Высшие соображения

Граница между вузовским и профессионально-техническим образованием постепенно стирается. Одна из причин — внедрение на заводах и фабриках оборудования, требующего даже от обычного рабочего знаний в области как минимум числового программного управления, как максимум — навыка обращения с робототехникой и знания ИT-технологий. Между тем у нас в последние годы наблюдается явный перекос в сторону высшего образования. Выпускники не всегда могут найти себе работу, а на производствах не хватает технарей. Какие меры нужно предпринимать и нужно ли это делать, спасет ли ситуацию сокращение приема в университеты и кому на самом деле нужна помощь — вузам или профессионально-технической сфере? Об этом рассуждают наши эксперты.

Фото Виталия Гиля

Спрос на интеллект

Вадим Можейко, эксперт Либерального клуба

Всякая попытка отправить абитуриентов в ПТУ вместо университетов распоряжением сверху — в нынешней ситуации неэффективная. Сегодня по всему миру расцветает креативная экономика, как на дрожжах растет роботизация. В такое время возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов, а не на рабочих у станка. Хотя профессиональное образование тоже может пережить второе рождение. Но для этого необходимы глубинные реформы по образцу передовых в этом отношении стран, а не попытки механически перенаправить абитуриентов в училища и ссузы.

Набор в ПТУ падает у нас как минимум последние 16 лет. По данным Белстата, количество учащихся в учреждениях профессионально-технического образования в Беларуси неуклонно снижается. Если в 2001/2002 учебном году там училось 138,6 тысячи человек, то в 2016/2017-м только 70,3 тысячи — падение практически в два раза. Эта тенденция равномерно затрагивает все регионы страны. То есть дело не в низком качестве конкретных училищ и не в какой-то региональной специфике. 

Даже если ПТУ завтра распахнут двери для сотен тысяч абитуриентов, то они не повалят туда валом. Но это еще полбеды. А вот если чиновники аналогично сократят возможность поступать в университеты, административно ограничат количество даже платных мест, то молодежь просто уедет учиться за границу. В ту же Россию, например, в вузы которой белорусы могут поступать без лишних проволочек. В результате страна получит утечку мозгов, а не рост популярности профессионального образования.

Да, в стране существует проблема дисбаланса между нехваткой специалистов рабочих профессий и искусственным ростом высшего образования. Чего греха таить, многие выпускники вузов просто гонятся за искусственным престижем корочки диплома и потом ни дня не работают по специальности, к которой не имеют ни склонности, ни соответствующей квалификации. Бороться с этим и равняться на ту же Германию, где престиж профессионального образования высок, можно и нужно. Но для этого надо изучать немецкий опыт по организации работы профессиональных училищ: насколько тесно они взаимодействуют с будущими работодателями и ориентируются в первую очередь на запросы рынка. В учебном процессе там превалирует практика, и осуществляется она на современном оборудовании, которое рады предоставить производители. 

Сегодня мир стремительно движется к постинформационному обществу. И наша страна не отстает от этих тенденций. ИT остается самым успешным и быстрорастущим сектором экономики, а у новых культурных инициатив появляется второе дыхание. Важно понять, что креативные хабы, открывающиеся на месте советских промышленных объектов, — это не только символ упадка тяжелой индустрии, но и шанс для развития креативной экономики. Она представляет собой сочетание творчества, культуры, экономики и технологий, которое базируется на человеческом капитале и его интеллектуальной собственности.

В Европе уже извлекают выгоду из креативных индустрий, на которые приходится 4,5 процента мирового ВВП с прогнозируемым ростом 10 процентов ежегодно (быстрее, чем у сфер производства или услуг) и которые предоставляют рабочие места для 8,3 миллиона граждан ЕС с совокупным доходом 558 миллиардов евро. И если мы хотим, чтобы Беларусь была завтра успешной страной с развитой культурой и экономикой, то важно инвестировать в развитие современных технологий. Этому не научат в ПТУ.

Уже сейчас драйвером бизнеса в Беларуси становится Парк высоких технологий. Стоимость продажи наших ИT-стартапов компаниям со всего мира может измеряться миллионами долларов и превосходить оценку старого фамильного серебра в виде советского промышленного наследия. Хорошо, что государство сегодня осознает важность этого сектора и думает над тем, как способствовать дальнейшему росту ПВТ. Но креативной может и должна быть вся страна, а не только отдельные зоны, и для этого нужны в том числе высококвалифицированные кадры. Профессионалы креативных индустрий появляются в университетах. Да, высшее образование тоже надо модернизировать. И это нужно сделать для того, чтобы построить экономику завтрашнего дня.

Экономике нужны рабочие руки

Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент

Новость о том, что у нас в стране планируется сократить набор в вузы и, наоборот, увеличить его в учреждения профтехобразования, более чем радостная. Дело в следующем: проблема перезрела настолько, что еще пару лет, и к ней бесполезно было бы возвращаться. Работы по приведению в порядок системы подготовки профессионально-технических кадров в стране предстоит много, и она не будет легкой. 

Хотелось бы, чтобы это было восстановление той четко структурированной схемы, которая существовала в СССР. В то время уделялось огромное внимание рабочим профессиям, а в экономике ценились универсалы — мастера на все руки, которых готовила именно система профтехобразования. Более того, — кадровая политика была такой, что на руководящие должности в основном назначались люди, прошедшие путь от сохи и станка. И это грамотно, поскольку такой человек способен, став управленцем, четко представлять себе весь процесс производства. 

У нас существует огромная и многосоставная проблема профориентации. Тезис “Без высшего образования ты никто!” привел нас к плачевной ситуации. Да, как утверждает статистика, в последние годы Беларусь вышла на одно из первых мест по количеству студентов и выпускников вузов на душу населения. Но где прорывы в экономике и в науке? Их нет и не будет, пока мы не вспомним, что у истоков процветания любого государства стоит человек труда — рабочий, механизатор. В свое время мы так рьяно погнались за мировым опытом (к тому времени уже весьма спорным), что не заметили, как наши собственные наработки были оценены по достоинству и взяты на вооружение другими. Например, в Германии и других государствах ЕС сейчас действует классическая советская схема — примерно 20—30% абитуриентов идут в вузы, остальные — в очень хорошие профессионально-технические училища. И уровень развития Западной Европы подтверждает правильность такого разделения. 

Отсюда вырастает еще одна проблема — материально-техническая база наших училищ и техникумов. Во времена высокотехнологичных производств уровень подготовки рабочего должен быть сравним с уровнем выпускника вуза. В то же время мастерские многих училищ укомплектованы устаревшим оборудованием. В результате работодателю приходится переучивать ребят уже непосредственно на месте. Получается, что государственные средства, затраченные на их подготовку, уходят впустую. Ситуация недопустимая. Для своевременного обновления материально-технической базы должна быть сформирована четкая и грамотная схема государственно-частного партнерства в сфере профтехобразования. А для того чтобы выпускники училищ были востребованы и обеспечены работой, нужна схема эффективного взаимодействия между различными министерствами и ведомствами. В первую очередь между Минобразования и Минэкономики, которые вообще должны работать в тандеме. 

В СССР существовала выверенная временем схема подготовки специалистов буквально со школьной скамьи. На это работала, в частности, практически утраченная ныне система учебно-производственных комбинатов (УПК). Большая заслуга министра образования Игоря Карпенко в том, что он — сторонник ее возрождения. Через производственную практику проходили все. И это было очень важно. Не говоря уже о том, что многим школьникам профориентация помогала определиться с выбором своего места в жизни. Тогда главенствовала мысль: для того чтобы стать настоящим человеком, добиться успеха и уважения, вовсе не обязательно иметь в кармане диплом высшего учебного заведения. 

На самом деле это один из основных проблемных моментов — воспитательный. Сейчас у нас выпускников вузов в два раза больше, чем людей, окончивших профтехучилища. Иначе говоря, все хотят руководить, а работать некому. И даже будь училища супероснащенными, они так и будут недобирать учащихся. До тех пор, пока в массовом сознании существует пренебрежительное, а порой и презрительное отношение к рабочим профессиям. Посмотрите, что льется на нас с экранов телевизоров. Это бесконечные сериалы, фильмы и передачи, где успешный гражданин — непременно состоятельный. Молодые люди перенимают эту матрицу. Но почему-то никто не раскрывает формулу успеха, которая неизменна — на самом деле бизнесмены пашут, как говорится, до седьмого пота. И, кстати, в большинстве случаев начинают свои карьеры именно с первой рабочей ступени. 

Осознание того, что успех — это цель в жизни, но в то же время он невозможен без упорного и тяжелого труда, необходимо внушать с детства. Только тогда, когда в общественном сознании такие профессии, как столяр, каменщик, слесарь и так далее, будут уважаемыми, и система образования наконец отбалансируется. А колесо экономики начнет крутиться в нужном нам направлении. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter