Высшая математика для депутата

“Чем труднее задачу ставишь перед собой, тем большего результата добиваешься”, — считает заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий ИВАНОВ

“Чем труднее задачу ставишь перед собой, тем большего результата добиваешься”, — считает заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий ИВАНОВ

В эксклюзивном интервью “НГ” вице-спикер рассуждает о том, как должна решаться жилищная проблема, что необходимо для развития политических партий и готово ли общество к отмене смертной казни.

— Валерий Николаевич, заступая на пост вице-спикера, вы сказали такую фразу: “Мы пришли с глубоким знанием проблем, характерных для всех сфер экономики. Теперь предстоит освоить высшую математику депутатской деятельности”. Каковы успехи на этом поприще? Что оказалось самым трудным в этой науке?

— Хотя я и говорил экспромтом, насчет высшей математики оказался все-таки прав. Многому пришлось учиться, прежде всего постигать реальность сразу в нескольких измерениях. Причем за нашими решениями стоят не абстрактные сущности, а человеческие судьбы. И если результат неверен, никакая работа над ошибками не поможет. Взять хотя бы кодекс об образовании. Решая судьбу нашей школы, мы во многом определяем то, что будет с обществом через 20—30 лет. Поэтому не случайно депутаты включили в проект Кодекса норму, обеспечивающую рост уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников до уровня среднемесячной зарплаты в промышленности. Статус педагогического работника, безусловно, надо повышать. Наверное, главная сложность законодательной деятельности в том, что создание закона — процесс длительный, а ситуация меняется очень быстро. Чтобы не отстать от жизни, нужно быстрее реагировать на проблемы, острота которых еще не проявилась в полной мере. Поэтому мы усилили работу по изучению правоприменительной практики на местах. К примеру, посещение Парка высоких технологий позволило вскрыть некоторые пробелы в правовом обеспечении инновационного развития экономики. Выход белорусского интеллектуального продукта на мировой рынок требует совершенствования законодательства об авторском праве. Хватает “белых пятен” и в вопросах раскрепощения деловой инициативы. Мы ускорили работу над законопроектом о поддержке малого и среднего бизнеса, хотя понимаем, что всех проблем он не решит и основная работа еще впереди. — На осенней сессии депутаты рассмотрели около сотни законопроектов, в том числе проект бюджета на следующий год. Его дефицит оценивается в сумму 2,7 триллиона рублей. Вместе с тем планируется повысить социальные расходы. Как соотносится это с представленными цифрами и реальной экономикой? — Давайте сравним, какой дефицит бюджета запланировали наши соседи. К примеру, дефицит федерального бюджета России в 2010 году определяется в 6,8 процента ВВП. В Верховную Раду Украины внесен проект госбюджета с дефицитом в 3,97 процента. Сейм Литвы утвердил свой главный финансовый документ с дефицитом почти 10 процентов. У нас — всего 1,5 процента. Но я посмотрел бы на эту проблему с другой стороны. Принятие столь сложного и напряженного бюджета свидетельствует о том, что Беларусь остается страной с социально ориентированной экономикой. И второе, мы твердо намерены идти по пути инновационного развития. Чем труднее задачу ставишь перед собой, тем большего результата добиваешься. Занижая планку, заведомо проигрываешь хотя бы в том, что теряешь возможность влиять на ситуацию. Бюджет-2010 вполне реалистичен. Об этом говорят и расчеты специалистов, и экономический потенциал страны. Наконец, у нас накоплен большой опыт решения сложных задач. В 90-е годы ситуация была несравнимо тяжелее, но мы с честью вышли из нее. — Жилищный вопрос сегодня волнует большинство населения. Какие варианты решения этой проблемы вы считаете наиболее оптимальными и эффективными? — Если помните, в СССР почти полвека пытались решить эту проблему, но безуспешно. Может быть, дело не в том, что Союз был плох, а в том, что государство в принципе не может решить эту задачу в одиночку? Что у нас происходит сегодня? Государство честно выполняет свои обязательства, вкладывая в жилищное строительство все больше средств. Но, оказывается, запросы растут еще быстрее. Посмотрите хотя бы, как выросли за последние десятилетия нормы жилой площади на одного человека, требования к качеству жилья. Решить эту проблему можно только при условии объединения усилий государства, инвесторов, застройщиков и самих граждан. Мировой опыт показывает, что существуют реальные механизмы, позволяющие учесть интересы всех сторон. Это ипотека, система жилищных строительных сбережений. Подобная система в Германии, например, позволяет даже ребенку приблизить свою мечту, вкладывая карманные деньги в постройку собственного дома. Такой симбиоз личного интереса и разумной позиции государства просто не может порождать иждивенчество. Подобным образом решается жилищная проблема и в Казахстане. В этом направлении надо двигаться и нам.

— Должность вице-спикера не исключает работы с избирателями в избирательных округах. С какими проблемами чаще всего обращаются к вам люди? Часто ли удается им помочь? Насколько эффективно работает сегодня местная власть?

— Вопросы, с которыми обращаются избиратели, самые разные. Почти пятая часть из них связана с оказанием помощи хозяйствующим субъектам в решении производственных вопросов. Но чаше всего это жилищно-коммунальные проблемы: ремонт домов и квартир, благоустройство территории, освещение улиц, улучшение работы магазинов, поликлиник, медпунктов. Люди просят оказать содействие в лечении, помочь с лекарствами, решить проблему трудоустройства. Как позитивную тенденцию отмечу, что стало меньше обращений по поводу материальной помощи. Если 2—3 года тому назад они составляли примерно 15 процентов от общего количества, то сегодня — не более 5 процентов. Надо сказать, что благодаря руководству и специалистам местной администрации бoльшая часть проблем снимается непосредственно в ходе приема граждан, и, в конечном счете, все законные требования избирателей решаются, как правило, положительно.

— Следующей весной нас ожидают выборы в местные Советы депутатов, которые пройдут по измененным правилам. В Центризбиркоме говорят, что поправки в избирательное законодательство страны учитывают максимум рекомендаций ОБСЕ. Представители оппозиции полагают, что вносимые изменения не дают достаточных гарантий прозрачности избирательного процесса. Один из их главных аргументов: положения о подсчете голосов и наблюдении за выборами практически не изменились. Каково ваше мнение на этот счет?

— Здесь надо обязательно учитывать два момента. Во-первых, необходимо обеспечить максимальную открытость работы комиссий. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что это ответственный и скрупулезный труд. Сложно получить объективный результат, если каждый желающий будет бесконтрольно вмешиваться в деятельность комиссии. Абсурдно предоставлять наблюдателям такие же права, как и членам комиссии. А новые нормы как раз и выдерживают паритет. И в этом плане, считаю, полномочий у наблюдателей достаточно. В избирательном законодательстве четко прописано, что никто не вправе препятствовать работе наблюдателей.

— А может, стоит все-таки нам перейти к мажоритарно-пропорциональной избирательной системе? Тогда и политические партии получат больше возможностей для саморазвития...

— Всему свое время. Только, по-моему, более правильно не менять Конституцию в угоду интересам отдельных партий. Наоборот, развитие партий является условием совершенствования правовых отношений в этой сфере. Опыт стран, которые поспешили поставить телегу впереди лошади, показывает, что это ни к чему хорошему не приводит. Политическая борьба заслоняет собой реальные потребности общества. Как результат — время потеряно, а страна вынуждена вернуться на ту стадию, с которой, собственно, все и начиналось. Совсем необязательно в любом деле самостоятельно набивать шишки. Учиться лучше на чужих ошибках. Когда наши партии докажут обществу свою состоятельность, они смогут претендовать на пред-ставительство в парламенте. Но для этого за ними должно идти большинство народа. Впрочем, и сегодня ничто не мешает представителю той или иной партии быть избранным в Палату представителей.

— Осенью этого года ЕС продлил частичную приостановку санкций в отношении белорусских чиновников до октября 2010 года. Как вы прокомментируете это решение? Насколько эффективно, на ваш взгляд, развивается диалог Беларуси с Европой?

— Трудно не заметить, насколько оживились взаимоотношения как с европейскими институтами в целом, так и с европейскими государствами на двусторонней основе. Нам удалось преодолеть главное — предвзятость в оценке процессов, которые происходят в Беларуси. К нашим европейским коллегам приходит понимание, что любое государство имеет свою специфику и право на выбор собственного пути развития. Можно ли говорить о том, что все вопросы сняты? Наверное, нет. И решение, о котором вы упомянули, как раз и относится к рудиментам политики двойных стандартов. Если мы хотим развивать все-сторонние отношения, должны сниматься все ограничения для осуществления контактов, взаимодействия, связей. Надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует.

— В ходе недавнего визита в Минск руководителя генерального директората Совета Европы по демократии и политическим вопросам вновь поднимался вопрос об отмене в нашей стране смертной казни. Что вы думаете по этому поводу? Готово ли общество к такому решению?

— Уважая мнение Евросоюза, мы не можем руководствоваться только его позицией в решении таких важных внутренних вопросов, как отмена высшей меры наказания. Было бы проще, если бы такое решение лежало в чисто правовой плоскости. Но в том-то и дело, что для нас оно имеет большое нравственно-политическое значение. В сущности, это вопрос доверия народа к власти, и депутаты не вправе игнорировать итоги референдума 1996 года. А ведь тогда за смертную казнь высказалось подавляющее большинство избирателей. Да, сегодня картина уже не кажется такой однозначной. Но диалог с народом все равно необходим. Он может проходить в разных формах, но мы, прежде всего, изучим возможность проведения парламентских слушаний по этой теме. Думаю, они позволят объективно оценить ситуацию и готовность общества по-новому взглянуть на эту проблему.

— Сколько часов длится рабочий день вице-спикера и чем вы занимаетесь в свободное время? Есть ли у вас любимое место отдыха в Минске?

— К сожалению, свободного времени практически не бывает. Но когда работа приносит удовлетворение, на часы не смотришь. А если выдается свободный час, стараюсь провести его за городом, на природе, получить хорошую физическую нагрузку. Очень люблю играть в футбол. Минск — замечательный город. С удовольствием хожу на работу через центральную часть города, но сказать, что оцениваю его достоинства, как настоящий старожил, пока не могу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter