Высота полета российского авиапрома

Являясь одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики, российская авиационная промышленность способна оказать значительное влияние на темпы модернизации экономики страны.

Являясь одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики, российская авиационная промышленность способна оказать значительное влияние на темпы модернизации экономики страны.

По прогнозам, к 2025 году объем мирового рынка авиационной техники увеличится более чем в 2 раза, а в мировом экспорте вооружений доля авиационной техники превысит 70 %.

Высокие темпы научного и технического развития уже в ближайшие годы позволят мировым лидерам, в первую очередь США, Японии и Китаю, вступить в следующий – шестой технологический уклад, в том числе создать искусственный интеллект. В этом направлении активно ведется работа и по созданию летательных аппаратов с искусственным интеллектом, в том числе беспилотных боевых авиационных комплексов.

В России авиастроение как отрасль было создано и достигло максимального развития в период действия «плановой экономики» еще во времена СССР. Тогда авиапром полностью обеспечивал потребности страны во всех типах и классах воздушных судов как военного, так и гражданского назначения.

Изменение экономического уклада страны привело к кардинальному изменению ситуации и в отрасли. К 1997 году объем выпуска продукции в отрасли сократился почти в 4 раза, достигнув исторического минимума.

Коренной перелом в заказах на авиатехнику по государственному оборонному заказу произошел в 2009 году, когда между ВВС России и компанией «Сухой» был впервые подписан масштабный контракт на поставку фронтовых истребителей (Су-35, Су-27СМ, Су-30М2).

По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, Россия сохраняет устойчивые позиции в военном сегменте авиастроения, в вертолетостроении. А вот в гражданском сегменте ситуация не столь радужная.

За последние годы государство многое сделало для того, чтобы обеспечить поддержку развития авиационной промышленности. По сравнению с 2002 годом объем господдержки авиастроения в 2012 году увеличился более чем в 20 раз. Отрасль консолидировалась, появились интегрированные авиационные структуры.

Производство стало активно разрабатывать и производить перспективную технику. Запущен в серию самолет SSJ-100. Ведется разработка перспективного самолета МС-21. Создан и проходит испытания демонстратор двигателя нового поколения для широкого спектра перспективных гражданских самолетов ПД-14. Разработан и проходит государственные испытания военно-транспортный самолет Ил-476, ведутся работы по созданию истребителя пятого поколения. Был поставлен на вооружение новейший ударный вертолет Ми-28Н. Встали на крыло первые машины ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – Т-50, И-21.)

В гражданском сегменте усилия российских авиапромышленников сконцентрированы на производстве региональных и узкофюзеляжных магистральных самолетов. А дальнейшее развитие вертолетного сегмента будет зависеть от успеха уже начатых коммерческих программ по производству тяжелого вертолета Ми-38, среднего вертолета Ка-62, легких вертолетов Ка-226 и «Ансат», а также программы создания скоростных среднего и легкого вертолетов.

Президент России Владимир Путин в Ростове-на-Дону на совещании по вопросу «О состоянии и перспективах развития российского вертолетостроения» сказал, что портфель твердых заказов на продукцию предприятий холдинга «Вертолеты России» на период до 2020 года уже составляет 870 вертолетов на общую сумму 388 млрд рублей. «Вместе с тем не могу не отметить, – сказал Владимир Путин, – что такой прирост достигнут главным образом за счет поставок вертолетов военного назначения… А по гражданскому вертолетостроению есть, как у нас часто говорят, неиспользованные возможности и резервы».

Для того чтобы целевым образом поддержать сектор гражданского вертолетостроения, из федерального бюджета планируется выделить до 2020 года около 36 млрд рублей.

Объемы государственного финансирования развития российского авиапрома достигнут своего максимума в 2017 году и составят рекордную сумму – 166 млрд рублей. Такое финансирование предусмотрено принятой в конце 2012 года государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».

Правительством России недавно утвержден план реализации в 2013–2015 годах данной программы, который содержит перечень наиболее важных социально значимых контрольных событий с указанием сроков их выполнения и ожидаемых результатов. Среди них изготовление четырех летных образцов самолета МС-21-300, сборка опытного образца вертолета Ми-38, проведение летных сертификационных испытаний вертолета Ка-62, а также сертификация модификации самолета Бе-200 по европейским нормам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter