Высокотехнологичная наука побеждать

Экономический приоритет Беларуси — развитие высокотехнологичных производств. Совместное белорусско-российское предприятие “ЛЛК-НАФТАН” производит присадки для моторных масел, в том числе и для масел, отвечающих самым современным требованиям. Это — элита высоких технологий.

Экономический приоритет Беларуси — развитие высокотехнологичных производств. Совместное белорусско-российское предприятие “ЛЛК-НАФТАН” производит присадки для моторных масел, в том числе и для масел, отвечающих самым современным требованиям. Это — элита высоких технологий. Подобное производство под силу лишь немногим компаниям в мире (в основном — американским), которых можно пересчитать по пальцам руки, а на постсоветском пространстве это, по сути, единственное комплексное, успешно и полновесно функционирующее в этой отрасли предприятие.

Другой важнейший приоритет экономического развития страны — создание экспортно ориентированной экономики. СООО “ЛЛК-НАФТАН” поставляет на экспорт свыше 90 процентов всей выпущенной продукции, конкурируя с транснациональными компаниями. При этом экономические показатели работы наравне с высоким качеством продукции обеспечивают успешность этой конкуренции.

Сегодняшними своими достижениями предприятие в первую очередь обязано высочайшему профессиональному уровню сотрудников, реализующих в промышленном масштабе самый главный компонент современных высоких технологий — интеллект. Об этом и других составляющих успеха, а также о проблемах, сложностях, перспективах и планах предприятия рассказал в эти праздничные дни гость “Народной газеты” генеральный директор  СООО “ЛЛК-НАФТАН” Петр КАТУЛЬСКИЙ.

— Петр Васильевич, на дворе первые дни 2012 года, время подводить первые итоги года минувшего...

— Отрадно, что и в 2011 году предприятие продолжало динамично развиваться. На сегодняшний день мы выпускаем более ста наименований различных видов промышленной продукции. Ее производство превысило 60 миллионов долларов, чистая прибыль — более 10 миллионов долларов. Это почти 10-кратное увеличение показателя пятилетней давности. Доля экспорта в реализованной продукции — более 90 процентов. Положительное внешнеторговое сальдо — 30 миллионов долларов.

По результатам 2008—2010 годов наше предприятие стало победителем областного конкурса “Лучший предприниматель года” в номинации “Предприниматель-экспортер” и лауреатом аналогичного республиканского конкурса. По итогам работы СООО “ЛЛК-НАФТАН” занесено на городскую и областную Доску почета.

На данный момент мы обладаем самым крупным и наиболее комплексным производством по выпуску присадок к маслам на территории бывшего Союза.

— 2011-й знаменателен для предприятия и первым юбилеем — минуло пять лет со дня образования СООО “ЛЛК-НАФТАН”. За эти годы пройден достойный путь. Обозначьте его основные вехи.

— Первой знаменательной вехой стало спасение в 2006 году производства, не побоюсь этого слова, стратегического назначения. Подписанию учредительных документов предшествовала встреча главы нашего государства Александра Лукашенко с президентом нефтяной компании “ЛУКОЙЛ” Вагитом Алекперовым. Ее результатом явилось то, что в рекордно короткие сроки были объединены потенциалы двух акционерных обществ — ОАО “Нафтан” и дочерней структуры “ЛУКОЙЛа” ООО “ЛЛК-Интернешнл”.

Второй основной вехой в истории предприятия стало получение первой партии продукции. Первым продуктом, поставленным на производство в совместном предприятии, был комплексный пакет присадок ЛУКОЙЛ LLK-2501, разработанный Башкирским институтом ИНХП (Уфа) с подачи основного заказчика и потребителя продукции ООО “ЛЛК-Интернешнл”.

Пакет был предназначен для обеспечения производства массовых моторных масел, вырабатываемых по ГОСТу. Этот пакет присадок в значительной мере обеспечил импортозамещение не только на предприятиях группы “ЛУКОЙЛ”, но и в ОАО “Нафтан”, а также на ряде других предприятий России, производящих масла. Этот пакет и его модернизированные модификации и в настоящее время в значительных объемах производятся и используются в рецептурах масел не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье.

Прогрессивные идеи, заложенные в технологию этого пакета, успешно используются и сейчас при разработке новых присадок для современных масел. Отличительной особенностью этого периода был просто невероятно сжатый период постановки на производство и внедрения этого пакета — всего два месяца, хотя согласно практике этот период, как правило, измерялся годами. Это просто поразительный, беспрецедентный пример синхронного взаимодействия науки, производителей и потребителей присадок, а также испытателей.

Третьей знаменательной вехой следует считать переход предприятия на внедрение технологий получения прогрессивных присадок и пакетов присадок для производства моторных масел, соответствующих самым современным требованиям моторостроителей.

Конечно, эти вехи отмечены напряженным трудом коллектива и включают множество различных мер, усилий, достижений, а иногда и досадных неудач на пути к достижению успеха.

— Основой превращения Беларуси в высокотехнологичную современную державу является создание наукоемких конкурентоспособных производств мирового уровня, таких как “ЛЛК-НАФТАН”. Но давайте мысленно вернемся более чем на пять лет назад, когда с подачи зарубежных фирм формируется мнение о бесперспективности производств по выпуску присадок в СНГ, о необходимости ориентироваться при закупках присадок на западных (в основном американских) производителей. Технологическое отставание белорусов достигло критической отметки, а производство присадок было на грани полного затухания. И в этот критический момент вы с единомышленниками сделали все, чтобы спасти гибнущее присадочное производство. И это удалось, можно сказать, по счастливому стечению обстоятельств. Скажите, действительно ли так было, так появился “ЛЛК-НАФТАН”?

— Развал Союза обрушил производство присадок в республиках бывшего СССР. И на это были не только объективные причины. Сегодня ни одна отрасль мировой экономики не может полноценно развиваться и функционировать без современной техники, которая нуждается в высокоэффективных маслах. Кроме того, присадки к смазочным материалам имеют прямое отношение к строительству вооруженных сил и национальной безопасности. Не потому ли конкуренты (главным образом — американские) так спешили похоронить производство присадок в соседней России. Это было сделано с помощью банального демпинга. Ведь бросовая цена не что иное, как бульдозер, который расчищает площадку на чужой территории для собственного доминирования. Экономическая составляющая тоже имела место. Развал Союза не остановил процесса автомобилизации. В начале 90-х годовая потребность российского рынка в присадках к моторным маслам оценивалась в 60—70 тысяч тонн. Речь шла о сотнях миллионов долларов, которые, по прогнозам аналитиков, обещали превратиться в миллиарды.

Справедливости ради нужно сказать, что экспансии зарубежного капитала способствовала слабость России, не готовой на тот момент четко формулировать свои национальные интересы и твердо их отстаивать. Отраслевая наука, не имея государственной поддержки, перетекла в частные структуры. Чтобы остаться на плаву, ей пришлось совмещать фундаментальные поиски с прикладными разработками, с необходимостью продвигать их на рынок. Сам рынок напоминал княжескую междоусобицу времен феодальной раздробленности. Идеи отраслевой солидарности были не в моде, каждый, как говорится, радовался куску, выхваченному из рук соседа. Пользуясь ситуацией, западные поставщики присадок посадили российские НПЗ на иглу демпинга. Этого оказалось достаточно, чтобы собственные производители присадок там, где они оставались к середине 90-х годов, умерли тихой смертью. В экономическом смысле.

Развал Союза, подобно землетрясению, превратил экономику в необозримое поле тектонических разломов. Один из них обрушил производство присадок и в Новополоцке. Были утрачены традиционные рынки сбыта. Оборвались связи с профильной наукой, которая базировалась в Москве и Киеве. Команда специалистов, считавшаяся лучшей, а в некоторых отношениях — единственной, в системе Миннефтехимпрома, теряла людей, балансируя на грани полной ликвидации.

Первая попытка реанимации засыхающей технологической ветви “Нафтана” была предпринята в 1994 году. Нефтепереработчики навели мосты с частными структурами России и Украины, взявшими на себя ряд функций по научно-испытательному сопровождению новых образцов продукции, которые прежде были исключительным правом государственных НИИ. Стали осваивать тонкости маркетинга и начала конкурентной борьбы. Все это принесло временное облегчение. Но ремиссия, как сказали бы медики, оказалась краткосрочной. В странах накатанного сбыта продукции, прежде всего в России, конъюнктура ухудшалась. Сказывалось отсутствие внятной государственной политики в области нефтехимии. Еще большая опасность для белорусско-российского партнерства таилась в политике транснациональных компаний, доставших из сундука истории соблазн экономического блицкрига.

Больше всех активничает американский “Лубризол”. В 1994 году его поставки российским НПЗ достигают 25 тысяч тонн. Откуда везет нефтехимический спрут пакеты своих присадок? В лучшем случае из Англии, Франции. Но основные объемы поставок совершают трансатлантический перелет. Как говорится, за морем телушка — полушка, да рубль перевозу.

И все это на волне либерализации, безоглядного братания с прагматичным Западом. Как тут не увлечься, не встать в дружные ряды экономических космополитов? И “Нафтан” с чистым сердцем предлагает партнерство “Лубризолу”. Зачем возить присадки через Атлантику? В Новополоцке можно сделать изрядную часть того, что требуется для американских рецептур. Короткое плечо доставки — большой плюс для логистики. И он не единственный. Рабочие руки в Беларуси на порядок дешевле, чем в Штатах. Это уже не просто плюс, а детонатор для взрывного пересчета себестоимости. И “Нафтану” выгодно (работают установки, заняты люди), и “Лубризолу”, который разворачивает производство в непосредственной близости от серьезного рынка сбыта и продает присадки, сделанные в Новополоцке, под своей маркой.
“Лубризол” отозвался. Высокопоставленные менеджеры фирмы побывали в нашем городе. Дали высокую оценку нафтановскому производству присадок и... стали волокитить все предложения нефтепереработчиков. Мягко говоря, визит американцев на берега Западной Двины имел ознакомительные цели. Конкурента всегда нужно знать в лицо, чтобы безошибочно ставить подножки.
Сообразив, что заклинание Бендера “Запад нам поможет” гениально ироническими кавычками, а не смыслом, нафтановцы резко разворачиваются в сторону Москвы. Это как раз и была первая попытка реанимации производства, о которой сказано выше. Генерального сражения с конкурентами не получилось. Но даже временный и половинчатый (мощности в середине 90-х годов удалось загрузить не более чем на 40—50 процентов) успех “Нафтана” остановил парадное шествие западных корпораций по рынку союзной нам России. В 1996 году поставки того же “Лубризола” снизились по сравнению с объемами двухгодичной давности в 3,5 раза. Американский продукт был замещен присадками “Нафтана”. Радоваться, однако, новополочанам пришлось недолго. Прозападное лобби в российских эшелонах бизнеса и власти, массированный демпинг и другие удушающие приемы недобросовестной конкуренции поставили производство присадок в Беларуси на грань полной остановки.

Рабочие отрезки в календарных циклах установок постепенно снижаются до 2—3 месяцев. В остальное время высококвалифицированный персонал используется не по назначению, маскируя, по сути, скрытую безработицу. 2005 год и вовсе нужно признать коматозным — выработано всего лишь 700 тонн продукции. Грустный итог экономисты выведут зимой. А на исходе лета новополоцкие нефтепереработчики делают отчаянную попытку спасти единственное к тому времени производство в границах бывшего Союза. На семинар “Присадки ОАО “Нафтан”: вчера, сегодня, завтра” приглашаются более 20 российских структур, очень разных, но объединенных одним признаком — они в теме. Пленарное заседание открыл заместитель главного инженера Василий Якубяк. Ваш собеседник выступил с обстоятельным докладом о состоянии и возможностях комплекса по производству присадок. Вел круглый стол генеральный директор “Нафтана” Вячеслав Якушев.

Разговор шел сугубо специальный, постороннему человеку малопонятный. Но широкой читательской аудитории специфика и не нужна. Важно уяснить другое. Именно на этом судьбоносном семинаре белорусские производственники напомнили российским коллегам о многих непреложных вещах. Достижениях отечественной нефтехимии. Достоинстве профессионалов. Ответственности бизнеса перед государством как гарантом национальной безопасности. Исторической необходимости стоять на поле конкурентной борьбы единым строем.

Методическим пособием к дискуссии послужило само производство. Сняв очки предвзятости, гости с удивлением обнаружили, может быть, не самую новую, но хорошо обустроенную заводскую гавань. Судам-установкам, которые здесь швартовались, конечно, многого не хватало. Прежде всего — попутного ветра инвестиций. Но в принципе это была флотилия, способная решать самые серьезные задачи. На площадке предлагаемого партнерства можно было отстаивать национальную (и союзную!) экономику не в ущерб корпоративным интересам. Позиция принимающей стороны не могла не импонировать если не всем, то самым прозорливым участникам семинара. Хотя алгоритм принятия решений в большом бизнесе меньше всего связан с благородными порывами сердца. “ЛУКОЙЛ” в лице “дочки” пошел на сотрудничество отнюдь не из соображений альтруизма. Просто Новополоцк оказался кусочком смальты, которого ему не хватало для стратегической мозаики собственного развития.

“Империя” Вагита Алекперова известна в деловых кругах умением расширять свои пределы. Такой она была и в 2005 году. Ее годовой оборот оценивался в 30 миллиардов долларов, филиалы и представительства работали в 60 регионах России и 30 странах мира. Наряду с разведкой, добычей и переработкой углеводородов нефтяная компания энергично торговала своей продукцией с помощью глобальной товаропроводящей сети. В то время ей принадлежало 1500 автозаправочных комплексов в России, более 3600 — за рубежом. А фирменный сервис охотно связывает в пакетную услугу предложение автомобильных топлив и масел. Но выпуск последних невозможен без использования присадок. И просто замечательно, когда они свои. Круг замкнулся, интересы “Нафтана” и “ЛУКОЙЛа” сошлись...

Сначала могло показаться, что в названии совместного предприятия СООО “ЛЛК-НАФТАН” скрыт мезальянс, что это перепев бессмертного сюжета о бесприданнице, роль которой априори отдавалась белорусской стороне. Логика рассуждений была примерно такой. “ЛУКОЙЛ” — вторая после “Газпрома” компания России и пятнадцатая в ряду крупнейших нефтяных корпораций мира. Инвестпроект в сотню-другую миллионов долларов она поднимет мизинцем. Зачем при такой самодостаточности идти по пути соединения капиталов? Не проще ли обзавестись новеньким, с иголочки заводом присадок?

Но детальный анализ этого вопроса приводит к неизбежному прозаическому выводу. Оказывается, на освоение любого класса присадок уходит до десяти лет. Поэтому главной ценностью такого рода производств являются люди. Оборудование можно купить. Электронную начинку систем управления — тоже. А вот рецептуры не продаются, это всегда секрет фирмы. Секрет, которому не нужны бронированные сейфы, потому что он рассредоточен по головам специалистов и рабочих высшей квалификации. “Нафтан” сумел сохранить команду производственников-присадчиков, единственную на постсоветском пространстве. В развернутой мотивации “ЛУКОЙЛа”, решившего создать СП с белорусской стороной, это было главным аргументом.

Задачей задач на первых порах была детализация договорных отношений с одним из учредителей совместного предприятия — “Нафтаном”. Установки по производству присадок стоят на его территории, остаются органической частью инфраструктуры нефтегиганта, вплетены технологической и сервисной разводкой в общезаводские схемы и сети. Раньше учет потребленных ресурсов был централизованным. Теперь же его приходилось ставить на автономные рельсы, поскольку коммерческие отношения между юрлицами требовали оплаты всего потребленного по фактическим затратам. Российская сторона обеспечивала надежность другого фланга. Финансировала модернизацию производства, научное обеспечение, комплексные испытания опытных образцов продукции и потребление существенных объемов присадок компанией “ЛУКОЙЛ”.

Как видите, ответ на ваш вопрос об истории нашего предприятия занял значительный объем в нашем интервью. Конечно, гораздо приятнее было бы просто похвастаться какими-то достижениями (слава Богу, они у нас действительно имеются), но надо понимать, что какими бы ни были успехи отдельного предприятия, при отсутствии общего экономического благополучия в государстве любое предприятие обречено. Поэтому хотелось поделиться опытом принципиального подхода к созданию востребованного производства на базе гибнущих или уже загубленных мощностей, чтобы эти предприятия стали массовой опорой государству, своим работникам, всему белорусскому обществу.

К сожалению, должен отметить, что наше предприятие было создано в так называемом “ручном режиме”. Трудно себе представить, и это надо откровенно признать, чтобы у нас такое предприятие возможно было создать без прямого вмешательства Президента страны. Вот где почва для оперативных раздумий и безотлагательных действий нашим законодателям и правительству для самостоятельного конкретного решения поставленных жизнью и озвученных Президентом задач и вопросов экономического развития Беларуси.

— Спасибо за подробный и откровенный ответ. За считаные годы “ЛЛК-НАФТАН” достиг такого уровня производимой продукции, что предприятие практически встало вровень с мировыми грандами. Но не секрет, что на внешних рынках белорусские предприятия никто не ждет с распростертыми объятиями. Как удается на равных конкурировать с мировыми лидерами в области производства присадок?

— В настоящее время мы освоили технологии пакетов присадок, позволяющих получать современные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей групп SL и CI. На завершающем этапе внедрение технологии присадок для морских судовых двигателей. Не вижу принципиальных причин, по которым мы не смогли бы поставить на производство присадки для получения самых-самых “пиковых” масел наисовременнейших уровней. Так что действительно по уровню продукции мы вошли на равных в мировой рынок. Но давайте смотреть правде в глаза: закрепить успех гораздо труднее, чем его достигнуть. На моей памяти было немало успешно начинавших свой путь компаний по выпуску присадок. И где сегодня большинство из них? В лучшем случае скуплены и вошли в состав транснациональных монстров. А в худшем их постигла судьба советских предприятий, производящих присадки, — проворные конкуренты быстро переманили специалистов, чем обескровили научное обеспечение, обезглавили инженерное управление, а остальное рухнуло само, заржавело или было сдано в металлолом.

Поэтому хотел бы отметить, что производство, зиждущееся на высоких технологиях, предмет чрезвычайно хрупкий. И главная его составляющая — интеллект. А носители этого интеллекта — товар штучный и очень редкий. Можете мне поверить, за свою многолетнюю работу в области присадок и нефтехимии я убедился, что только единицы из тысяч образованных, обладающих специальными знаниями людей становились специалистами экстракласса, только единицы из сотен — просто надежными линейными специалистами среднего звена в индустрии присадок и нефтехимии. Преувеличений здесь никаких нет. К примеру, даже пришедший к нам из университета способный молодой специалист лишь через несколько лет сможет стать простым полноценным рядовым специалистом, способным самостоятельно решать задачи, ибо здесь стандарта и автоматизма нет — большинство возникающих ситуаций уникальны. И только при овладении такого уровня знаниями и навыками специалист может дальше продвигаться по службе.

Понятно, что современный технический уровень предприятия определяют узкие специалисты, имеющие весьма солидный багаж знаний. Можно вложить в производство миллионы долларов, построить современное высокотехнологичное предприятие, но без грамотных специалистов оно работать не будет. Мы в таком случае часто шутим: для производства бочки присадок нужна и бочка мозгов.

К сожалению, узких специалистов, которые нужны на нашем предприятии, на постсоветском пространстве нигде не обучают. Поэтому готовим себе молодую смену сами. Предприятие тесно сотрудничает с химико-технологическим отделением Полоцкого государственного университета, а также с Новополоцким профессиональным лицеем нефтехимии и государственным политехническим колледжем. К нам идут лучшие студенты, начинаем работать с ними примерно с 4-го курса, и ежегодно набираем 5—6 молодых специалистов, которых начинаем “обкатывать” с самых низов по всему комплексу объектов для выявления “ху ис ху”. Это наша “силиконовая долина”.

К сожалению, как я уже говорил, процесс “выпечки” из них специалистов длительный и, как писал Маяковский: “В грамм добыча — в год труды...”. И поэтому вдвойне обидно, когда подготовленный специалист уходит, находя себе более хлебное место. Особенно в последнее время исход самых классных специалистов-нефтепереработчиков в братскую Россию принял массовый характер. А как удержать? Зарплата-то в разы отличается. А помани кто из дальнего зарубежья?..

Убежден, надо однозначно, на государственном уровне понять, что в нашей не избалованной дорогими ископаемыми стране единственный выход на пути к стабильному благополучию — это высокие технологии, а в этом случае самый дорогой и ценный товар в стране — интеллект. И мерить его нельзя какой-то семиразрядной тарифной сеткой. Даже Ленин во времена жесточайшей разрухи, голода в стране призвал в Россию иностранных специалистов, установив им очень приличное жалование (кстати, и своим оставшимся платил не меньше), понимая, что иначе государство не поднять. А мы с легкостью необычайной транжирим самое ценное и, по сути, невосполнимое. Гибельный путь, и конкурентам радость... Поэтому интеллект надо холить и лелеять, хороший специалист уже сейчас, без откладывания на потом, ко временам всеобщего благополучия должен быть высоко материально обеспечен, морально уважаем не хуже бизнесмена или представителя шоу-бизнеса, ибо это не только справедливое его вознаграждение за создание конкретных материальных ценностей, но и яркий пример молодому поколению, что, усердно трудясь при получении образования, совершенствуя свои способности, реализуя талант, возможно стать настоящим хозяином своей жизни путем достижения легитимного, а не криминального успеха. Иначе это всеобщее благополучие так никогда и не будет достигнуто. Только в этом случае, попав в благоприятную среду, интеллект способен интенсивно размножаться и обеспечивать массовое благополучие даже в стране, не обладающей избытком энергоископаемых. А это безусловный залог реализации моей мечты — процветания нашего предприятия и занятия им достойного места в мировой элите производителей присадок.

— “ЛЛК-Нафтан” — это, по большому счету, синтез науки и производства. Расскажите про этот аспект деятельности?

— Производство и применение такой наукоемкой продукции, как присадки, является крайне специфической отраслью, представляющей собой единый организм, состоящий из трех неразделимых частей: наука, производство и маркетинг. И каждая из этих трех частей — самая главная.

Надо понимать, что изначальной основой, на которой построено успешное функционирование предприятия, являются научные разработки. Нам по крупицам пришлось восстанавливать научный потенциал, разыскивать тех ученых, которые в советские годы трудились над разработкой присадок. Сегодня мы активно сотрудничаем с оставшимися в странах Содружества научно-исследовательскими организациями, отдельными учеными, которые когда-либо работали над этой темой. В основном это РГУ имени Губкина (Москва), УкрНИИНП “МАСМА” (Киев), Исследовательский центр ЗАО “НАМИ-ХИМ” (Москва). А вот в Беларуси таких узких специалистов, к сожалению, никогда не было.

В этих условиях, используя научную базу соседей, СООО “ЛЛК-НАФТАН” организовало разработку и внедрило ряд технологий, на основе которых формирует рецептуры пакетов для масел, используемых практически во всем спектре эксплуатируемой техники, в том числе и самой современной. Но разработать продукт — это только полдела. Немалое значение имеют испытание и сертификация новинки. Моторные масла, произведенные по новым рецептурам, проходят тесты на крупнейших испытательных комплексах России: в Исследовательском центре фирмы ЗАО “НАМИ-ХИМ”, на КамАЗе, на АвтоВАЗе”, в испытательном центре Ярославского моторного завода. Среди моторов, на которых проводятся стендовые испытания, не только двигатели легковых автомобилей и грузовиков, но и судовые двигатели. Последняя тематика — это фактически высший пилотаж среди разработчиков рецептур для моторных масел. В такой продукции вовлечение присадок составляет порядка 20 процентов, а среды, в которых работают такие двигатели, — весьма агрессивные. Но это еще не все. Чтобы такая продукция активно использовалась судоходствами, нужно организовать целую сеть по бункеровке для возможности дозаправки судов в любом порту. Именно поэтому этот проект крайне интересует “Лукойл”, на сегодняшний день эта компания по праву считается одним из крупнейших поставщиков бункеровочных нефтепродуктов в портах России и за рубежом.

Впрочем, в “ЛЛК-Нафтан” не желают останавливаться исключительно на российских испытательных полигонах. На предприятии понимают, что процесс удачного прохождения испытаний в авторитетных западных исследовательских институтах и лабораториях откроет автоматически двери в высшую лигу производителей присадок для масел. Для того чтобы прийти на европейские и американские рынки, надо растолкать других поставщиков, а это — американские транснациональные компании, такие как Infineum, контролируемый концернами Shell и Exxon, химический гигант Lubrizol, компании с мировыми именами Chevron и Afton. Все они имеют богатейший опыт работы, отработанные и подтвержденные дорогостоящими испытаниями рекомендации по использованию своей продукции. Такие же рекомендации сначала в России, а затем по американским, европейским либо тем и другим стандартам пытаются получить и белорусские производители. Проект это дорогой и длительный — испытание только одного масла по стандартам европейских производителей автомобилей длится почти год и стоит порядка полумиллиона долларов. В настоящий момент масла на основе белорусских присадок испытывают в одной из европейских испытательных лабораторий АРL.

Развертывание программ производства перспективных присадок на нашем предприятии в значительной мере вдохнуло жизнь в привлеченные нами к сотрудничеству научно-исследовательские организации. Хочется отметить, что результаты разработок оправдывают наши ожидания, и это свидетельствует о том, что еще сохранился потенциал советской науки о присадках, не востребованный, к сожалению, в советское время. Самыми добрыми словами хочется поблагодарить носителей этого потенциала — ученых, талантливо и высококачественно выполнявших заказанные нами разработки. Это прежде всего Владимир Антонов, Богдан Ярмолюк, Виктор Суховерхов из Украинского научно-исследовательского института нефтеперерабатывающей промышленности “МАСМА”, россияне Эльшад Теляшев, Виктор Ионов, Ильдар Хайрудинов из Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан, Александр Левин из РГУ имени Губкина, Владимир Ковалев из “Пласнефтехима”, Виктор Школьников из ВНИИ нефтяной промышленности. Правда, значительная часть этих, пока еще деятельных людей находится уже в довольно солидном возрасте, и проблема равноценных молодых кадров — головная боль российской и украинской науки. Нашей, кстати, тоже. Поэтому постепенно налаживаем контакты и с дальнезарубежной наукой: Chemtura (Канада), испытательный центр KST (Германия) — одни из первых ласточек в этом направлении. Исходя из этого, заработанное стараемся не транжирить на не совсем обязательные нужды сегодняшнего дня, а пытаемся за счет систематического расширения географии и объемов продаж продукции увеличить доходы и вложить их в развитие, в том числе и в науку. Это главное условие выживания и успеха предприятия. Быстрых сверхприбылей в современных высокотехнологичных отраслях не бывает. К счастью, как мне кажется, это хорошо понимают и руководители наших учредителей — Владимир Третьяков и Максим Дондэ.

— Заслуживает всяческой похвалы то, что в Новополоцке гибнущее производство сумели сделать высокотехнологичным, наукоемким, высокорентабельным, валютно-прибыльным предприятием, которое уверенно смотрит в завтрашний день. Какие рубежи намерены покорить в 2012-м и ближайшие годы?

— СООО “ЛЛК-НАФТАН” фактом своего рождения бросило вызов старожилам мирового рынка присадок. И грандам специфического бизнеса — инновационного по сути, кастового по режиму закрытости — пришлось потесниться. Сегодня новополоцкие присадки поставляются в 12 стран Европы и Азии. Это всего лишь плацдарм для новых направлений корпоративной экспансии под флагом “ЛУКОЙЛа”. Мы не скрываем своих амбициозных планов. СООО “ЛЛК-НАФТАН” будет выпускать присадки в объеме 40—45 тысяч тонн в год. Этот тоннаж должен практически полностью обеспечить потребности самого “ЛУКОЙЛа”, на долю которого приходится 40 процентов российского рынка автомасел, а также и потребности ОАО “Нафтан”. К 2013 году валовые показатели совместного производства должны вырасти вдвое. При этом налоговые отчисления в белорусский бюджет составят порядка 20 миллионов долларов...

В настоящий момент присадки СООО “ЛЛК-НАФТАН” проходят ходовые испытания в Мировом океане. На судах последнего поколения, иные из которых по своим параметрам напоминают плавучий город. В маслах для судовых двигателей, превосходящих размерами двухэтажный дом, доля присадок достигает 20—25 процентов. Это головокружительная перспектива для диверсификации товарных поставок. Но производство продукта мирового стандарта — полдела, его никто не станет покупать наобум. К нему необходимо приложить глобальную инфраструктуру дозаправки. Создавая ее, российская компания обзавелась “факториями” в 130 портах мира. В судовых маслах, которыми они торгуют, используются импортные добавки. Задача новополоцких присадчиков — довести до логического конца многоступенчатый процесс импортозамещения, полностью обеспечить “ЛУКОЙЛ” новополоцким продуктом, выйти на равных с нашими конкурентами на мировые рынки присадок, что все вместе должно составить стабильную, экономически эффективную работу нашего предприятия и основу благополучия наших работников.

— Мы беседуем в первые новогодние дни. Каковы ваши праздничные пожелания на 2012 год?

— Прежде всего хочу через вашу газету сердечно поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством всех работников нашего коллектива. Как вы заметили, в этом интервью, в отличие от всех прежних, я преднамеренно не назвал ни одного из них. Преднамеренно потому, что, даже назвав пару-тройку десятков фамилий, все равно будут моим директорским вниманием обделены многие достойные, вложившие необходимый вклад в успех общего дела. Думаю, что их роль и работа на нашем предприятии — предмет отдельной большой статьи или даже цикла статей и передач в различных средствах массовой информации. Читателям и редакции “НГ” желаю здоровья, успехов, любви, счастья, душевного и материального благополучия и исполнения всех пожеланий от родных и близких людей. Особо хотелось бы пожелать, чтобы в наступившем 2012 году в Беларуси было создано и заработало как можно больше предприятий, подобных нашему. И если показатели их работы превзойдут наши, я буду за них искренне рад, ибо это моя родная страна.

Александр РУДКОВСКИЙ, Александр ШАБЛЮК (фото), “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter