Белорусский лучник Павел Далидович о технической стороне победы

Выстрел по науке

Стрельба из лука в программе II Европейских игр — один из самых неординарных видов. О том, что сильные стрелки в наших краях есть, многие слышали. О нюансах соревнований и тем более оборудования знают лишь по художественным фильмам. Которые, как утверждает неоднократный победитель и призер этапов Кубка мира Павел Далидович, имеют мало общего с соревнованиями.


Настройка к телу


— За то время, что я занимаюсь стрельбой из лука, инвентарь изменился очень сильно. Поначалу вместо плунжера, который сегодня прижимает стрелу при вылете, использовали кусочек резины. Появились системы эксцентриков для настройки, хотя в некоторых моделях для регулировки все равно используют наборы шайб. Мне больше нравится именно такой вариант: эксцентрики могут разболтаться в самый неподходящий момент. В любом случае с представлениями об этом оружии как о вырезанном из дерева упругом элементе с тетивой нынешний инвентарь не имеет ничего общего. Вот, к примеру, плечо. Упругий элемент, который крепится к ручке. В нем — около 17 слоев различных материалов. Бамбук, дерево, пластик… Металла, правда, нет. Стоит такой лук почти 2,5 тысячи евро. Основными производителями являются США, Южная Корея и Франция. Многие спортсмены заказывают и подгоняют луки под особенности своего тела. В Германии есть такой мастер — Андрес Байтер. Перед Олимпиадой в Лондоне белорусская сборная также к нему ездила подгонять луки. Я пока не ездил — настраиваю сам. Пересматриваю замедленную съемку своих выстрелов, прикидываю, что можно подкрутить, настроить, какой жесткости выбрать плечи, как выставить плунжеры. Сейчас мой лук настроен процентов на 95. На руку, которая держит лук, спортсмен надевает защитную пластину — крагу. Без нее тетива может достаточно сильно ударить. У меня как-то в стреле сломался хлыст, и синяк на всю руку был.

Сила действия


— Тетива во время выстрела натягивается с усилием 23 килограмма. Держать ее в таком положении нужно около пяти секунд, хотя все зависит от специфики стрельбы разных спортсменов. Некоторые целятся и по 15 секунд. На тренировках мы удерживали тетиву до минуты. Причем это было частью упражнения «Пирамида»: пять выстрелов с удержанием по 10 секунд, пять — по 15, потом 20, 25 и так до минуты. А ведь нужно учитывать еще и вес рукоятки лука: почти 1300 граммов. Другими словами, нетренированному человеку не стоит даже пробовать. Физподготовка у лучников занимает не последнее место, но важно не перекачаться. Если у борцов или боксеров развитые мышцы дают преимущество, то у нас важную роль играют тонкие движения.

Лететь стрелой


— Основу стрелы составляет алюминиевая трубка, покрытая карбоном. Причем стрела не ровная: она имеет форму бочки, утолщаясь в средней части. Зимой спортсмены могут стрелять алюминиевыми стрелами: они вдвое толще, а центр мишени — «десятка» — в этом случае составляет 4 сантиметра. На конце стрелы крепится вольфрамовая пуля. На другом конце пластиковый хлыст и перья. Кстати, эти детали часто ломаются, поэтому обычно у спортсмена на колчане висят несколько запасных. Перья мы чаще всего клеим сами, причем клеятся они под углом. Таким образом, чтобы раскручивали стрелу в полете. Интересно, что именно лук подгоняется под стрелы, а не наоборот. У кого-то из спортсменов рука короче, у кого-то длиннее. Понятно, что этим определяется длина стрел, которые эти лучники используют. Мы используем самые жесткие стрелы: они самые точные. Если посмотреть замедленную запись выстрела — такие кадры часто используют во время трансляций крупных соревнований, то можно увидеть, что стрела во время выстрела изгибается. Чем быстрее эта вибрация прекратится, тем лучше, но все определяется тем усилием, с которым спортсмен может растянуть лук. Если я, растягивая тетиву с усилием 23 килограмма, попробую использовать стрелы на две-три маркировки мягче, они будут лететь, как захотят. Другое дело, что не все могут растянуть лук с таким усилием, и потому, выбирают соответствующие стрелы.

Вижу цель


— У большинства луков прицелы самые обычные. Совмещаешь вершину мушки с мишенью и стреляешь. Но я, например, установил на свой прицел световод. Светонакопительный элемент собирает естественный свет, и в результате кончик световода светится зеленой точкой. В Беларуси что-то подобное используют человек пять. Все купили и установили сами. Очень удобно, особенно в солнечный день.

Залог удачи


— Лук может служить и 20 лет. Некоторые спортсмены, кстати, оставляют себе «счастливые» луки. Понятно, что это в какой-то степени предрассудки, но на моей памяти был случай с одним американским стрелком Джейком Камински. Он по ходу сезона с одним и тем же луком выиграл три этапа Кубка мира и завоевал бронзу на чемпионате мира. За месяц до Олимпиады сменил лук — и в итоге не попал даже в число 16 сильнейших. Погода, кстати, на результаты влияет сильно. Ветер, дождь могут отклонить стрелу, и поправку сделать достаточно сложно. А вот влажность на характеристиках не сказывается. Правда, у меня был однажды случай, когда лук перед соревнованиями стоял в палатке, а потом на солнцепеке стрелы начали уходить ниже цели. Перед следующей серией выстрелов я его убрал обратно в палатку, выбил 29 из 30 баллов и победил.

Мишени — не сплошные


— Современные мишени представляют собой установленный вертикально квадратный лоток, набитый отходами строительного утеплителя. Удобно, но из него сложно извлекать стрелы. На тренировках мы стреляем в такие же лотки, но вместо утеплителя в них установленные торцом пластинки ДВП. Бывают даже соломенные щиты. Из них выдергивать стрелы сложнее всего.




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter