Даже незначительная на первый взгляд улика может помочь раскрыть убийство

Выстрелы из прошлого

На изломе прошлого века, в период бурного развития рыночной экономики, разногласия с партнерами по бизнесу порой решались не в суде, а на улице или в подъезде. На киллеров тогда был особый спрос. В декабре 2003-го в Витебске 27-летний наемник из Керчи, отрабатывая аванс в 10 тысяч долларов, вместе с сообщником расстрелял из пистолета финансового директора белорусско-российского холдинга «Энергосвязьинвест» Вадима Стрельцова. Хотя первые выстрелы, имеющие отношение к так называемому витебскому делу о заказных убийствах, прозвучали в областном центре еще зимой ­ 2002-го. Тогда в подъезде своего дома на улице Хмельницкого был убит отец Вадима Стрельцова, владелец витебской фирмы «Экспресс» и учредитель московского ООО «Энергосвязьинвест» Олег Зильберман.

pixabay.com

Филиал строительного холдинга успешно вел дела в Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации. Он неоднократно выигрывал крупные тендеры в мэрии города Белоярский. Через счета этого ООО прокручивались приличные суммы.

Зимой 2002-го владелец «Энергосвязь­инвеста» приехал в Витебск, чтобы поправить здоровье. 8 февраля около 10 часов утра он вышел из квартиры. Рядом с домом его поджидал шофер Леонид Никифоренко. Однако в это время на лестничной клетке бизнесмена подкараулил и расстрелял киллер, переодетый в бомжа. Убедившись, что жертва не дышит, убийца хладнокровно зашел в соседний подъезд, снял с себя лохмотья, бросил пистолет-пулемет с глушителем, похожий на американский «Ингрем», и скрылся.

В Витебске, где возбудили уголовное дело по статье УК «Умышленное убийство», версию «местных криминальных разборок» отмели как несостоятельную. Когда же сотрудники уголовного розыска ближе познакомились с профессиональной деятельностью убитого, то выяснили, что ему не раз угрожали сибирские авторитеты. Белоярские бандиты, пытавшиеся заставить белорусского бизнесмена делиться, даже вывозили его в тайгу, чтобы припугнуть под дулом пистолета.

После смерти Зильбермана строительный бизнес унаследовал его сын Вадим Стрельцов. Вечером 19 декабря 2003 года после деловых переговоров в Смоленске он приехал в Витебск и отправился на автомобильную стоянку, находящуюся на улице «Правды», неподалеку от администрации Октябрьского района. Там оставил свой черный «Мерседес» и вызвал такси, чтобы забрать из бассейна жену и ребенка. Когда такси подъехало к стоянке, между машиной и Стрельцовым возникли двое неизвестных. Они открыли огонь из пистолетов, выпустив в молодого человека в общей сложности 8 пуль. Одна из них застряла в книге «Сказки народов мира», которую Стрельцов привез в подарок сынишке. Перепуганный таксист, приехавший по вызову, ударил по газам. Киллеры все же несколько раз выстрелили вслед быстро удаляющемуся авто, но лишь разбили заднее стекло. Как выяснилось позже, таксиста и свидетелем назвать можно было с большой натяжкой — разглядеть лиц нападавших он не успел.

Один из двух стволов, газовый пистолет, переделанный под боевой, остался лежать на месте преступления. Но это была далеко не самая ценная улика. По дороге к съемной квартире, которая располагалась неподалеку, на Московском проспекте, один из наемных убийц обронил перчатку. Опытные оперативники ее подобрали, а криминалисты приобщили к делу — на всякий случай. Александр Тавтын, работавший тогда старшим следователем по важнейшим делам Витебской областной прокуратуры (сегодня — старший следователь управления процессуального контроля УСК по Витебской области), вспоминал, что взаимосвязь между преступлениями 2002 и 2003 годов усматривалась, но веских причин для объединения уголовных дел в одно не было:

— Несмотря на отправленное в Россию международное поручение об оказании правовой помощи, расследование убийств продвигалось медленно. И кто знает, удалось бы вообще когда-нибудь распутать этот тугой узелок, если бы, наконец, не появилась спасительная ниточка.

В апреле 2004-го вооруженное нападение на белорусов было совершено уже в Белоярском. Директора филиала ООО «Энергосвязьинвест» Валентина Капустина ранили, а вот Леонид Никифоренко (уже известный нам шофер Зильбермана) от полученных ран скончался в больнице. На этот раз убийцу задержали. В Ханты-Мансийский автономный округ тут же выехали Александр Тавтын и заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Валерий Трофимов. И эта командировка за 3 тысячи километров от дома оказалась не напрасной!

Работая бок о бок с российскими оперативниками, удалось выяснить, что Стрельцова убили Павел Бойко и Алексей Трикоз. Они принадлежали к керчинской преступной группировке, за которой числилось несколько десятков убийств! И еще. Помните перчатку, потерянную одним из убийц в Витебске? На ее поверхности эксперты обнаружили биологический материал, из которого выделили генотип человека, пригодный для сравнительных исследований. Теперь с помощью сотрудников прокуратуры Керчи не составляло труда взять пробы крови у родственников подозреваемых. Когда эксперты сопоставили данные образцов крови матери Трикоза, проживающей в Керчи, с материалом «из перчатки», у следователей появилось неопровержимое доказательство того, что в момент нападения на Стрельцова ее сын находился в Витебске.

Справедливости ради нужно отметить, что все эти нюансы всплыли гораздо позже. Чтобы ускорить расследование громких убийств, в апреле 2005-го распоряжением заместителя Генерального прокурора Виктора Пруса материалы передали в Минск. Следственную группу возглавил заместитель начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Беларуси Александр Козаченко. В его команду вошли заместитель начальника уголовного розыска МВД полковник Сергей Шарипо, а также Тавтын и Трофимов. А уже в сентябре офицеры отправились в Керчь, где за участие в вооруженном разбойном нападении задержали Трикоза. Собранных против него улик было столько, что киллеру ничего не оставалось, как написать явку с повинной и согласиться сотрудничать со следствием. Он безошибочно указал на утерянную перчатку, назвал адрес съемной квартиры, где они останавливались с Бойко. Но самое главное заключалось в том, что Трикоз признался: заказ на убийство Стрельцова ему передал некий гражданин Украины. Причем этот «украинец» как-то хвастался, будто бы совершил убийство в Витебске в 2002 году! Теперь, когда в поле зрения белорусских правоохранительных органов попал убийца Зильбермана и организатор нападения на его сына, оба уголовных дела, а также материалы, касающиеся покушения на таксиста, наконец, объединили.

Чуть позже, при совершении очередного заказного убийства на Алтае, арестовали Бойко…

Прокуратура Беларуси передала материалы уголовного дела украинским и российским коллегам. Дело Трикоза имело логическое завершение — апелляционный суд Автономной Республики Крым приговорил его к пожизненному заключению. Любопытно, что за всеми этими преступлениями, уверяют правоохранители, стоял один заказчик.

КОМПЕТЕНТНО

Валерий Трофимов, заместитель начальника криминальной милиции (в 2000-е — заместитель начальника управления уголовного розыска) УВД Витебского облисполкома:

— Я разговаривал с Трикозом. Он запомнился мне как абсолютно вменяемый, общительный, но очень хитрый человек. Он, конечно, творил страшные вещи, но в категорию так называемых отморозков, во всяком случае по развитию интеллекта, я бы его не стал записывать. В детстве он занимался боксом, «по малолетке» получил срок за убийство.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter