человек ожил. «Нам, — говорит, — люди не предъявляют никаких претензий, будь то тепло зимой, будь то теплая вода, сколько надо — столько дадим». Даже не все тепло мы оттуда забираем, это тоже большой недостаток, особенно летом в воздух его выбрасываем. А что используем в виде сырья для отопления? Мусор, отходы. Все горит. И мы должны эти станции не только построить, но мы их должны освоить в будущей пятилетке и свои такие станции производить. А если котел не умеем этот делать, мы его купим. Но все остальное мы должны делать сами, такая задача поставлена. Это тоже прорыв — 160 станций — это прорыв. Мы с полстраны снимем проблему по обеспечению людей самым насущным.

А кто мешает в Минске, в крупных городах на окраине поставить такие станции и отапливать, давать людям тепло, воду и так далее?! Никто не мешает. Мы в ближайшее время построим гидроэлектростанции, мы уже их начали строить на наших реках.

Мы построим 2 — 3 теплоэлектростанции на каменном угле (этого сырья сегодня предостаточно, будем свои бурые угли разрабатывать, технологии есть).

Мы многое можем. И мы это сделаем, чего бы нам ни стоило!

(Аплодисменты.)

Банковская система — опора структурных реформ

Невозможна структурная перестройка и реформа без мощной банковской системы.

Нынешний потенциал банковской системы Беларуси позволяет нам ставить масштабные задачи. Только за последние 15 лет ее активы в реальном денежном выражении выросли почти в 10 раз.

Авторитет белорусских банков подтверждается готовностью населения хранить в них свои сбережения, что обеспечивает привлечение в экономический оборот значительного объема денежных ресурсов. Принят пакет законодательных мер, гарантирующих защищенность банковских вкладов.

К сожалению, нас постоянно «прощупывают» на прочность. Подбрасывают спекуляции, откровенную ложь о финансовой ситуации в стране.

Задам простой вопрос: как страна, которая за всю пятилетку последовательно прибавляла в экономическом развитии, может оказаться неплатежеспособной? И вряд ли бы вкладывали в нашу экономику многомиллионные инвестиции китайские, европейские и другие компании, будь Беларусь ненадежным финансовым партнером.

А внешний долг, которым наши недоброжелатели пытаются пугать белорусский народ, у нас один из самых низких среди всех развитых государств мира.

Хочу с этой трибуны заверить всех граждан Беларуси: кризисов не будет. Кризис в головах тех, кто сознательно раскачивает ситуацию и придумывает разные страшилки.

Мы выполняли и будем выполнять свои обязательства. Государство гарантировало сохранность всех вкладов в банках и впредь будет всецело способствовать укреплению доверия к национальной банковской системе.

В целях дальнейшего совершенствования банковского сектора в 2011 — 2015 годах необходимо реализовать следующие основные стратегические направления его развития.

Во–первых , совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов валового внутреннего продукта.

Банковский капитал в первую очередь должен работать в инвестиционной сфере, обеспечивать расширенное воспроизводство в промышленности и сфере услуг. Кредитование реального сектора экономики должно содействовать развитию национальной экономики и наращиванию экспортного потенциала, что приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности банковской системы страны.

Во–вторых , внедрение современных международных стандартов деятельности банковского бизнеса позволит сделать нашу банковскую систему понятной и прозрачной для иностранных инвесторов.

В–третьих , развитие инвестиционного банкинга поможет вывести белорусские предприятия на национальные и международные фондовые рынки для размещения там акций с целью привлечения ресурсов для своего развития.

Либерализация — путь к улучшению хозяйствования

Суть нашей стратегии либерализации проста: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, формирования инвестиционного климата является одним из важных факторов роста экономики страны.

В результате целенаправленной р

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter