Беларусь развивает уникальный опыт государственного строительства

Высшая степень народовластия

В условиях новых геополитических вызовов и угроз необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить свой путь развития. Всебелорусское народное собрание — уникальный белорусский опыт правового регулирования государственного устройства, прямых аналогов которого в международной практике нет. О важности единого дня голосования и исторической эволюции форм белорусского народовластия рассказал доктор исторических наук ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович.

Традиция сплоченности 

— Вячеслав Викторович, позвольте вас поздравить с заслуженной победой на прошедших выборах. Как можете охарактеризовать эту кампанию не только как избиратель, но и уже как депутат?

— Благодарю за поздравление! Это очень важный этап в истории избирательного процесса в нашей стране. Впервые выборы в Палату представителей и местные Советы прошли в формате единого дня голосования. И успешное его проведение, безусловно, является знаковым событием для обеспечения качественного эволюционного развития Беларуси. Кампания прошла спокойно, без эксцессов, с высокой явкой избирателей, поддержку которых получили прежде всего профессионалы, имеющие опыт работы в различных сферах деятельности. И это не может не радовать. Потому что на избранном депутатском корпусе лежит большая ответственность за судьбу страны в условиях масштабных геополитических преобразований.

— Белорусы продемонстрировали 25 февраля на избирательных участках высокую активность. О чем это говорит?

— Прежде всего о росте уровня политической грамотности и ответственности наших граждан, осознании ими важности выполнения своего гражданского долга. Такая сплоченность должна стать традицией белорусского общества. Ведь благодаря единству наши предки отстояли право белорусов жить на этой земле так, как мы считаем нужным! Именно наше единство на основе патриотизма является необходимым условием успешного развития и процветания белорусского государства, сохранения его суверенитета. Уверен, что подавляющее большинство белорусов прекрасно осознают и видят на примере многих государств мира, в том числе наших ближайших соседей, как легко утратить то, что достигнуто созидательным трудом многочисленных поколений. Поэтому задача каждого из нас, граждан Беларуси, сделать все возможное, чтобы сохранить мир и спокойствие на нашей любимой земле и не дать ввергнуть ее в пучину хаоса и разрушений.

От опыта предков

— Если рассматривать Всебелорусское народное собрание в историческом ракурсе, то в какой степени можно говорить о его близости к современному белорусскому государству?

— Несмотря на то что по историческим меркам наше белорусское национальное государство относительно молодое, история его государственности имеет тысячелетние корни. И этот огромнейший опыт наших предков в деле построения устойчивой госсистемы мы используем на современном этапе. Особенно ярко это видно на примере Всебелорусского народного собрания, которое восходит корнями к древнеславянскому вечу. При этом оно уже успело доказать свою эффективность в новейшей истории Беларуси. С 1996 по 2021 год было проведено 6 Всебелорусских народных собраний, которые внесли очень важный вклад в обеспечение мира и стабильности в нашей стране, в поступательное и эффективное развитие нашего общества.

— Какую функцию может выполнять ВНС в условиях внешней и внутренней напряженности в стране, какова его стабилизирующая роль?

— Как историк отмечу, что лимит войн, вооруженных конфликтов и революций для Беларуси давно исчерпан. Сегодня мы живем на геополитическом перекрестке мира, и в нашей истории таких потрясений были тысячи. Безусловно, ВНС является гарантом эволюционного характера изменений.

Важность гражданского общества

— При формировании белорусского народного вече пристальное внимание уделяется представителям гражданского общества. Почему это имеет особенное значение?

— Потому что ВНС должно максимально учитывать баланс интересов различных социальных групп, являться площадкой для диалога чиновников, депутатского корпуса и представителей гражданского общества. Это необходимо для успешного развития общества и государства, построения сильной и процветающей Беларуси. Напомню, что основные задачи взаимодействия государственных структур и гражданского общества — обеспечение единства, независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, ее развитие как демократического правового государства. Этого можно достичь в том числе путем более активного вовлечения граждан в управление делами государства. 

— Какие ключевые задачи должно решать ВНС в свете обновленной Конституции страны?

— На Всебелорусское народное собрание возложены самые широкие полномочия. Оно утверждает основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, а также программы социально-экономического развития. ВНС обладает правом большой законодательной инициативы: может предлагать изменения и дополнения в Конституцию страны, инициировать проведение республиканских референдумов, а также рассматривать вопросы о легитимности выборов, смещении со своих должностей высших государственных лиц в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции или тяжкого преступления. Введение чрезвычайного или военного положения, установление государственных праздников и памятных дат и т.д. — все эти и другие решения будут обязательными для исполнения ­госорганами и должностными лицами. Весь этот перечень ярко свидетельствует о ключевой роли форума в современном белорусском государстве.

Достойны лучшие

Выборы делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества состоятся с 1 по 10 апреля. По информации ЦИК, численность делегатов, подлежащих избранию от местных Советов депутатов, — 290 человек, от гражданского общества — 400. Выдвижение начнется с 12 марта и завершится 31 марта. ЦИК планирует установить итоги выборов делегатов ВНС не позднее 18 апреля. Предельный срок созыва первого заседания ВНС — 25 апреля. Часть делегатов уже определена. Это высшие должностные лица государства, а также депутаты Палаты представителей, избранные в ходе единого дня голосования 25 февраля. 

Игорь Карпенко, Председатель ЦИК:

— ЦИК наделена полномочием назначать выборы в ВНС делегатов от структур гражданского общества и местных Советов депутатов. Как мы и анонсировали, после проведения единого дня голосования мы с вами движемся к выборам членов Совета Республики Национального собрания, которые назначены на 4 апреля. Соответственно, далее — выборы делегатов ВНС, формирование этого конституционного высшего органа представительной власти в Республике Беларусь. Таким образом, мы делаем весьма значительный шаг в той общественно-политической модернизации, которую заложили конституционный референдум и обновленная Конституция.

Законом предусмотрены определенные требования к кандидатам в делегаты ВНС:

гражданство Республики Беларусь;

 наличие избирательного права;

 постоянное проживание на территории Республики Беларусь;

 отсутствие судимости (снята или погашена);

 отсутствие гражданства (подданства) другого государства и (или) документов иностранных государств, предоставляющих право на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. 

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: