Выставка «Коллекция работ Юрия Пэна» в Национальном историческом музее

Культура не знает провинции. Это не просто факт, это название проекта Витебского областного краеведческого музея, который привез в Минск 33 работы знаменитого художника Юрия Пэна.

Культура не знает провинции. Это не просто факт, это название проекта Витебского областного краеведческого музея, который привез в Минск 33 работы знаменитого художника Юрия Пэна.

В Национальном историческом музее экспонируется выставка «Коллекция работ Юрия Пэна», посвященная 155-летию со дня рождения художника. Его произведения прошли долгий и сложный путь, пЮрий Пэн, Витьба, 1900-е гг., картон, масло. Фоторежде чем их увидел сегодняшний зритель. В годы Великой Отечественной войны картины витебского мастера были наспех вырезаны из рам и отправлены в эвакуацию. «Около пятидесяти лет они пролежали в коробках, - говорит реставратор из Витебска Юрий Кегелев. – В 1992 году ко мне попали произведения Юрия Пэна. Сначала я изучал личность художника, пытался понять его чувства и эмоции, потом взялся за реставрацию. Сегодня почти вся коллекция восстановлена: пейзажи, портреты, этюдная живопись… Зритель может окунуться в атмосферу второй половины XIX – начала XX века».
Много работ художника посвящено Витебску, его истории, горожанам. В своем творчестве мастер сосредоточился главным образом на изображении людей и житейских сцен. Он показывает провинциальный город, где тесно переплетались и взаимодействовали различные мировоззрения и жизненные уклады.
На выставке много пейзажных работ: город как лицо человека, в котором каждая деталь прописана с особой тщательностью. Вот «Домик с забором» - окна, словно печальные глаза человека, смотрят в даль, длинный серый забор, за которым происходят неведомые вещи, а вот и маленький кусочек зеленой травы, может быть, надежда на светлое и радостное будущее. Или полотно «Пригорок»: залитое солнцем и зеленью пространство притягивает зрителя, деревья окаймляют этот островок счастья, а где-то там, далеко-далеко, чуть видны очертания большого здания. Что там? Может, церковь или ратуша? Мы не спешим узнать, потому что нам хорошо здесь, на зеленом пригорке, наслаждаться звуками и запахами природы.
Центральное место в творчестве Юрия Пэна Юрий Пэн, Домик, 1910-е гг., холст, масло.занимает портрет. Целая галерея мужских и женских портретов – все это образы конкретных людей, которых знал или когда-то видел художник. Вот на нас смотрит «Полковник с мундиром». Скорее всего, у него была сложная судьба: глубокие морщины, натруженные руки и такой задумчивый взгляд. Он опирается на обыкновенную палку, на ней даже видны остатки маленьких сучков. Его неприметная рубаха давно износилась, и лишь синий мундир с зелеными погонами напоминает о жизненном пути этого человека.
Талантливый живописец и педагог, Юрий Пэн стоял у истоков витебской художественной школы. Его частная студия положила начало системе художественного образования в городе. Имя этого знаменитого художника известно многим, но, посмотрев его работы, зрители смогут по-новому открыть не только личность автора, но и узнать свои собственные скрытые желания и пристрастия.

Юлия БУРАК, «ЗН», фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter