Высоты Поднебесной

Почему Беларуси выгодно сотрудничать с Китаем
Почему Беларуси выгодно сотрудничать с Китаем

На границе с Китаем я провел все свое сознательное детство. Приамурский Благовещенск раскинулся аккурат напротив китайского города Хэйхэ. Буквально сотня метров отделяла нас от странной и непонятной страны. Мы видели людей, которые передвигались исключительно либо пешком, либо на велосипедах. Чуть ли не над каждым домом возвышалась внушительных размеров труба. Когда–то китайцы решили сделать прорыв в металлургии, и плавильные печи появились практически во всех дворах. Проект, быть может, несколько наивный, но с каким воодушевлением и самоотверженностью в свое время взялись за него жители Поднебесной, не может не поражать. Исключительная сила этой нации — в умении сплотиться вокруг общей идеи и двигать ее вперед, не обращая внимания ни на какие препятствия.

Сегодня Китай другой. Мои впечатления от современного яркого Пекина так же далеки от детских воспоминаний об унылом Хэйхэ, как Свислочь от великой реки Янцзы. Этот мир стал пестрым. Да, здесь все еще соседствуют роскошь и азиатский размах со скромным аскетизмом. Контрастная иллюстрация — выбор вариантов путешествия по городу. Или на шикарном такси, или в видавшей виды коляске велорикши. Но если в середине 80–х прошлого века китайский уклад жизни отличала главным образом именно аскетичная черта, то сегодня прогресс все настойчивее теснит скромную старину.

16–миллионный Пекин взметнулся вверх стильными, современными небоскребами. Пожалуй, не осталось ни одной известной миру хозяйственной отрасли, в которой китайцы не имели бы успеха. Товары с лейблом «Сделано в Китае» давно перестали пугать сомнительным качеством. Период экстенсивного роста пройден, и теперь свое место под солнцем на мировых рынках Китай отвоевывает качеством. Известные электронные корпорации смело размещают здесь свои заказы. Можно буквально по пальцам пересчитать мировые автомобильные брэнды, хозяева которых еще не имеют своих производств в Поднебесной. А двигатель прогресса все тот же. Китайцы вновь сплотились вокруг общей идеи стремления к мировому первенству. И сегодня уже никто не сомневается, что цель Китая к 2040 году занять лидирующее место среди стран — фаворитов мирового развития будет достигнута.

Дружить с Китаем сегодня не просто выгодно, но и полезно. Полезно потому, что у китайцев есть чему поучиться. Например, той же всенародной целеустремленности. Или опыту перестраивать жизненный уклад, не отказываясь от привычных, ментальных и даже идеологических ценностей. Пожалуй, именно в этом главный секрет успеха китайской модели. В отличие от стран бывшего СССР Китай сумел избежать депрессии от утраты идеалов, верность которым вела его древний народ через века. Здесь не перекраивают жизнь по модным выкройкам, а, наоборот, примеряют к ней известные миру новации и оставляют лишь то, что может оказаться полезным.

Собственно, именно тем и похожи наши две очень разные страны. Быть может, именно формула белорусской политики развиваться, не ломая, сыграла решающую роль в установлении доверительных отношений с Китаем. Пусть сильно отличаются наши языки, но общность мыслей о своем пути к прогрессу, о справедливости мирового устройства, о непреходящей ценности каждой страны и каждого народа стала тем самым цементом, который скрепляет отношения между двумя странами.

Наверное, в теории сильный Китай с полуторамиллиардным населением мог бы избрать иной путь к первенству. Но особого уважения заслуживает именно то, что эта страна стремится к мировому лидерству, а не к господству, чем и в наше время иной раз грешат мощные державы. Китай ставит перед собой очень амбициозные задачи и идет к их решению через упорный и кропотливый труд. Не посягая на права других народов и не ущемляя их национальной гордости.

Эта основная внешнеполитическая линия стала одним из тех ключей, которые открывают путь к доброму партнерству Беларуси и Китая. Характер и тональность прошедшего государственного визита Президента в эту страну рассказали о главном: наши страны имеют волю долго идти по жизни рука об руку, вместе делая такие дела, которые принесут пользу обоим народам.

Я намеренно не перечисляю конкретные проекты, которые принесут реальную материальную выгоду. Во–первых, о них и так уже сказано немало. Во–вторых, очень скоро мы все увидим их в развитии и это станет наиболее убедительным доказательством верности курса на укрепление китайского вектора белорусской внешней политики. Остановлюсь на том, что лично мне представляется особенно значимым и что достаточно сложно измерить деньгами или какими–либо другими математическими параметрами.

Визит в Китай принес нашей стране много бонусов в деле укрепления авторитета на мировой арене. Беларусь приглашена к работе в Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня ее постоянными членами являются Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей при организации имеют Индия, Иран и Пакистан. По самым скромным оценкам, общая численность населения государств, связанных с ШОС, превышает 4 млрд. человек. Это обширные территории, огромный рынок и потенциал для создания недюжинной политической силы мирового масштаба. И вовлечение Беларуси в орбиту столь мощной организации — особый знак серьезной роли нашего государства в решении современных проблем мироустройства. Беларусь получила возможность стать узлом, связующим звеном между консолидирующимся Востоком и Западом. Да, это огромная ответственность, которая при бережном к ней отношении открывает очень солидные перспективы для дальнейшего развития нашей страны.

Не поспоришь с тем, что к такому важному историческому рубежу нашу страну привела твердая приверженность двум основным политическим принципам: исключительная самостоятельность в определении своих внутренних приоритетов и уважение к правам других государств. Говоря проще, мы умеем дружить. И в самолете по дороге из Пекина мне вспомнилась еще одна картинка из детства.

В середине 80–х между СССР и Китаем уже не было столь теплых отношений, как четверть века назад. Но старшие рассказывали, что было время, когда под Новый год елку ставили не на набережной Амура, а прямо на льду посреди реки. Люди с обоих берегов совершенно спокойно приходили к ней, чтобы от души повеселиться. Возможно, это легенда. Все же традиции летоисчисления у китайцев иные. Но взрослые говорили, что все именно так и было. А мы, детвора, искренне жалели, что не застали той чудной поры. Нам, как и большинству советских детей, очень хотелось дружить со всем миром. Особенно с китайцами, которые оставались в нашем восприятии людьми с другой планеты, несмотря на то, что до их домов было рукой подать. И мы точно знали, что елка на середину Амура когда–нибудь обязательно вернется. Ирония судьбы. Наивные детские фантазии через два десятка лет начали обретать черты реальности уже здесь, в суверенной Беларуси.

Пекин — Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter