Выстрел в душу

Почему охота пуще неволи
Почему охота пуще неволи

«Очень странное у нас порой представление о любви к природе. Настолько абсурдное, что даже не знаешь — плакать или смеяться. Например, любителям отведено почетное место среди природолюбов. А что оставалось делать, когда такие замечательные певцы природы, как Н.Некрасов, И.Тургенев, М.Пришвин, и многие другие были охотниками. Да еще какими! Пока дух из кого–нибудь не вышибут, за перо взяться не могут... И сегодня сколько солидных мужей расслабляются на охоте. Срежут на лету птицу, уложат зайчишку, а то и кабанчика завалят.

Последствия охотничьего разгула ужасающие. Сотни видов животных и птиц безвозвратно погибли. «Братья наши меньшие» стали жертвами братьев больших. И пусть это обидно слышать, но нужно вещи называть своими именами. Ведь суть страсти охотника–любителя — прошу не путать промысловую охоту с любительской — заключается не в утолении голода, а прежде всего в удовлетворении темных сторон души, жаждущей насилия. А сколько гибнет зверей от разного рода браконьерских приспособлений! Сколько сетей, неводов бороздит наши водоемы. Я сам был когда–то заядлым охотником. Но сейчас, после тяжелой операции на сердце, я понял, как дорога жизнь любого существа. Умоляю: задумайтесь перед тем, как сделать выстрел и отнять чью–то жизнь!

Иван ГУДИМЕНКО, майор в отставке, Полоцк».

Иван Александрович поделился очень личными и глубоко выстраданными переживаниями и мыслями. Позволю и я себе некоторый экскурс в прошлое.

Помню, в раннем детстве, приезжая в маленький полесский городок к бабушке, с любопытством рассматривала сложенные в деревянном посылочном ящичке «охотничьи трофеи» моего дяди: пушистые заячьи хвостики и лапки. Зачем их хранили, не знаю и даже предположить не могу, а спросить уже не у кого. Да и не в том дело. Удивляет другое. Конечно, в свои 5 — 7 лет «зайчиков» я видела только в книжках и на утренниках в детском саду, где мальчиков традиционно наряжали в белые шапочки с длинными ушками. И все же, наверное, могла хотя бы на словах пожалеть «бедненького зайчишку», ведь не воспитывали меня злобным монстром. Ан нет. Не рождалось в сердце сочувствие к несчастному. Хотя во многих других ситуациях все происходило с точностью до наоборот. Например, соседский мальчишка поймал жука и держит его в банке, самая распространенная реакция — начать канючить: бедненький жучок, отпусти его, у него же детки... Какие детки, где эти самые жучата — не важно. Главное — жалко. Почему же тогда так безразлично относилась я к судьбе зайки, от которого остались только рожки, то бишь хвостики да ножки? Думаю, потому что взрослые смотрели на охоту абсолютно спокойно, никто не лил слез о «безвинно загубленных» и не пытался бежать в церковь отмаливать прегрешение. Люди добывали себе пропитание, и этим сказано все.

Народное сознание может показаться жестоким. Но оно — рационально. В идеале, конечно. А вот граница между рационализмом и жестокостью, к сожалению, крайне подвижна. Причем первое чаще всего трансформируется во второе. Нельзя не согласиться с нашим читателем: убить животное и испытать от этого удовлетворение, радость — бесчеловечно, бессмысленно и жестоко. Некоторые охотники говорят: мол, во время охоты идет соревнование и еще не факт, что победит человек. Но, во–первых, он все–таки победит в силу своего неоспоримого научно–технического преимущества. А во–вторых, спрашивал ли кто зверя, желает ли тот вступить в подобное противоборство?

Но, как водится, есть у медали и другая сторона: скатывание в некий наивный пацифизм. В последнее время по телевидению часто показывают социальный рекламный ролик, где голос за кадром призывает не рубить елочку или молодой дубок, не стрелять в косулю или кабанчика, потому что «и у тебя есть сын или дочка, и ты их тоже любишь». Идея вроде бы понятная и полезная. Но вот сам подход выглядит спекулятивным, как с тем жуком в банке, у которого «тоже есть детки». По–моему, кощунственно ставить в один ряд человеческого детеныша и пусть даже самого трогательного козленочка или поросеночка.

Спор о моральности охоты как таковой можно вести до хрипоты и бесконечно: аргументов с обеих сторон достаточно. Однако чаще всего во мнении сталкиваются крайности. А они никогда не бывают позитивны. Правила игры все–таки должны на равных диктовать и разум, и сердце. Трезвый разум и доброе сердце человека. Оттого–то он и царь природы.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter